18 мая, — Международный день музеев. В преддверии этой даты Историко-краеведческий музей подвёл итоги виртуального фотоконкурса «#ЯВМУЗЕЕ», который в течение полутора месяцев проводил на своей публичной странице в социальной сети «Вконтакте».

Объявление победителей и призёров и их награждение двусветном зале Дворца Н.Д. Алфераки провели являвшийся председателем жюри известный таганрогский фотограф Сергей Плишенко, завмузеем Галина Крупницкая и куратор конкурса научный сотрудник музея Ника Кирповская.

По условиям конкурса представленные фотоработы должны были сопровождаться текстами. Многие участники не только гармонично словесно дополнили фотоизображение, но и написали целые маленькие эссе, которые мы можем процитировать лишь частично, отрывками.

Татьяна Тихинская «Взгляд в прошлое»:

«Во Дворце Алфераки попадаешь в особый мир — мир красоты и гармонии. Невольно выпрямляешь спину, поднимаясь по парадной лестнице, а в зеркале ищешь отражение давно минувших дней… Здесь чувствуется бережное, даже трепетное отношение к истории нашего любимого города…»

 

 

 

 

 

 

 

 

Ирина Гришко «Влюбляет с первого взгляда»:

«Особняк Алфераки влюбляет в себя с первого взгляда. Замечательно, что сохранена атмосфера XIX века… В залах работают интересные выставки. Особая благодарность экскурсоводам — так рассказывать могут только по-настоящему увлеченные люди. Весь персонал музея очень приветливый и сразу настраивает на позитивный лад. Уверена — хэштэг #Явмузее буду использовать не раз.»

 

 

 

 

 

 

 

Ирина Багрянцева «Волшебное сияние»:

«Я родилась в соседнем дворе, и с тех пор мы были вместе. Еще в детстве меня поразила твоя монументальная красота. В школьные годы ты рассказывал мне об истории родного края и любимого города. А потом, почти 40 лет, ты провожал меня на работу. Я стояла напротив тебя, на трамвайной остановке, и любовалась красотой твоей архитектуры, изысканной утонченностью отделки фасада…

Сейчас я часто прихожу к тебе, как к старому доброму другу. Стараюсь посещать все выставки, посвященные живописи и графике, хотя этими видами творчества твои экспозиции не ограничиваются. И каждый раз я покидаю твои гостеприимные стены, чтобы возвращаться снова и снова.

До встречи, Дворец Алфераки!»

 

 

 

 

 

 

Полина Котина «Обнимая мой славный город»:

«Можно встать на мысу, раскинуть руки, обнимая город, и постоять на свежем ветру… А можно зайти в один из залов Историко-краеведческого музея, расположенного во Дворце Н.Д. Алфераки, и застыть в изумлении перед ковром во всю стену. Это ковёр-оберег. И хочется ещё шире раскинуть руки и обнять не только город, основанный Петром Великим, но и его славную историю. И, вникая в смысл изображённых на ковре символов, постигать замысел художника Юрия Фесенко, и ощущать его огромную любовь к «личному городу»… И, в свою очередь, делиться своими очень личными чувствами! Ковёр… От него веет и силой, и теплом… Силой героического прошлого моего родного Таганрога и теплом человеческих сердец, которым так богата наша русская земля…»

 

 

 

 

«Жезл Жуи» Ирины Поплавской:

«Как провести дождливый выходной?  Можно просидеть за книгой или у телевизора, а я выбрала музей! В этот раз — любимый с детства Краеведческий. После реконструкции была на нескольких прекрасных выставках, но тут захотелось пройти не спеша по его великолепным залам. Мне очень повезло: была репетиция камерного оркестра, и по всем залам разливались прекрасные симфонические шедевры…   Наш музей превратился в настоящий дворец: мраморные колонны, позолота зеркал, потолков, изысканная мебель. Вот стол Александра, а за этим писал Деникин. Роскошь восточного зала с инкрустированными шкатулками, изящным фарфором. И, о, чудо, жезл Жуи —  волшебная палочка китайских властителей, исполняющая желания. А ведь мое желание исполнилось: я в музее и как из ниоткуда возникают философские слова Харуки Мураками: «Откуда все пришло, туда все и уйдет. А я — лишь путь для самого себя, дорога, которую мне надо пройти…» Моя дорога сегодня вела меня по залам музея от петровских времён, через века и пространство. И моя встреча с жезлом Жуи была не случайна: он подарил мне новый этап духовного совершенства.»

 

Вера Котина «На фоне Чехова…»

«…Остановилось прекрасное мгновение, запечатлевшее меня в интернациональной компании. По правую руку от меня (я в центре) – Хуан, волонтёр из Аргентины… Заснеженный флигель, в котором в далёком январе у Павла Егоровича и Евгении Яковлевны Чеховых родился третий сын – Антон. Александровские торговые ряды… Памятник великому писателю к 100-летию со дня его рождения… Справа на стене – картина мастера живописи Олега Ивановича Бувалко «Лавка Чеховых», написанная в 1981 году. В тот год я окончила тот же, что и Чехов, университет… С Антоном Павловичем мы учились на разных факультетах».

А наибольшее внимание к себе привлёк экспонат выставки «Путешествие в Азию» — скульптурное изображение Будды.

 

Анастасия Заводовская «День в музее»:

«На выходных, прогуливаясь по центру города и наслаждаясь весной, моя любимая четырёхлетка спросила меня с характерным еврейским прононсом: «Мама, а что такое музЭй и почему мы до сих пор ещё не там?». «Какой замечательный вопрос, малышка, а давай-ка я тебе не расскажу, а покажу»… Больше всего Ангелину поразил «золотой дядя» — статуя сидящего Будды».

 

 

 

 

Второго места удостоен Игорь Подройкин за свою фотоработу «Время, остановись»:

«Временно покидаем весёлую карусель сансары. Круговорот ежедневных забот и дел. Открываем тяжелую дубовую дверь особняка, некогда принадлежавшему Николаю Дмитриевичу Алфераки, и проваливаемся во времени и пространстве. Эти стены, пройдя сквозь время, несут на себе отпечаток различных эпох. Важнейших событий истории города, и нашей страны в целом, свидетелем которых были эти окна, сад, зеркало на лестнице. Прошедшее сквозь века оно запечатлевает на краткий миг и Вас. Ваш след в истории. В этих залах можно ходить часами, присматриваясь, в подробностях изучая каждый экспонат. Но рутина дел, как ни старайся убежать, толкает тебя дальше в беличье колесо забот. В попытке на миг остановить этот бег, пробую медитацию у статуи Будды. Извини, пробудившийся, что спиной к тебе. Но нужно смотреть туда, куда и ты, не правда ли? Жаль, но, похоже, ничего не выходит. Видимо, я еще недостаточно просветлен… Может быть, в следующий раз…»

 

 

 

 

 

 

III место заняла Ксения Тихинская: к успеху её привела «Лестница в историю».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Победу разделили две фотоработы  «Во дворце Алфераки» Евгении Грачёвой

и «Эстетика музея» Милены Демяшкиной, написавшей:

«Обучаясь на историческом факультете, мне удалось побывать во многих музеях нашего края. Самым запоминающимся музеем стал наш таганрогский Историко-краеведческий музей (Дворец Алфераки).
Дворец Алфераки не просто про просвещение и историю, это также про эстетику и утонченное искусство. Находясь в стенах музея, полностью погружаешься в эту исключительную, необычайную атмосферу XIX века. Залы здесь выдержаны в стиле итальянского барокко, также прослеживается поздний классицизм. Атмосфера изысканной, сдержанной роскоши витает в воздухе. Эстетика прослеживается в каждом уголке, в каждой композиции и выставке. Для меня Дворец является источником вдохновения. Определенно, каждому стоит посетить это удивительное место в самом сердце Таганрога.»

Наряду с представленными на большом экране фотоработами и зачитанными Никой Кирповской сопровождающими фотографии текстами присутствующих своей игрой порадовал один из участников состоявшегося конкурса молодой таганрогский пианист, лауреат международных музыкальных конкурсов Иван Корочкин.

Галина Крупницкая пообещала собравшимся участникам фотоконкурса, что проект «#Явмузее» будет продолжен.

 

Антон Сахновский.

Фото предоставлены музеем