В трех залах Историко-краеведческого музея (Дворца Алфераки) экспонируется художественная выставка «Древо жизни». Своими работами на ней представлены наши земляки, ростовчане, заслуженные художники России Алексей и Елена Курманаевские и их дочь Наталия Курманаевская.

Их совместные выставки проводились во многих городах и странах. Теперь этот праздник пришел и в Таганрог. А «Древо жизни» это, действительно, — праздник.

На открытии выставки. Слева направо: Галина Крупницкая, Алексей, Наталия и Елена Курманаевские.

Ранее в этих же залах была представлена выставка старинных икон «Окно в Россию. Религиозное искусство эпохи Петра I». Специально изготовленные для неё стенды остались на своих местах, на них размещены картины.

Алексей Курманаевский признался, что сначала стенды для него стали неожиданностью, но потом он убедился, что с ними выставка только выигрывает.

Елена Курманаевская. Триптих. «Ангелы».

Синий фон стендов – заметим — подчеркивает глубину представленных образов.

В декабре нехватку света мы чувствуем особенно остро. Поэтому выставка свои двери открыла как нельзя более вовремя. Маленькое чудо произошло на вернисаже (на открытии выставки). Катящееся к закату солнце вышло из-за туч, пронзило своим горизонтальным лучом двусветный зал Дворца Алфераки и через единственное незакрытое стендом окно осветило «Древо жизни» династии Курманаевских (на фото).

Алексей Курманаевский. «Не хлебом единым».

Елена Курманаевская рассказывает о своих работах на открытии выставки.

Заведующая Историко-краеведческим музеем Галина Крупницкая открывшуюся экспозицию назвала продолжением «Окна в Россию».

— Выставка «Окно в Россию» была концептуально очень глубокая, — отметила Галина Александровна. — Она рассказывала о людях петровской поры, о смене их внутреннего состояния, что было отражено в их духовной жизни и запечатлено в иконописи. «Древо жизни» — о том же — о смене внутреннего состояния людей на рубеже эпох, но теперь уже – в ХХ веке. Курманаевские – удивительные художники. Бог их и талантом не обидел. Алексей и Елена Курманаевские в советские времена были художниками-плакатчиками, известными во всех странах соцлагеря. Елена Михайловна и сейчас преподает искусство плаката: она — профессор кафедры графического дизайна Южно-Российского гуманитарного института (Ростов-на-Дону); в музейном комплексе «Самбекские высоты» сейчас представлена выставка плакатов, посвященных войне, на которой демонстрируются работы её студентов. Но у Курманаевских – и глубочайшая внутренняя культура, накопленная многими поколениями. Алексей Михайлович Курманаевский в своем представленном на выставке творчестве обращается к своей семье, к своим предкам. Это – старинный русский дворянский род. Они оказались в первой волне эмиграции. Алексей Михайлович родился в Пекине в 1946 году. В 1947 году, после Победы Советского Союза над фашистской Германией, Курманаевские вернулись на Родину, но отец был репрессирован…

Открывается вся выставка картиной Алексея Курманаевского «Не хлебом единым», на которой изображены Золотые (Царские) Ворота. Это – очень символично. С Царскими вратами ассоциируется и царский путь ко спасению. Царские врата — двустворчатые двери напротив Престола (в алтаре), главные врата иконостаса в православном храме. В богослужении открытие Царских врат символизирует отверзение Небесного Царства. Но Золотые (Царские) врата встречаются и за пределами храмов, причем повторяются во времени и пространстве: Иерусалим, Царьград (Константинополь), Киев, Владимир… И в Сан-Франциско мост называется «Золотые Ворота»…

Елена Курманаевская. «Пасхальная ночь».

Во втором зале – работы Елены Михайловны Курманаевской, в том числе – посвященные её удивительной семье.

— Её отец, Михаил Игнатьевич Бабич, стал одним из героев постоянной экспозиции на «Самбекских высотах», — продолжает свой рассказ Галина Александровна Крупницкая. — Этот человек прошел всю войну, воевал на Миус-фронте, причем вместе со своим отцом, которому уже было много лет, но он все равно пошел на фронт – добровольцем; был тяжело ранен, от ран скончался в госпитале в городе Зверево Ростовской области. Елена Михайловна в дар музею передала несколько писем отца: это – памятник эпистолярного жанра периода Великой Отечественной войны. Михаил Игнатьевич Бабич – выдающийся художник, уже в советский период высоко ценимый в США.

Незадолго до войны Михаил Игнатьевич окончил Ростовский художественно-промышленный техникум (преобразованный позднее в художественное училище имени Грекова, где Бабич стал преподавателем). Томимый жаждой творчества, он рисовал и на фронте: вместо туши использовал сажу, вместо кисти – веточку. Творчество четы Курманаевских, как и Михаила Бабича, проникнуто оптимизмом, любовью к людям и к жизни.

Елена Курманаевская. «Автопортрет».

Линия жизни прослеживается в разных работах Елены Курманаевской. Чуткий зритель понимает и чувствует, что художница — женщина православная, истинная христианка, для которой Бог – Жизнь, и Любовь, и всё во всём; и это отражается не только в работах, непосредственно касающихся Православия, но и в сериях, посвященных Владимиру Набокову и его творчеству и даже Венецианскому карнавалу. А Центральное место занимает масштабное произведение «У каждого – свой квадрат», говорящее о том, что между Востоком и Западом нет глубинных противоречий, что в главном они – едины.

Алексей Курманаевский. Три портрета: дочери, автопортрет, жены.

Что примечательно, Если Алексей Михайлович пишет маслом, то Елена Михайловна — преимущественно темперой – той самой краской, которой храмовые иконы писались во времена Петра, пишутся и в наше время.

Третий зал – зал отца и дочери. Открывает его «Философия жизни» Алексея Курманаевского: это – про место в мире, которое себе выбирает каждый из нас.

Наталия Курманаевская – достойная продолжательница деяний деда и родителей. Она – сильный график. В частности, Наталия — мастер цветных автолитогравюр.

На таганрогской выставке художница среди других представила серию цветных автолитографий «Святые князья земли Русской» и серию рисунков углем «Храмы России», которые уже на вернисаже приковали внимание многих посетителей (на фото).

Елена Курманаевская. «У каждого свой квадрат».

Наталия Курманаевская предстает перед посетителями выставки еще и как графический дизайнер: за стеклами музейных витрин – разнообразная полиграфическая продукция, в том числе выполненные художницей для Таганрогского государственного литературного и историко-архитектурного музея-заповедника альбом-каталог «Таганрогское общество II половины XIX века в бытовых рисунках» (2019) и альбом-каталог «Пётр I и его эпоха» (2022).

Наталия Курманаевская. «Легенды Древнего Танаиса».

Три автора. Три разных самобытных личности. Три великолепных мастера: каждый – в своем. Но чувствуется в них родство, прежде всего – духовное. И не случайно в работах каждого из них – разные смысловые пласты, символы, аллегории, аллюзии, переклички и параллели… И деревья…

Выставка «Древо жизни» продолжит работу до 15 января. График работы Историко-краеведческого музея: вторник-воскресенье с 10.00 до 17.00, понедельник – выходной.

Справки по телефону: 38-34-96.

Антон Сахновский.

Фото автора.