Развитие православной психологии является важной задачей в условиях современного общества, которое все больше сталкивается с проблемами, связанными с утратой системы ценностей, потерей духовно-нравственных ориентиров. Однако несмотря на проведение отдельных исследований и активные действия практических психологов, часто именующих себя «православными психологами», это направление находится скорее на этапе своего становления, о чем свидетельствуют затруднения в определении его характера, нечеткость предмета изучения, определенные методологические и методические сложности.

В связи с этим полезно рассмотреть имеющиеся наработки в области православной психологии с выявлением проблем и поиском возможных решений.

Итак, что такое православная психология? Если обратиться к различным источникам, то единого определения нет. «Психологос» – интернет-энциклопедия практической психологии предлагает следующее описание: «Православная (святоотеческая) психология анализирует психологию страстей греховных, наклонности к ним, виды их проявлений, корни их и происхождение, научает пастырей быть лекарями грехов и пороков кающихся, наглядно-убедительно приводит к покаянию, которое не есть осознание наименованиями греха священнику на исповеди, но есть жительство, перерождение сердца с принесением плодов осознания греха» [5]. Согласно этому описанию получается, что православная психология исследует и врачует душу человека, которая поражена страстями и пороками. Такое определение в большей степени соответствует пастырскому служению. Это понимание, безусловно, является важным, однако раскрывает одну из возможных граней православной психологии.

Возникает вопрос: возможна ли православная психология как сфера научной психологии и как практическая деятельность, которая будет несводима к озвучиванию фундаментальных основ православной антропологии?

психо1

Возможности для этого, безусловно, есть, но для этого  необходимо решить ряд вопросов:

  1. Предмет изучения православной психологии.
  2. Соотношение православной и светской психологии, а также теории и практики в православной психологии.
  3. Методологические основания православной психологии.

Безусловно, круг вопросов и задач, которые необходимо решать по пути развития православной психологии, гораздо шире, однако выделенные три темы являются базовыми и без их осмысления православная психология не достигнет целостности и полноты.

Выделим ключевые аспекты каждой из выделенных проблем.

Наблюдается тенденция рассмотрения души, душевной жизни человека в качестве предмета изучения православной психологии. Однако сложность заключается в том, что понятие души не является строго научным понятием и возникает вопрос о целесообразности его использования именно в качестве предмета рассмотрения. В психологии как научной дисциплине споры о душе как о предмете изучения не утихали вплоть до 30-х годов ХХ века как в нашей стране, так и за рубежом [6]. В настоящее время для психологии характерен плюрализм подходов к определению предмета ее изучения, однако есть доминирующая тенденция рассматривать психологию как науку о психике [4, 6]. В связи с этим возникает следующая развилка: или рассматривать душу как предмет изучения и находить новые основания, меняя в определенной степени и нынешнюю научную картину мира и разрабатывая новые методы исследований, или не использовать данное понятие в качестве центрального предмета изучения, однако по-новому осмыслив методологические основания и само понимание человека в современной психологии. Оба направления развития могут быть перспективными, но эффективная разработка каждого из них предполагает, с одной стороны, новое осмысление научного знания как такового, с другой стороны, четкого понимания задач православной психологии именно как научной дисциплины.

Основания для развития православной психологии как науке о душе и душевной жизни можно найти в русской богословской психологии (другое название – духовно-религиозная психология), которая проявила себя в России в конце XIX – нач. ХХ века. Это направление опиралось на святоотеческое учение о душе, представленное в посланиях Никифора, митрополита Киевского, поучениях Нила Сорского, Максима Грека, Иосифа Волоцкого, Паисия Величковского, Тихона Задонского, в трудах Ф.А. Голубинского, Ю.Ф. Самарина, Ф.Ф. Сидонского, Н.Н. Страхова, Вл. Соловьева, П.Д. Юркевича и др. [4].

Ярким примером духовно-религиозной психологии являются взгляды С.Л. Франка [4]. По мнению Франка, подлинное познание человеческой души возможно лишь на пути соединения «религиозной интуиции» (которая позволяет «опытно переживать» душу) и научного или отвлеченного знания (являющегося «единственной формой общедоступной и общеобязательной объективности»). При этом автор подчеркивает возможность именно опытного познания души как некоторой целостной, единой сущности. Под понятием «душа» он понимает лишь «общую природу душевной жизни», вне зависимости от того, как мы мыслим эту природу.

Обращение к опыту духовно-религиозной психологии начала ХХ века, с одной стороны, возвращает к необходимости определения самого понятия «души», при условии, если оно становится предметом изучения (С.Л. Франк, например, частично уходит от решения данного вопроса, используя категорию души как объяснительного принципа внутренней жизни), с другой стороны, дает понимание того, что возможно научное изучение данного направления с использованием новых методов познания (С.Л. Франк в поисках новых методов для изучения душевной жизни задействует понятие религиозной интуиции).

Б.С. Братусь, на сегодняшний день являющийся одним из наиболее активных исследователей в области христианской психологии, предлагает следующее: «в психологию должна вернуться душа в ее сокровенном смысле, но не в качестве объекта изучения, а в качестве объекта соотнесения и сопряжения, ориентира движения» [1]. Такое видение предполагает не возврат к душе как к предмету изучения, но переосмысление существующей научной парадигмы – и прежде всего, в самой психологии.

Решение вопроса о предмете православной психологии также тесно связано с другим вопросом: соотношение православной и светской психологии, претендующей на понимание себя как научной. Долгое время в нашем обществе существовало представление о том, что у науки и религии нет точек соприкосновения. Научное видение мира понималось как атеистическое и объективное, религиозное знание об устройстве бытия рассматривалось как невозможное с точки зрения соответствия объективной реальности и в силу этого не способное породить научные гипотезы. На сегодняшний день происходят значительные изменения в понимании научности как таковой (А.Г. Дугин, М.О. Шахов), и атеистическая наука более не может претендовать на звание единственно верной. Таким образом, православная (христианская) психология может наравне со светской психологии быть научной дисциплиной. При этом отношения между светской и православной психологией являются невыясненными и неурегулированными, что обусловлено целым рядом сложностей. Для светской психологии православная психология практически не представлена в фокусе своего внимания. В свою очередь в православной психологии существуют определенные сложности, связанные с возможностью использования достижений светской психологии – в том числе западных психологических направлений. Некоторые представители религии скептически относятся к психологии, считая ее лишенной благодати и служащей скорее темным силам. В определенной степени отрицается опыт мировой психотерапевтической практики, так как считается, что любой священник может выполнять обязанности психотерапевта, основываясь на аскетике, нравственном богословии и учении святых Отцов. Однако есть и примеры того, как с точки зрения христианства переосмысливается опыт мировой психологии – без ее отрицания, в состоянии разумного диалога и с опорой на христианскую картину мира.

Это прежде всего работы сербского ученого и богослова Владеты Еротич. И хотя его труды порождают последующие вопросы, они отражают важный опыт соотнесения религиозного знания и достижений психологии [3]. В. Еротич показывает, что возможно использование различных психологических знаний при условии их включенности в христианское понимание мира и их целесообразности в решении задач, стоящих перед православным ученым, психологом. В свою очень православная (христианская) психотерапия вполне может использовать опыт светской психотерапии, при понимании их качественного отличия. В чем же суть этого фундаментального отличия? Согласно Ф.Е. Василюку, Б.С. Братусю, «в светской терапии поле взаимодействия – диада: терапевт-пациент, и все происходит внутри нее» [2]. В православной (христианской) терапии «взаимодействие построено не на диаде, а на триаде, где взаимоотношения терапевта и пациента опосредованы отношением к Богу» [2]. При этом принципиально важным является тот факт, что даже в случае работы с неверующим пациентом, взаимодействие терапевта и клиента остается триадой, так как это является базовым условием христианской, а не какой-либо иной психотерапии. В этом случае неактуальным становится вопрос о возможностях православной (христианской) психотерапии (психологии) в работе с неверующими.

Таким образом, важнейшим методологическим основанием православной психологии является именно теистическая картина мира, где присутствие Бога является определяющим. Православная психология базируется на православной антропологии, где человек мыслится в следующей «растяжке»: с одной стороны, человек создан по образу и подобию Божьему, с другой, человеческая природа искажена грехом. Важнейшей задачей для человека, таким образом, становится спасение как приведение его в соответствие с Богом. В свою очередь православная психология может, с одной стороны, исследовать человека через призму теистической картины мира, используя в том числе опыт мировой психологии, с другой стороны, разрабатывать психологические методы работы с человеком, ориентируясь на задачи его преображения и спасения.

Важнейшей задачей православной психологии, таким образом, становится осмысление ее фундаментальных оснований, принятие своей самобытности и несводимости к еще одной отрасли психологии.

Список литературы

  1. Братусь Б.С. Двойное бытие души и возможность христианской психологии [Интернет-ресурс]. – http://www.reshma.nov.ru/psycology/hristianska/bratus.htm
  2. Братусь Б.С. Христианская и светская психотерапия [Интернет-ресурс]. – http://hpsy.ru/public/x3124.htm
  3. Еротич В. Христианство и психологические проблемы человека [Текст]. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2009. – 480 с.
  4. Журавлев А.Л., Кольцова В.А., Олейник Ю.Н. История отечественной и мировой психологической мысли. Ценить прошлое, любить настоящее, верить в будущее. Антология [Тест]. – М.: Институт психологии РАН, 2010. – 784 с.
  5. Психологос – энциклопедия практической психологии [Интернет-ресурс]. – http://www.psychologos.ru/ Православная_психология
  6. Соколова Е.Е. 13 диалогов о психологии [Текст]. – М.: Смысл, 2008. – 685 с.
  7. Шахов О.М. Религиозное знание, объективное знание о религии и наука [Интернет-ресурс]. – http://azbyka.ru/vera_i_neverie/nauka_i_religiya/shahov_religioznoe_znanie-all.shtml

Дарья Халаджиева

Автор Дарья Халаджиева