Личность и деяния Петра I в творчестве художников Таганрога XXI века

Первенец Петра во многом похож на своего отца-основателя. Прежде всего – своим творческим потенциалом, жаждой новых свершений. Среди таганрогской творческой интеллигенции нельзя не вспомнить живописцев. Таганрог – единственный в Ростовской области, один из немногих во всей стране город, имеющий свою, городскую, организацию Союза художников России.

В преддверии 350-летия Петра расскажем о том, какую роль он сыграл в жизни и творчестве художников – наших земляков и современников; каким он предстал в их творениях.

Николай Ливада: с мечтой о море

Осенью 2021 года отметивший свое 80-летие таганрогский живописец, график, сценограф и иконописец Николай Николаевич Ливада, чья персональная выставка «Свидетельства времени» состоялась в историческом здании Художественного музея, передал в дар музею свое масштабное эпическое полотно «Гнездо Петрово».

Николай Ливада. «Гнездо Петрово»

Как рассказал сам автор, эту работу он и замыслил, и воплотил в жизнь уже достаточно давно: она была представлена и на ретроспективно-юбилейной выставке, посвященной его 75-летию. К ней он возвращался неоднократно, дописывал картину несколько раз в течение нескольких лет.

«Гнездо Петрово» — групповой портрет, на нем – пять человек, слева направо: вице-адмирал Корнелий Крюйс (1655-1727), генерал-адмирал Фёдор Апраксин (1661-1728), император Петр Первый (1672-1725), инженер Матвей Симонт и адмирал Алексей Сенявин (1722-1797). Все пятеро имеют самое непосредственное отношение к нашему городу. Правда, Алексей Сенявин, память о котором в своем названии сохранила основанная им Синявка, — не соратник Петра, а продолжатель его дела. Что касается Матвея Симонта, — этот инженер-капитан при Петре Великом, итальянец по происхождению, строитель Таганрога, оказался единственным в этой честной компании, чьего изображения Николай Ливада найти не смог. Но живописец нашел выход из положения – написал условного Симонта с натуры, натурщиком стал его друг и коллега, таганрогский художник, поэт и переводчик Олег Львович Хаславский: мастерские этих живописцев находились по соседству. Так Николай Николаевич увековечил своего друга, который в декабре 2021 года оставил этот мир.

Директор Таганрогского художественного музея Тамара Федоровна Пугач отметила, что Николая Николаевича Ливаду с музеем связывает плодотворное и давнее сотрудничество, при этом выдающийся талант и высокий профессионализм позволяют мастеру живо откликаться на все события, происходящие в нашей стране.

Примерно 95 % музейной коллекции находится в запасниках; представленная вниманию посетителей постоянная экспозиция – лишь видимая «вершина айсберга». Но «Гнездо Петрово» в хранилище осядет нескоро. Ведь наступающий 2022 год – юбилейный для отца-основателя Таганрога, создателя и первого императора Российской империи — год его 350-летия; в этом году планируется проведение в музее посвященных Петру Великому выставок…

Картина в дар музею была передана в преддверии другой юбилейной даты. 7 декабря исполнилось 360 лет со дня рождения Федора Матвеевича Апраксина (27.11.(07.12.)1661 – 10.(21.)11.1728, Москва). Граф, первый генерал-адмирал русского флота Федор Апраксин – один из ближайших сподвижников Петра I; на полотне он изображен по правую руку от царя. Рос вместе с Петром, принимал деятельное участие во всех его начинаниях, в том числе и в создании русского флота. В 1696 году при взятии Азова был удостоен чина полковника. В 1697 году ему был поручен надзор за строительством флота в Воронеже. В 1700-1707 гг. — главный начальник Адмиралтейства. Первый азовский губернатор (1709). Петр I командировал Апраксина для ускорения работ по строительству в Таганроге гавани, «памятуя о том, яко о главном». Руководил строительством Таганрога с гаванью для военных судов и Троицкой крепостью, при р. Миус выстроил Павловскую крепость, снабдил воронежскую верфь доками и шлюзами. В соответствии с Прутским договором по приказу Петра I был вынужден разрушить Таганрог и отдать туркам Азов. Первый президент Адмиралтейств-коллегии. Сенатор. В 1722-1723 годы участвовал в походе Петра I в Персию. Командовал Каспийской флотилией и Балтийским флотом. С 1726 года – член Верховного тайного совета.

Что примечательно, малая родина Николая Николаевича, хутор Самойлов Краснодарского края, находится достаточно далеко от моря. Но при этом Николай Ливада, как и родившийся и выросший в Москве Петр Первый, с детства грезил морем и морскими судами.

    — У меня была и книжка с чертежами, — вспоминает художник. — И я, когда был школьником, по этим чертежам вырезал из дерева, собирал модели кораблей.

В 1970-м, окончив Ростовское художественное училище им. М.Б. Грекова, он, как и мечтал, стал жителем приморского города – основанного Петром Таганрога.

В советские годы Николай Ливада украсил своими работами интерьер кафе «Старая крепость»: писал маслом на специальных досках, которые затем были развешены на стене в два ряда. Вверху была размещена портретная галерея: Петр и его сподвижники. Нижний ряд изображений был посвящен истории создания флота и Троицкой крепости. Увы: все эти произведения изобразительного искусства оказались утраченными.

Николай Ливада. «Великий флотоводец Петр I» (холст, масло, 100 см х 80 см)

Но зато сохранилась целая серия из 16-и портретов: на главном из них – создатель Российского флота и Российской империи Петр Алексеевич Романов, на остальных 15-и – адмиралы Российского флота, начиная с Петровских времен и заканчивая Крымской войной 1853-1856 гг. Эту серию Николай Ливада написал в 2010-е по заказу своего знакомого отставного офицера ВМФ Анатолия Михайловича Афанасьева.

Иван Дереберя: история флота

Таганрожец Иван Григорьевич Дереберя – известный в России художник. Своей славой он обязан прежде всего графике. Но и живописец он – замечательный. Об этом свидетельствует, в частности, серия из 10-и полотен (масло, холст), иллюстрирующих историю Российского флота, прежде всего – его создание Петром Первым.

Иван Дереберя. «Император России Петр Великий» (холст, масло, 105 см х 73 см).

Этот мир Иван Григорьевич покинул на 92-м году жизни, в 2014 году. Флотоводскую живописную серию создал семью годами ранее. Появлением на свет этого цикла работ мы наряду с художником обязаны его другу, таганрогскому коллекционеру Анатолию Михайловичу Афанасьеву: именно он был автором идеи.

Морской офицер запаса Анатолий Афанасьев не только сподвигает к творчеству своих друзей-художников. Он и сам – творческая личность: Анатолий Михайлович своими руками создает модели кораблей.

Владимир Вельтман: осколки прошлых эпох

Будучи учеником 3-го класса Таганрогской художественной школы, 12-летний Володя для Всесоюзной выставки создал «Полтавскую битву»: Петр Первый на коне — на фоне сражения. Это была мозаика. Размер — метр на полтора. Мелкие разноцветные камушки и обточенные волнами стеклянные осколки собирал на морском берегу, приносил домой. И потом по эскизу небольшими участками наносил на жидкий цементный раствор (отец Владимира специально изготовил для этого дела ящик из толстой фанеры). Продолжалась работа около полугода.

— Меня похвалили, но в Москву мою работу не послали, — вспоминает Владимир Викторович. – Тяжесть была непомерная – около ста килограмм. Отец изготовил специальную раму, установил её на тачку, сверху закрепил мою мозаику, — и повезли мы её в мою художественную школу: она тогда находилась возле Старого ж/д вокзала. Леонид Александрович Стуканов как увидел, – за голову схватился…

Владимир Вельтман и ныне любит собирать на морском берегу осколки прошлых эпох. Одна из его работ, выполненных в смешанной технике, — «Таганьему Рогу быть…» (2016 г., 200х100, оргалит, холст, масло, керамика, стекло). В центре композиции – лик Петра, написанный маслом на холсте, вырезанный, наклеенный на оргалит. На этот портрет художника вдохновил «Медный всадник» Фальконе. Известному французскому скульптору изобразить лицо русского царя, открывшего окно в Европу, никак не удавалось. Его выручила соотечественница и ученица Мари-Анн Колло. Она, тогда еще подмастерье, вылепила голову Петра за одну ночь.

«Таганьему Рогу быть…» (2016 г., 200х100, оргалит, холст, масло, керамика, стекло)

— Вокруг Петра я микшировал отдельные элементы, которые, как мне показалось, характеризуют его осколочность сознания, — делится Владимир Вельтман. — Фигура Петра – противоречивая и мощная, взрывная. Своей взрывной волной он меняет весь мир вокруг себя – в масштабах всей огромной России.

Что примечательно, своим появлением на свет Владимир Викторович Вельтман обязан Петру Первому. Нет, потомком императора он, конечно, не является, но среди его предков были немцы, Родиной для которых стала Россия (об этом свидетельствует его фамилия), а то, что такое стало распространенным явлением, — заслуга Петра.

На другом смысловом и временном уровне подразумевались еще и осколки той империи, которую создавал Петр Первый в начале XVIII века и которую мы потеряли в конце века ХХ.

И другие…

Отца-создателя нашего города не обходят вниманием и другие таганрогские художники.

Так, Виктор Леонидович Хлопецкий в 2021 году написал и подарил художественному музею полотно «Здесь быть крепости». Петр изображен сидящим на камне у моря. За его спиной – обрыв – таганрогский высокий берег. Неподалеку – баркас, на котором он прибыл. В руках – излюбленная трубка. В мечтах – великая Россия.

В начале 2000-х серию офортов «Таганрог – колыбель русской морской славы» создала Нина Зундер.

Нина Зундер. Офорт из серии «Таганрог – колыбель русской морской славы»

Возле памятника Петру Первому иногда можно застать Алексея Быханова – вместе с его миниатюрами. И его предки оказались в России благодаря Петру I, прорубившему окно в Европу, а также Екатерине II, распахнувшей это окно во всю ширь. Алексей Константинович Быханов – последний из живущих в Таганроге потомков знаменитого грека Ивана Варваци – богатейшего негоцианта, крупнейшего мецената, героя освободительной борьбы греческого народа от ига турков. По образованию Алексей Константинович – врач; работал на «Скорой помощи» в Батайске; выйдя на заслуженный отдых, вернулся в родной и любимый Таганрог и предался любимому делу – изобразительному искусству. Рисует гуашью. Начинал с миниатюр 9х13. Есть у него и портреты Петра, очень психологичные. Работа «Пётр Первый прибывает на мыс Таганий Рог. 1696» — более крупная – 21х30 см.

Алексей Быханов. «Пётр Первый прибывает на мыс Таганий Рог. 1696»

— У меня Петр Первый – без головного убора, в красном камзоле: есть и такой в его гардеробе в Эрмитаже, — объясняет художник. — Казак – с бородой: им было разрешено. Филевский написал: «27 июля 1696 года царь сел в казачьи лодки, вышел из устьев Дона в море…» Волна преувеличенно высока, ибо не может Пётр прибыть на малюсенькой. Он уже и ногу подготовил ступить на берег. Это должен быть мощный шаг.

Можно долго перечислять художников Таганрога, изображающих Петра, а в особенности – их творения. Будем надеяться, в нынешнем, юбилейном 2022-м году нас ждёт сразу несколько выставок, посвященных Петру Великому.

Антон Сахновский

Антон Сахновский