Идёт Рождественский пост. Некоторые стали больше думать о еде: что можно, что нельзя, что бы такое постное приготовить… Мы решили обратиться за советами к благочинному приходов Таганрогского округа, настоятелю Свято–Георгиевского храма иерею Борису Гущину.

 

– Отец Борис! 4 декабря – Введение во Храм Пресвятой Богородицы. Маленькую Марию в храм привели родители. А что вы посоветуете уже взрослым людям – некрещеным либо крещеным в младенчестве, которые впервые приходят в храм, приходят со страхом и смущением, а им здесь какая-нибудь бабушка с ходу делает какое-нибудь замечание, и они уходят?..

– Прежде всего хочу обратиться к людям, которые делают замечания, поучают. Замечания делать не надо. Человек, впервые пришедший в храм, в каждой луже возле храма видит святой источник. И он получает нелучшее впечатление от встречи с людьми верующими, наставляющими, которые сами на самом деле не стали теми, кем себя мнят или за кого себя выдают, и никакого права поучать не имеют. А потом из–за этих замечаний и поучений молодежь уходит в секты. Если человек услышал в своем сердце зов Божий, пришел в храм, а мы его оскорбили или не пустили, это – большая беда. А людям, услышавшим зов Божий, советую помнить, что они в храм идут не к бабушкам, и даже не к батюшке, а к Самому Господу Богу.

– Что вы, батюшка, посоветуете верующим в связи с постом?

– Читая в календариках, что в какой день можно кушать, а что нельзя, нужно помнить, что эти предписания – для монастырей, для монахов, у которых весь ритм жизни посвящен молитве, которые уже имеют определенный опыт. Мы же – люди, которые живут в миру, работают зачастую на трудных, нервных работах, не имеют особого здоровья, – нам, я считаю, в полной мере придерживаться всех этих предписаний неполезно. И даже вредно. Если бы только пища делала святым, – святыми были бы коровы. Самое главное – чтобы в период поста были молитва и духовное усилие над собой. Важно и дело милосердия. Первые христиане, которые держали пост, экономили еду и кормили ею нуждающихся, страждущих – ради Христа, ради веры. Это – пост. Когда мы жертвуем чем-то ради других, следим за своим поведением, читаем духовную литературу, чаще приходим в храм, это – пост. А если мы покупаем постный торт, который дороже обычного, это – насмешка над постом.

– Значит, питаться и в пост можно всем подряд?

– Дело поста – вопрос очень важный и должен решаться в индивидуальном порядке. Священник, зная конкретного человека, может ему что-то прицельно порекомендовать. Если наложить на себя слишком тяжелое бремя, – можно и здоровье подорвать, и в храм перестать ходить. «Аскеза» в переводе с греческого на русский – «упражнение». Аскет подобен спортсмену. Аскеза – упражнение в посте, благочестии, молитве. Но как в спорте, если мы переборщим, то это будет во вред, так и в духовном делании мы не должны навредить себе. Наше тело – это «ослик», его надо кормить и беречь, потому что душа – человек, сидящий на ослике. Важно в гору подниматься постепенно. Задача всякого многодневного поста – подготовка нас к празднику. Когда мы это помним, готовимся, – мы с гораздо большей радостью встречаем сам праздник. Если человек попостится, пускай даже не в полную меру, переживания у него – совсем другие, торжество праздника – гораздо полнее и ярче.

– А Новый Год?..

– Один мой друг, ныне уже покойный, говорил, что Новый Год – хороший повод под бой курантов помолиться – за свою семью, за своих родных и близких, за свою страну, за весь мир. Если так поступать, – государственный праздник, не имеющий отношения к Церкви, становится одухотворенным. Бой курантов – символ, временной рубеж между уходящим годом и наступающим. Хотя мы-то на самом деле созданы для вечности. Но молитвой мы освящаем любой праздник.

– Отец Борис! Вы стали настоятелем Свято-Георгиевского прихода. Строительство нового храмового здания ведется уже 17 лет. Конца-края пока не видно?

– Там – очень большой объем работ. Сделано очень много. Изнутри купол уже оштукатурен и покрашен, леса разобраны. Занимаемся полами. В храме будут вентиляция, батареи, теплые полы. Работы продвигаются не очень быстро. Но и Таганрог сейчас – не очень богатый город. Период бурного строительства храмов был в 90-е. То время прошло. Сейчас нелегко строить.

– И спрашивать вас о том, когда же начнутся службы в новом храме, не стоит? Один Господь это ведает?

– Конечно, что-то загадывать – очень опрометчиво. Но, надеюсь, начнем службы в новом храме уже в следующем, в 2024-м году. Как пол положим, – поставим маленький алтарь, и уже можно будет совершать Литургию. И одновременно приступим к реконструкции старого храма, который уже трещит, находится в аварийном состоянии, старый храм превратится в алтарь нового, большого Свято-Георгиевского храма.

– А Ильинский храм?..

– Цокольный этаж уже достроен. Работы продолжаются. Настоятелем там остался отец Павел Дудоладов. Ильинский храм – наше общее детище. Самое главное там – то, что нам удалось за время нашего совместного служения создать единодушный приход, у нас там – настоящая община, одна большая семья, общая трапеза, мы слышим друг друга. Я рад, что я стоял у истоков строительства этого храма и создания этой общины.

– Мне рассказывали, что в нынешний маленький Ильинский храм, на окраину города, люди съезжаются со всего Таганрога…

– И не только. Члены православной общины из Вашингтона, мои подписчики, когда приезжали к родственникам в Таганрог, привезли нам храмовую икону святителя Иоанна Шанхайского. Мы с ней проводили молебен в поле, под открытым небом. Теперь она – в Ильинском храме. В социальных сетях со мной познакомилась и наша землячка Марина Лобачева, которая давно живет в Италии, но почти каждый год приезжает в родной Таганрог. В Италии она поет в церковном хоре православного храма. А с ее родным братом, живущим в Таганроге, меня давно познакомили наши общие друзья, его соседи. Теперь, когда Марина бывает на Родине, они в Ильинский храм приезжают все вместе. Ильинский храм дружит и с дивизионом погранично-сторожевых катеров, и с Таганрогским ОМОНом, который недавно отметил 30-летие. Там у нас бывал и Краснодарский ОМОН. А сколько я там крестил и детей, и взрослых – как таганрожцев, так и приезжих…

– Вы – чрезвычайно интересный и разносторонний человек, которому Бог доверил множество талантов…

– Не считаю себя таким уж интересным. Мне просто посчастливилось. Люди ко мне, как я считаю, незаслуженно хорошо относятся. И Господь меня сводит с действительно удивительными людьми, благороднейшими, ярчайшими личностями. Я благодарен Богу за встречу с ними, которая стала возможной во многом благодаря тому, что я – священник. От них зажигаешься, вдохновляешься. Стараешься что-то перенять. Оно само перенимается. Мы ведь зависим от среды. Если в банку с солеными огурцами положить свежий огурец, – он тоже засолится.

– И последний на сегодня вопрос. А радоваться в пост – не грех?

– Время Рождественского поста и есть время особой радости, когда мы – в предощущении этого радостного события – Рождества Христова. Призываю тех, кто давно хотел, но все как-то не решался начать поститься, попробовать. И главное во время поста – чаще бывать в храме. Можно молиться и дома, но этого мало. Христос и апостолы собирались вместе. И после того, как Христос Вознесся, апостолы продолжали соблюдать эту традицию. И эта традиция – собраться вместе, вспомнить о Христе, тем более в преддверии Его Рождества, – очень важна. Но для этого, конечно, нужно духовное усилие, сделать которое труднее, нежели совершить усилие физическое. Отказаться от какой-то пищи – проще, нежели сделать что-то для своей души. Но душа в человеке – самое важное. Для тела мы делаем все: кормим его, моем, одеваем, выгуливаем, зубы чистим, стараемся создать ему комфортные условия. А что мы делаем для души?.. Так вот. Рождественский пост – период, когда можно и нужно уделить время и внимание своей душе.

Беседу вел Антон САХНОВСКИЙ.