22 сентября 2016 г., в день 44 годовщины блаженной кончины архиепископа Чебоксарского и Чувашского Николая (Феодосьева), состоялась панихида у его могилы на Николаевском кладбище города Таганрога. Благочинный Таганрогского округа протоиерей Алексей Лысиков и клирики благочиния совершили панихиду о упокоении подвижника и исповедника, чья жизнь была тесно связана с нашим городом. Отец благочинный рассказал о необычайном жизненном пути этого человека, прошедшего через тяжелые годы, доставшиеся на долю нашей Родины – от гражданской войны до хрущевских гонений.
«Архиепископ Николай свое духовное становление связывал с молитвенным заступничеством святого праведного Павла Таганрогского, уже тогда почитавшегося за великого старца. Владыка в завещании просил похоронить его на той земле, которая была его духовной колыбелью и местом священнического служения – в Таганроге. Мы приходим на могилу этого подвижника и молимся о упокоении архиепископа Николая, чья судьба, пастырский и исповеднический подвиг заслуживают благоговейного изучения и почитания», – отметил священник.

05221

«Вознесох избранного от людей Моих»

Таганрогу, а с ним и всей Донской земле, дарован, наряду с другими подвижниками христианского благочестия, еще один молитвенник и покровитель — архиепископ Николай (Феодосьев), чья судьба, пастырский и исповеднический подвиг заслуживают благоговейного изучения и почитания.

Родился будущий епископ Николай (Феодосьев Николай Андреевич) 1 февраля 1893 года в селе Зайцево-Никитовка Бахмутского уезда, Екатеринославской губернии (ныне Донецкая область) в семье протоиерея. В книге своих воспоминаний «Под сенью благодати Божией и под покровом Божией Матери» владыка рассказывает о происхождении своего рода, имеющего священнослужителей в семи поколениях, от греческого священника Иосии Феодосиса, прибывшего в Россию в числе переселенцев из Греции во второй половине XVIII века.
В 1907 году владыка окончил Бахмутское духовное училище, затем в 1913 году Екатеринославскую духовную семинарию и был определён псаломщиком при Александро-Невской церкви посёлка Ртутный Рудник (ныне Горловка, Донецкая область).
Около 1920 года он, как один из немногочисленных в то время грамотных людей, был мобилизован на службу в военную канцелярию полка Красной Армии, остановившегося в его родном селе. С юности мечтая посвятить себя служению Богу, Николай тяготился военной службой. По Божиему промыслу их полк пребывает в Таганрог. Именно здесь Николай принимает твердое решение об окончании военной карьеры. Несколько раз он просит командира полка о демобилизации, но получает громогласный отказ с угрозой трибунала, если просьба повторится снова.
Пытаясь найти помощь в своей скорби, Николай узнает об удивительном таганрогском старце. После панихиды у могилы Павла Таганрогского еще живая тогда старица Мария Величко благословляет будущего архиепископа снова просить об отставке. По молитвам старца Павла Господь совершает чудо, и грозный командир отпускает его с миром.
В июле 1921 года наконец исполняется чаяние его юности — Николай рукоположен во священника и назначен на приход в селе Ряженое (ныне Матвеево-Курганский район Ростовской области).
В 1929 году священник был репрессирован, отбывал наказание на работах в Беломорканале в Белбалтлаге. «Лишившись … благополучия и свободы, я ясно понял, что все это послал мне Господь не для земного наслаждения, а для Божьего испытания, проверяя мою веру и упование на Господа Бога… Лишившись всего, я с верою сказал: «Да будет, Господи, Твоя святая воля», — Слава Господу за все. Бог дал, Бог и взял. Буди же имя Господне благословенно от ныне и до века…», «единственным моим утешением была молитва к Господу Богу, Божией Матери, всем Святым и к старцу Павлу: «Павел Павлович, ратуй…» — вспоминал владыка об этих страшных годах.
Возвратился домой отец Николай в 30-х годах, когда храмы были закрыты, и служить священником не представлялось возможным. Он работал на заводе вулканизатором автопокрышек и автокамер. «Тоска по службам Божиим угнетает меня. Я приобрел радиоприемник; по воскресным дням я слушаю по радио Божественную Литургию, слушаю и плачу…» В 1935 году еще одна скорбь постигла отца Николая — отошла ко Господу его матушка.
Верующие таганрожцы нашли отца Николая и обратились с просьбой служить тайно на дому. Он совершал службы в Таганроге в частном доме по адресу: Мясницкая, 5: «Рискуя, взявши на свою волю с условием принести покаяние пред епископом, самовольно и самочинно отгородивши иконостас, поставивши небольшой престол и освятив помещение по положенному церковному правилу, я дерзнул служить и Божественную литургию».

Вскоре состоялась судьбоносная встреча с архиепископом Иосифом (Черновым), о которой владыка Николай с трепетом пишет: «Вдруг приезжает законный наш епископ, бывший последним при закрытии церквей. Я падаю ему в ноги и говорю: «Согрешил я перед Богом и перед Вами, Владыко, совершивши без Вашего архипастырского благословения 33 Божественные Литургии; наказывайте же меня, как хотите…» А он подымает меня со слезами на глазах, целует и, благословляя, говорит мне: «Так и надо было сделать; я это знал, и мое архипастырское благословение было с Вами».
Архиепископ Иосиф (Чернов), видя его рвение и любовь к Богу, пишет ему записку: «О. Николай, с некоторого момента, посоветовавшись со старицею Мариею, у меня явилось желание постричь Вас в монашество». И в 1943 году, во время оккупации, Николай Феодосьев был пострижен в монашество и возведён в сан архимандрита.
После войны владыка вновь повергался репрессиям, а в 1956 году был реабилитирован. С 1956 года — он настоятель Преображенского кафедрального собора Полтавы, который был закрыт и снесён в 1962 году.
3 апреля 1960 года в трапезном храме Троице-Сергиевой лавры владыка Николай был хиротонисан во епископа Чебоксарского и Чувашского.
Во время пребывания владыки на Чебоксарской кафедре, он стяжал огромную любовь своей паствы. Духовные чада владыки Николая вспоминают жизнь рядом с ним как самые счастливые годы, наполненные его молитвенной помощью и назиданием.
«Обычно к нему приходили со слезами, а уходили от него радостные и повеселевшие. Он каждого подробно расспрашивал о нуждах и отвечал не сразу. Обычно он глаза опускал вниз: посидит, подумает и потом только дает ответ», — вспоминает инок Захария, которого владыка Николай пригласил к себе в иподиаконы. — «Он воспитывал меня духовно, просил меня читать ежедневно Псалтирь и чтобы я непрестанно молился. Владыка жил очень тихо и миролюбиво. Советская власть его любила и уважала. К нему часто приезжали власти, исповедовались у него и даже молились вместе с ним».
Вспоминает Материна Раиса Дмитриевна: «Он всегда раздавал милостыни. Никогда никому не отказывал. Он помогал и нищим, и богатым. Когда его провожали со службы, он успевал всем давать по рядам с обеих сторон. Он давал деньги, и все были рады, и все его благодарили. Я благодарю его до сих пор. Он помог мне своими молитвами получить квартиру. Вот как это было. Когда я спросила его, надо ли мне идти на комиссию, чтобы получить квартиру, он ответил: “Ты иди, смело иди”. — “А если не дадут?”- “Дадут тебе квартиру. Я буду усердно молиться, чтобы тебе дали квартиру. Ты сразу получишь ордер и ключ”. Так оно и произошло. Когда я пришла на комиссию, меня сразу вызвали, выписали мне ордер и сказали мне: “Вот тебе ключ от квартиры”».
Монахиня Евлампия рассказывает, как владыка Николай провидел судьбу мальчика, отец которого работал электриком в соборе: «Когда Сереже было три годика, его часто оставляли в доме владыки. Сереженька говорил владыке Николаю: “Дедушка, Владыко, я пришел к тебе по душам поговорить”. Владыка Николай обнимает мальчика, берет его на руки и говорит: “Степушка, Степушка, вот какой пан пришел!” Мы говорим: “Сережа он, Сергий”, — “А мы его Степушкой назвали”. Вот и Стефан он сейчас (после пострига)».
Монахиня Евлампия готовила пищу владыке, она говорит о его строгом постничестве: «Владыка не вкушал пищи в Великий пост все 40 дней до самого Великого Четверга. Так было все 13 лет. Начиная с пестрой недели, он уменьшал свой рацион, а с масленицы уже почти ничего не ел».

05222

9 сентября 1971 года владыка был возведён в сан архиепископа. Скончался владыка Николай 22 сентября 1972 года после продолжительной болезни.
Больше всего привлекало людей в архиепископе Николае его отеческое сердце. Он обладал такой силой утешения и любви, что к нему приходили тысячи. И это стало явно видно в те дни, когда его многочисленная паства прощалась с дорогим архипастырем, отошедшим ко Господу.
«Он предвидел свою смерть, — продолжает вспоминать монахиня Евлампия, — назвал мне день и час кончины. Просил нас читать “Последование по исходе души от тела”. Мы читали втроем, но читать не смогли, мы начали сильно плакать. Тогда он сам прочитал Последование. … На отпевание Владыки пришла уйма народу. Вокруг храма была настоящая тьма. Храм оцепила милиция, как бы чего не произошло. Вместе с гробом крестным ходом обошли три раза вокруг храма. Потом его провожали на машинах. Легковых машин было очень много. Провожали его до самого аэропорта. Гроб с владыкой занесли в самолет».
Алексей Павлович Павлов, служивший иподиаконом у владыки, так вспоминает эти дни: «Владыка завещал похоронить себя в Таганроге у могилы старца Павла и могилы старицы Марии. Я ездил на его похороны в составе делегации от нашей епархии. Мы летели на Ан-2. Таганрог нас не принял. Мы приземлились в Саратове. Владыкой Саратовской епархии был тогда Пимен, ставший впоследствии патриархом. Он спрашивает нас: “По какой причине вас не приняли? Он правильно сделал, будет со мною служить”. Тогда праздновали Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Гроб с телом покойного погрузили в машину, чтобы отвезти его в кафедральный собор. Я говорю владыке: “Вам помочь?” — “Нет, не надо. У нас свои иподиаконы есть”. На следующее утро погода была замечательная. Девочки говорят: “Слава Богу, Таганрог принимает!” Мы летим, смотрим из окошка: эх! Бабушки бегают с цветами! Часа полтора гроб с телом покойного стоял у него в доме, а потом отвезли в церковь. У могилы старца Павла хоронить не разрешили. Похоронили мы Владыку Николая на новом кладбище».
Ежегодно на могиле архиепископа Николая (Феодосьева) в день его блаженной кончины собирается множество людей на панихиду, чтобы молитвенно вспомнить этого подвижника и попросить его заступничества пред Господом и его Пречистой Матерью.