Иуда. Предавший Христа целованием. Его имя стало нарицательным. Нет во всей кровавой истории человечества человека, совершившего больший грех. На нем – самое страшное и позорное клеймо. И это – не только наша, человеческая оценка. Тяжесть его греха определил и Сам Христос, назвав Иуду «сыном погибели», «дьяволом». Христос пытается уберечь ученика от предательства, предупреждает: «…горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться.» Но Иуда, выслушав это предостережение, все же поступает по своей воле, все же совершает задуманное.

Между тем, Иуда никого не убил. А в предательстве своем вроде бы раскаялся. Так почему же мы так строго судим его? И еще вопрос: а зачем же он повесился – именно тогда, когда появилась возможность легализовать неправедно обретенные богатства?..

Он был одним из двенадцати; его избрал Христос. Разумеется, не для предательства, но для проповеди Евангелия. Иуда видел, что его Учитель-чудотворец обладает невиданной властью не только над людьми, но и над природой, и даже над падшими духами. Иуда и сам в числе учеников Христа одним Его Именем исцелял больных, изгонял бесов. Кроме того, он был казначеем. И вором. За Христом следовали многие, в том числе богатые женщины, жертвовавшие своими имениями. Денежный ящик был у Иуды, и он оттуда крал. И наворовал наверняка гораздо больше тридцати сребренников, которые ему предложили за его предательство первосвященники, желавшие убить Христа. Он согласился, не торгуясь. Тридцать сребренников – именно такую сумму по иудейским законам обязан был выплатить виновник гибели раба его хозяину… Но эту символическую сумму Иуда согласился взять из хитрости: первосвященники думали, что он, как и они сами, движим ненавистью к Назарянину; Иуда не спешил их переубеждать.

Иуда видел, что Учитель упорно избегает прямого столкновения с первосвященниками – истинными предателями народа Божьего, родного Израиля, служившими, как и мытари, оккупационным римским властям. Но, в отличие от многих мытарей, первосвященники были далеки от покаяния. В отличие же от ослепленных ненавистью преследователей Иисуса, Иуда осознавал реальную расстановку сил. Он понимал, что столкновение первосвященников с его Равви будет подобно удару горшком – большим, но глиняным и к тому же пустым, – по небольшому слитку металла. Учитель оказался слишком добр и нерешителен для такого столкновения. Что ж – Иуда был более решителен.

Воскресив Лазаря, тело которого уже разлагалось, Иисус въезжал в Иерусалим. Под Ним был ослик, но это не мешало народу оказывать Ему царские почести. Израиль давно уже ждал Мессию. Теперь все поняли: Мессия – вот Он – Тот, Которому и смерть подвластна. Этот Царь не только исцелит больных и накормит голодных, причем все это – на халяву. Этот Царь сокрушит и всю Римскую империю со всеми ее легионами. Не римляне будут править миром, но евреи; язычники будут их рабами. Конечно, мировое господство евреев станет благом для всего человечества: прекратятся войны; общемировое правительство искоренит и нищету, и голод, и преступность; расцветут ремесла, торговля и международные связи в целом. С таким Царем все это иудеям – по плечу. И так считал не только Иуда. Так считали почти все евреи, в том числе – все апостолы. Они уже заранее делили места вокруг Царя, посты в Его мировом правительстве.

Иуда, которому Иисус доверил казну, очевидно, по праву рассчитывал на то, что именно в его руках окажутся общемировые финансовые потоки… Но…

«Царство Мое – не от мира сего…» Что за глупости говорит Учитель! Еще Он открыто говорил о том, что должен пострадать и умереть. Петр пытался было Ему в этом перечить, за что был назван сатаной. Да, сатана множество раз пытался подобраться к Иисусу, обольстить, обмануть, подчинить себе – и лично, и через Петра. Но подходящей для дьявола почвой оказался Иуда, душа которого была повреждена сребролюбием и воровством.

И сатана стал внушать Иуде, что воля Учителя совпадает с его, иудиной, волей. Вор Иуда сам отдал себя во власть сатаны. Нет, не добровольно, конечно, не по доброй, а по злой своей воле. Но это был его выбор. И, видевший душу всякого человека, Христос перестал противиться воле ученика-отступника.

Причастившись вместе с остальными апостолами Тела и Крови Христовых, Иуда идет и предает Учителя. Учитель ясно дал понять, что знает о его намерениях. Иуда, очевидно, считает, что Учитель его благословил.

Гефсиманская молитва. На челе Христа появилась кровь. Хотя тернового венца там пока еще нет. Это – кровавый пот. У Спасителя – великая скорбь. До сих пор две Его воли – Божья и человеческая – всегда пребывали в гармонии. Но теперь Сын Человеческий страшится предстоящих страданий и смерти: Он, как и всякий человек, не хочет страдать и умирать. Он уже побеждал смерть, и неоднократно, но Сам Он еще не умирал, у Него нет этого страшного опыта. «…впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет.» Человеческая воля Христа добровольно подчиняется Божьей Воле.

А Иуда в это время ведет множество вооруженных людей. Они выполняют не свою волю, но волю пославших их первосвященников. Но, подойдя к Иисусу, все они падают ниц – как падают перед царем и Богом. Иуда же подходит вплотную и целует Христа. «Все нормально! Я контролирую ситуацию!» — говорит он себе и всем окружающим, в том числе и Учителю.

Петр отсекает ухо рабу первосвященника. «Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут…» И вот уже ухо – на своем месте: раб исцелен. Однако это – последнее чудо, совершенное Христом до Его страшной, мучительной и позорной смерти на Кресте. Но Иуда ведь этого не знает. Он ведет Учителя на битву и заранее празднует победу.

Но битвы нет. Есть суд. И есть прозрение Иуды. И раскаяние: «…согрешил я, предав кровь невинную… И, бросив сребренники в храме, он вышел, пошел и удавился.»

Поверивший нашептываниям сатаны, Иуда обманулся в своих чаяниях. Отчаяние привело его в петлю.

Однако величайший обманщик, отец всякой лжи, сатана и сам оказался обманутым. И – в результате – низверженным: он потерял былую власть не только на земле, но даже и в аду.

Никто из людей, включая даже Божью Матерь, не знал, что Иисус – это Бог во плоти. До срока не знали этого и падшие духи. Святый Божий имел власть над бесами, изгонял их из людей, но все – как люди, так и бесы – полагали, что власть эта дана Ему Богом; никто не мог себе представить, что перед ними – Сам Господь Бог во плоти человеческой.

Умерев на Кресте, Христос душой Своей, как и всякий человек до Него, сошел во ад. И взломал его врата. Он отказался сокрушать власть первосвященников и римлян. Ведь у Него – совсем другая, несопоставимая цель. И цель достигнута: сокрушены и смерть, и ад, и сатана. И каждый желающий быть с Ним – идет за Ним – из ада – в рай. Но есть ли среди них Иуда?..

Некоторые пытаются оправдать Иуду тем, что без его предательства Христос якобы не смог бы выполнить Свою миссию. Но предателя этим оправдать невозможно: Всемогущий Бог Свою благую волю вполне может вершить и без нашего зла – Одному Ему известными способами.

Но почему Иуда и его судьба так волнуют меня? – Потому что и я – такой же. Я даже, пожалуй, – хуже. Ведь Иуда не знал, что Учитель – Сам Господь Бог…

Мне часто кажется, что я и сам знаю, что мне нужно, а что – нет; что такое хорошо и что такое плохо – как для меня, так и для других. Я часто свое «Хочу» превозношу выше Христа; Божью Волю подменяю своей волей; а Христа – по примеру Иуды – из цели пытаюсь превратить в средство для достижения каких-то других целей. Величайший грех, который всегда – со мной. Впрочем, я, по моим наблюдениям, в этом – не одинок; этим грешат многие христиане. Но это меня не утешает, совсем наоборот.

Но утешение у всех у нас – есть! Христос Воскрес! И я, как всякий христианин, верю: если я буду с Ним, если Его Воля станет и моей волей, – тогда мне не страшны ни смерть, ни ад, ни сатана – не говоря уж о неурядицах этого мира; тогда моя душа наполнится Христом, а значит, – миром, радостью и любовью.

Антон Сахновский

Антон Сахновский