Ставший в конце марта новым благочинным Таганрогского округа иерей Борис Гущин — о назначении, о благочинии, о спорте и молодежи, о строительстве новых храмов и реконструкции старых, о ракетном ударе по Таганрогу и чуде праведного старца Павла Таганрогского.

— Отец Борис, почему вас назначили благочинным Таганрога?

— Не знаю, правда! Когда священник принимает священный сан, он приносит присягу, что приложит все силы к развитию прихода, общины, служению людям и Христовой Церкви.

Владыка доверил мне это ответственное служение. В первые минуты, как узнал о назначении, подумал, что трудиться теперь нужно гораздо больше. Владыка — человек с богатым опытом, в том числе архипастырским, и раз он увидел во мне потенциал и назначил меня благочинным, то это не случайно.

— На прошлой неделе состоялся визит митрополита Меркурия в Таганрог, расскажите о нем.

— Да, накануне, 2 августа, владыка приезжал в наш город. До этого он побывал в соседнем Неклиновском благочинии. У нас он ознакомился с перспективами проведения подготовительных работ по реставрации Никольского храма и осмотрел строящийся Георгиевский храм. Встретился с главой администрации города Таганрога Андреем Фатеевым, обсудив с ним перспективы реставрации Никольского храма.

— Тема недавнего ракетного удара по Таганрогу поднималась?

— Да, сразу после инцидента владыка Меркурий дал мне пастырские рекомендации по поводу случившегося. На следующий день после обстрела я общался с врачами, позже —  с пострадавшими.

В тот же день, 29 июля, после Божественной литургии в Никольском храме, я совершил благодарственный молебен у мощей праведного Павла Таганрогского за избавление от смертельных последствий ракетного удара и помолился о здравии всех пострадавших.

Мы благодарили Господа за то, что уберег от гибели людей, мирных жителей города Таганрога. Действительно чудо, что это случилось именно в том, одном-единственном месте, ведь если бы падение произошло на 20-50 метров в сторону, последствия бы были тяжелыми.

В том, что все остались живы, я вижу помощь Божию и защиту покровителя нашего города — праведного Павла Таганрогского.

Дивен Бог во своих святых, Господь молитвами праведного Павла Таганрогского являет чудеса и милость нашему городу и его жителям. Я знаю, что так же думают и мои коллеги, и очень многие жители города.

— Ваш социальный центр оказывал помощь пострадавшим?

— Да, он теперь располагается на улице Свободы, 42. Спасибо администрации города за взаимодействие: на время ремонта Никольского храма мы перенесли наш центр помощи в новое место (контактный телефон 8-952-584-11-95).

Это очень важно, потому что в наш социальный отдел обращаются около 150-170 семей в неделю. В летние месяцы поступает до 30 обращений за помощью в день. Это малоимущие, инвалиды, беженцы, люди, попавшие в сложную жизненную ситуацию. Владыка митрополит, назначив меня на должность благочинного, попросил уделять пристальное внимание социальному вопросу.

— Целью визита митрополита Меркурия было ознакомление с ходом реконструкции таганрогских храмов?

— И это в том числе. Владыка ознакомился с проектной документацией, узнал, на каком этапе находится подготовка к ремонту. Никольский храм — объект культурного наследия и знаковое место для города, поэтому идет тщательная подготовка, проводятся все необходимые экспертизы — и фундамента, и всего остального.

Митрополит также побывал в Георгиевском храме, где продолжаются строительные работы. Крыша уже закончена, идут внутренние работы, в храме строительные леса.

Настоятель храма Святой Троицы отец Тимофей Фетисов собирается возводить собор на Русском поле. Проектно-сметная документация должна быть готова в течение месяца. Это будет новый храм соборного типа в Таганроге.

У нас в городе, при храме Рождества Пресвятой Богородицы на 10-м Новом переулке, строится большая, двухэтажная воскресная школа, которой занимается отец Иоанн Харченко.

И вся вышеописанная деятельность происходит с благословения архипастыря, потому что одной из поставленных Таганрогскому благочинию целей является дальнейшее развитие города. Это не просто появление новых храмов, но и активная богослужебная жизнь, братское общение в храмах, а также привлечение новых прихожан.

— А что со строительством вашего храма пророка Илии в новом микрорайоне «Андреевский»?

— Работы идут, мы сейчас занимаемся цокольным этажом. Параллельно идет подготовка документов для дальнейшего строительства.

— По поводу собора на Русском поле. Это будет первый собор в Таганроге?

— Наш Свято-Никольский храм, где совершаются каждый день службы, хоть и соборного типа, но, конечно, не дотягивает до того собора, который был когда-то в Таганроге на нынешней Октябрьской площади. Хорошо, что в нашем городе будут появляться новые храмы!

Почему, например, мы начали строительство Ильинского храма? Потому что прихожане уже не помещаются. Хорошо, когда лето: мы открываем окна, двери, у людей есть возможность стоять как в храме, так на улице. В отдельные дни или праздники собирается до 300 человек. И их число увеличивается…

— К вам довольно трудно добраться, только доехать, особенно в ненастные дни.

— К нам в храм люди и доезжают, и доходят. Тут за железной дорогой рядом Михайловка, люди оттуда пешком переходят железнодорожные пути и приходят к нам. Ну и, естественно, микрорайон «Андреевский» — он еще не полностью заселен, но постепенно обживается.

Очень многие прихожане по Никольскому храму теперь являются и прихожанами Свято-Ильинского храма. А то, что дорога к храму отсыпана — заслуга наших прихожан.

— Раз уж зашла речь об этом районе, вам знакома проблема Михайловского переезда?

— Да. Когда я стал настоятелем храма в этом районе, неоднократно стучался во многие инстанции, в том числе обсуждал эту проблему с депутатами, которые являются прихожанами Свято-Ильинского храма. Мы очень заинтересованы в решении этого вопроса, пешком-то люди идут с той стороны, но с дорогой им будет гораздо проще! Я слышал, что решение проблемы наметилось, будем молиться Богу. Развитие района пока что идет медленно. Дай Бог, с появлением дороги появятся и школы, и другая социальная инфраструктура.

— Вернемся к Таганрогскому благочинию. Про социальную службу мы говорили. Расскажите про воскресные школы и сестричества. Это тоже часть социальной работы.

— Да, так и есть. В Таганрогском благочинии насчитывается девять храмов. При каждом из них действует воскресная школа или воскресная группа. На сегодняшней день одной из главных задач благочиния является активное развитие воскресных школ, которые были закрыты после начала эпидемии. Сейчас мы восстанавливаем их работу.

Будет воскресная школа и при Свято-Ильинском храме, где планируется размещение около 30-40 человек.

Воскресные школы — это очень важная часть нашей работы! Главная задача православных школ не только давать знания, но духовно воспитывать подрастающее поколение, как граждан и как христиан! Также важно то, что все больше детей в нашем городе посещает школы при храме, и это хорошая тенденция.

Можно сказать, что самое главное в работе воскресных школ — это познакомить детей ближе со Христом; не только дать им сумму знаний, но и помочь найти смысл и радость в жизни, воспитать настоящего человека.

— Раз уж вы упомянули про воскресные школы, что скажете вообще о молодежи, которая вне этих школ и вне религии вообще? Таких же большинство.

— Довольно часто учителя из разных школ города просят меня встретиться с учениками и провести беседу. Да, когда входишь в кабинет, они поначалу тебя очень настороженно воспринимают. Может, их удивляет, что священник — и такой еще нестарый человек (смеется — авт.). Смотрят — ну что ты нам расскажешь? А потом в процессе общения мы очень легко находим общий язык, у них возникает множество вопросов. После этого я замечаю в своих соцсетях, что они ко мне добавляются в друзья. И в храм потом многие приходят, вот что важно! Душа человеческая — она все-таки христианка… У меня есть оптимизм по поводу молодежи. Даже учитывая то, что в свое время многое было упущено.

И еще. Моя супруга работает секретарем и библиотекарем в школе №1 для детей с особенностями развития и особыми образовательными потребностями. Мы часто там бываем, проводим разные мероприятия, активно сотрудничаем с директором учреждения.

Также постоянно общаемся и часто посещаем Дом малютки на Социалистической улице. И на мероприятия ходим, и крестили многих, и людям, которые всей душой хотят оказать помощь Дому малютки, подсказываем, как это сделать…

Стоит также отметить, что кроме воскресных школ у нас в благочинии есть несколько сестричеств, участницы которых помогают пациентам в больницах и других лечебных учреждениях. Это и сестричество Ксении Петербуржской, и Елизаветы, и другие. В них участвуют наши прихожанки, которые проходят все необходимые обучения и курсы перед тем, как стать сестрами милосердия.

К тому же мы с отцом Павлом, клириком Свято-Ильинского храма, продолжаем заниматься созданным нами спортивным клубом «Ставрос». В нем занимается больше 300 спортсменов разных возрастов.

— Откуда эта тяга к спорту?

— В молодости я выступал в первой команде города по кикбоксингу. Вот с той поры и тяга. А «Ставрос» – это то, что я сегодня могу сделать для спорта и для подрастающего поколения. Он располагается на Транспортной улице. Одним из тренеров спортивного клуба является клирик Свято-Ильинского храма отец Павел Дудоладов.

— «Ставрос» — это клуб единоборств?

— Не только. Наряду с секциями по боксу и джиу-джитсу у нас тренируются альпинисты, гимнасты. И с детьми, и с инвалидами занимаемся; наши тренеры проводят занятия с детишками в Таганрогском Доме ребенка.

Со всеми тренерами я дружу семьями, мы собираемся вместе на богослужения. Я их исповедую, крещу детей, и уже детей их детей. Да и с теми, кто прошел через нашу секцию, часто встречаемся душевно, как родные. Это как община, она такой и должна быть.

Есть у нас в благочинии и тюремное служение, священники часто посещают эти заведения. Отец Константин Голоцан взаимодействует с Вооруженными силами. Общаемся и с пограничниками из дивизиона морской охраны, и с ОМОНом. Мы их по родам войск не различием — они все христиане, православные и наша паства.

— Как вы лично пришли к Богу? Каков был ваш путь?

— Изначально я работал на «Красном Котельщике» сварщиком. Был участником первой команды города по кикбоксингу, увлекался единоборствами. Я считаю, что этот вид спорта много дает человеку, в том числе, как это не парадоксально может прозвучать, смирение. Только сильный человек может быть смиренным. Позже я все чаще стал ходить в храмы, в основном в Никольский, появилась духовная жажда новых знаний, желание найти ответы на волнующие меня вопросы.

В начале 2000-х годов поступил в Ростовский филиал Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, в 2005 году окончил обучение. В мае 2004 года был рукоположен в сан иерея архиепископом Ростовским и Новочеркасским Пантелеимоном.

— Вы довольно активны в соцсетях. Причем не формально, а очень живо и содержательно. Зачем вам это?

— Я не помню, как появилась моя страница «ВКонтакте», но я точно помню тот момент, когда сами прихожане стали просить меня что-то рассказать, объяснить. Так все и началось.

У меня страница с видеороликами, где около 80 тыс. подписчиков. А один из моих роликов набрал без малого миллион просмотров.

— О чем был тот ролик?

— Меня попросили объяснить, что такое сорокоуст. В своих соцсетях я стараюсь рассказать о том, что интересует людей. И, образно говоря, звать их в храм. Не напрямую, мол — приходите, но неся слово Божие. И вы знаете, часто мои подписчики становятся моими прихожанами.

— Про подрастающее поколение мы поговорили, а что со старшим? С людьми, которые вообще не задумываются о духовном, не говоря уже про атеистов или тех, кто себя таковым считает?

— Мне было 15 лет, моему соседу 70, и мы, несмотря на разницу в возрасте, общались. Он всю жизнь был преподавателем физики и математики, убежденным атеистом. Мы много разговаривали с ним на разные темы, в том числе и о Боге. Очень эрудированный, разносторонне развитый человек, к тому же музыкант. Я рос рядом с ним, все время задавал вопросы, а он пытался мне на них ответить.

Он, сам осмысляя действительность и свой жизненный путь, буквально на моих глазах стал верующим. Однажды пришел ко мне и говорит: «Знаешь, Борис, я всю жизнь учил молодых, что Бога нет, аргументировал это как мог, а теперь я чувствую, что все не так просто и линейно. А в мире, в жизни гораздо больше смыслов, и духовный — основной».

Он сам стал задумываться все больше и больше, исповедоваться, причащаться, молиться и умер христианином. Господь за его чистую, добрую душу воздал ему.

У меня много таких примеров, когда даже яростные атеисты приходили к Богу. Особенно, когда человек в достаточно зрелом возрасте, и многие близкие, знакомые, ровесники уже ушли из жизни. А наше отношение к ушедшим не может оборваться. Вот умер человек телом, а в сердце и в мыслях он с нами, мы с ним общаемся. Как и где? В церкви! А на кладбище мы же не с могилой общаемся, а с человеком.

Первоначально люди приходят в храм с какой-то болью. Человек приходит на исповедь в надежде на утешение, и когда он понимает, что к нему по-человечески, по-доброму здесь отнеслись, то располагается всей душой. А в следующий раз уже приходит и начинает чувствовать себя не чужим в храме.

И таких случаев много. Поэтому даже в нашем маленьком храме пророка Илии на богослужении может быть несколько сотен человек. И со многими я общаюсь вне храма, и звонят мне, и обращаются за советами даже по житейским вопросам. Не только о том, как лучше повенчаться или покрестить ребенка. Бывает, человек хочет посоветоваться и поговорить перед принятием какого-то важного шага в жизни. Священник на службе 24 часа в сутки.

По материалам сайта Ro.today