Во Дворце Алфераки продолжает работать выставка «Окно в Россию. Религиозное искусство эпохи Петра I». В экспозиции можно увидеть сразу несколько изображений святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, память которого Православной Церковью празднуется 9 октября.

Любимый ученик Христа, он оказался единственным из 12-и апостолов, кто остался с Учителем и на Голгофе. Именно он стоял вместе с Богородицей у Креста. Именно ему Спаситель доверил заботы о Своей Матери. Именно в его лице по завету Своего Сына Богородица и Приснодева Мария усыновила все человечество.

После Успения Пресвятой Богородицы Иоанн отправился на свою апостольскую проповедь в Малую Азию, в Эфес (это – территория современной Турции).

За успешную христианскую проповедь в Эфесе римский император велел казнить Иоанна, но ни яд, ни кипящее масло не подействовали на святого, и тогда языческий правитель сослал апостола и его ученика Прохора на остров Патмос.

На Патмосе ему было явлено видение, которое легло в основу последней книги Священного Писания, единственной пророческой книги Нового Завета – Откровения Иоанна Богослова (Апокалипсиса), рассказывающего о будущем человечества.

Апостолом Иоанном также были написаны: четвертое, последнее каноническое Евангелие (оно заметно отличается от трех так называемых синоптических Евангелий — Марка, Матфея и Луки) и три послания, адресованные всем христианам. Во всех творениях Иоанна Богослова основная мысль — о любви: «Любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь». Поэтому Иоанна Богослова называют Апостолом Любви.

9 октября праздник Иоанна Богослова установлен в память об окончании им земного пути. Самый молодой из 12-и апостолов, он прожил долгую жизнь и, соответственно, на протяжении значительного времени оставался единственным на земле живым свидетелем смерти и Воскресения Христа. Глубоким старцем примерно ста лет он оставил этот мир, был похоронен, однако, как выяснилось позднее, его тело исчезло; это дало основание сделать вывод о том, что Господь Бог душу Своего любимого ученика, как и Своей Матери, как и пророка Илии, на Небо забрал вместе с телом.

На выставке «Окно в Россию. Религиозное искусство эпохи Петра I», которая до 12 ноября экспонируется во Дворце Алфераки, — две иконы Иоанна Богослова. Точнее – одна икона и одна фреска.

Фреска с его изображением – из Благовещенской церкви, которая в Юрьевце Повольском (ныне это – Ивановская область) была построена в начале XVIII века. Стенописный иконостас был создан ярославскими мастерами. В 1920-е вся стенная роспись была закрашена, а в храме разместился хлебозавод – будто бы в насмешку над словами Христа, обращенным сатане-искусителю: «Не хлебом единым жив человек…» В 1950-е храм разобрали на кирпичи, но до этого фресковый иконостас был обнаружен и спасен научной искусствоведческой экспедицией. Это была заслуга в первую очередь художника-реставратора Степана Сергеевича Чураков, который, работая по специальной методике, смог снять росписи со стены.

На выставке также представлена икона начала XVIII века «Апостол и евангелист Иоанн Богослов в молчании» из Успенской церкви села Богослово Ногинского района Московской области. На ней апостол изображен с поднесенной к губам рукой, пребывающий в размышлениях. За плечами у него – Ангел-просветитель и орел, как бы говорящий о высоте богословской мысли святого.

Иоанна Заведеева можно увидеть и на иконе «Преображение Господне». И даже трижды: на этой иконе изображены три разновременные действия. В правом нижнем углу – Христос в сопровождении троих своих ближайших, избранных учеников поднимается на гору Фавор. За Учителем идут Петр, Иаков Заведеев и его родной младший брат Иоанн Заведеев. Слева внизу – они же уже спускаются с этой горы. Главный, основной сюжет – Преображение на горе Фавор. Иисус Христос – в сияющей белой одежде, от него исходит свет, как от солнца. Справа и слева от Господа – пророки Илия и Моисей. Внизу лежат, опустив очи долу, все три апостола. В центре, непосредственно ниже Самого Христа – Иоанн – единственный оказавшийся среди этих мужей безбородый и даже безусый юноша.

Антон САХНОВСКИЙ.