Доклад благочинного приходов Таганрогского округа протоиерея Алексея Лысикова на Таганрогских Рождественских чтениях

свечи в келье

Рассматривая историю Церкви как летопись святости, можно увидеть, что в каждый исторический период  миру являлись те виды святости, которые отражали возможности спасительного пути и образцы христианской жизни, созвучные состоянию Церкви именно в этот отрезок времени.

Так, в первые века христианства Церковь явила миру апостолов, чьим главным деланием была проповедь о Христе. Последующие несколько веков – время мучеников, своею кровью свидетельствовавших об истинности этой проповеди.  Далее настает время преподобных, опытом своего духовного делания подающих  примеры устремления к богоподобию…

Но в самые ближайшие к нашей эпохе столетия наиболее ярко и выразительно святость предстает в Церкви праведными и блаженными. Особенность этих святых в том, что, не принимая монашеских обетов, живя в миру, они достигали личной праведности.

Именно в последние три века земной Церкви были необходимы образцы воплощения евангельского благовестия в личном подвиге простого человека.

Здесь можно вспомнить имена блаженных Ксении Петербургской и Матроны Московской, праведных Иоанна Кронштадского и Алексия (Мечева),  преподобномученицы Великой Княгини Елизаветы Феодоровны и многих других, чья жизнь в самой гуще мира, с его скорбями и страстями, стала свидетельством  претворения Евангелия в человеческом бытии.

Приникая к образцам святости, земная Церковь стремится приоткрыть тайну, во всей полноте доступнойлишь Церкви Небесной. Какими скупыми иногда кажутся строки жития святых, где вехи их земного пути идут спокойной чередой.  Как понять духовный облик человека, приблизившегося к Богу еще при жизни?

Перечисляя имена людей, ставших солью русской земли 19-20 веков, нельзя пройти мимо подвига местночтимого  в Донском крае блаженного Павла Таганрогского.

Читая его житие, еще и еще раз задаешься вопросом – где та отправная точка, из которой вырастает святость, каков вектор души, устремляющий ее к Богу?

Понять подвиг блаженного Павла сегодня современным людям очень важно.

Время, в которое жил Павел Павлович Стожков, можно охарактеризовать как кризисное для веры и Церкви. Тогда, как и сейчас, большая часть российского общества именовала себя православными христианами, но, сколько из этого большинства имело ясные представления об истинной духовной жизни?

Жизнеописание блаженного Павла Таганрогского, составленное по воспоминаниям знавших его людей – неоценимый и единственный источник, который донес до нас живой, реальный образ святого старца.

житие Цурютиной

Житие повествует о духовных назиданиях старца Павла, его прозорливости, благодатной помощи и чудесам по его молитвам – т.е. о событиях, по которым, как по ярким маякам было возможно простым людям, ищущим живой веры, распознать истинную святость.  Это и понятно, ведь автору жизнеописания было необходимо показать современникам необычность духовного пути этого человека, поражающего одновременно простотой и величием.

Встреча со старцем Павлом для многих людей становилась точкой отсчета новой жизни, переворотом в их судьбе. Приходя к этому простому человеку, живущему в самых суровых условиях, люди вдруг соприкасались со святостью, получали образец христианского подвига.

павел1

Несмотря на уникальность и достоверность этого жизнеописания, сама суть святости блаженного Павла Таганрогского осталась тайной, которую  мы будем пытаться открывать снова и снова.

Опираясь на скупые свидетельства, дошедшие до нас, мы можем увидеть, что еще в юности Павел Стожков глубоко воспринял идею личного спасения. Он пережил, как говорил наш современник, митрополит Антоний Сурожский, встречу с Богом.

Нередко случается  так, что человек пребывает в лоне Церкви, участвует в ее таинствах и богослужениях, но Бог для него остается сокрытым. Человек остается как бы вне духовной сферы, и жизнь в Церкви остается для него лишь системой культурных ценностей и переживаний. Самого главного – встречи со Христом – у этого христианина не происходит.

Из житий святых мы узнаем о непосредственной  встрече человека с Богом, когда Он становится  так близко к человеку, что невозможно от него отвернуться и допустить сомнение в Его присутствии. Это происходило с ветхозаветными святыми, так было с апостолом Павлом и другими.

Вот как об этом говорит митрополит Антоний Сурожский: «Есть подвижническое слово святого Макария Великого, в котором он себе задает вопрос: где начинается вера? Каким образом человеческий опыт делается верой? Что такое вера, какова ее природа? И вот, приблизительно, что он отвечает (к тому, что он говорит, я прибавлю кое-что для пояснения). Он говорит: бывает, что чувство близости Божией делается таким сильным, охватывает нас так глубоко, держит нас с такой силой, что кроме этого чувства Бога, мы ничего больше чувствовать не можем. Мы не можем больше мыслить, наши мысли остановлены созерцанием, мы только можем чистым умом глядеть в эту тайну приблизившегося к нам Бога. Наше сердце заполнено этим опытом, даже наше тело уже над собой не имеет власти. Мы и этот опыт — одно и то же, мы не можем одновременно его переживать до конца. Это состояние, говорит Макарий, состояние блаженства, когда мы так чувствуем Бога, что нам не только ничего другого не нужно, — мы ничего другого не знаем и ни о чем другом не знаем.

И этого, говорит Макарий, было бы достаточно для того человека, кому это дано, но у Бога есть забота не только о том, кто оказался способным на это переживание, у Него забота тоже и о тех, которые еще не дошли до этого, которым нужны свидетели, вестники. И Бог отходит от человека. И в какой-то момент, в какое-то мгновение человек вдруг сознает самого себя, опыт этой бесконечной, всепронизывающей близости Божией уже неактуален. Это не опыт данного мгновения, но сомнения в нем никакого не может быть, уверенность в том, что этот опыт только что был, — такая же яркая, как сознание окружающего мира, которое только-только начинает всплывать в чувствах, в мыслях, в восприятии. И это мгновение, когда вдруг то, что было опытом, становится уверенностью, безусловной уверенностью, но не опытом данной минуты, и есть мгновение, когда опыт стал верой» 

Мы можем предположить, что будущий святой Павел Павлович Стожков пережил эту встречу в юности, и она произвела на него такое сильное воздействие, что, как свидетельствует жизнеописание, в шестнадцатилетнем возрасте, он оставил родительский дом и ушел на целый год в паломничество по святым местам необъятной России.

savvatievo_xix_v.

Особенно дорог его душе был Соловецкий монастырь. Тот, кто побывал в этой обители, знает, насколько труден там монашеский подвиг, и насколько глубокое впечатление оставляет его атмосфера на паломников. И еще несколько лет после возвращения из этого путешествия молодой человек взращивает в своей душе тайное желание отдать себя на служение Богу.

Наконец, в возрасте 25 лет, получив немалое по тем временам наследство он, как первые христиане, раздает все свое имущества, отпускает на волю крепостных крестьян и, следуя внутреннему зову, отправляется по святым местам. В каких монастырях он был, с какими подвижниками общался – все это для нас останется загадкой…

И вот, в 35 лет, он появляется в Таганроге – провинциальном торговом городе на Юге России, ведет простой образ жизни, нанимаясь на поденные работы.

хлебные ссыпки

Богослужение становится центром его жизни, каждый его день начинался с литургии в храме. И, мало-помалу, к нему стали приходить люди, привлекаемые запечатленной на нем благодатью Божией. Слова его были исполнены силы, несли характер прозорливости. Все это не могло быть сокрыто, и через некоторое время народ дает Павлу Павловичу наименование старца. Постепенно вокруг него возникает церковная община, состоящая из мирян, старающихся подражать его жизни.

Успенский собор

Образ святости Павла Таганрогского с одной стороны, уникален для того времени  тем, что он находит путь к праведности по-своему, как бы минуя признанный путь восхождения. А с другой стороны, его подвиг встроен в традиции церковного благочестия, уходит корнями в первые времена христианства. Смысл его поучений заключается в том, что в духовной жизни не бывает мелочей – строгость соблюдения постов и молитвенных правил не была самоцелью, а опытным постижением духовной реальности.

Святость – это высшая степень творчества, где человек во взаимодействии с Богом преображает свою душу, проходя путь подвижничества. И Павел Таганрогский своей жизнью  показал необходимость подвига для спасения души.

келья. адрес

О том, что народная любовь вынесла славу о нем и в высшие слои тогдашнего общества, свидетельствует  упоминание о старце Павле в книге крупнейшего бытописателя и краеведа Таганрога П.П. Филевского «История города Таганрога», в главе о храме свт. Николая: «Так как религиозная жизнь не ограничивается пределами церковной ограды, то, говоря о церкви св. Николая, нельзя не упомянуть о прихожанине ее Павле Павловиче Стожкове, дворянине Черниговской губернии, который, будучи человеком глубоко религиозным, посвятил свою жизнь всецело служению Богу. Он сгруппировал около себя и других религиозных энтузиастов обоего пола, которые составили под его авторитетом братство неофициальное, негласное, но искреннее и полное живого участия друг к другу, где бы и в чем бы это ни случилось. Более всего братья и сестры служили благолепию храмов. Павел Павлович постоянно заказывал службы, в особенности в бедных церквях, посылал просфоры, масло для лампад и пр. Он умер в 1879 году, и могила его стала святыней для преданных почитателей»

строительство часовни

Смерть подвижника собрала огромное количество его почитателей, а протоиерей Василий Бандаков, любимый таганрожцами, в проповеди в день погребения старца рассказал о видении, бывшем ему в эту ночь: ангелы возносили душу блаженного Павла к Престолу Божию.

Вначале, на месте погребения старца была построена деревянная часовня, а, впоследствии, каменная, где над могилой была сооружена мраморная гробница. Все это говорит о широком почитании старца, ведь такие постройки совершались только по благословению правящего архиерея.

О том же свидетельствует жизнеописание, составленное священником Иоанном Алексеевым и изданное с разрешения церковной цензуры в 1911г.

Ученица и преемница старца Мария Величко осуществляла переписку с товарищем оберпрокурора Священного Синода князем Николаем Жеваховым о возможном прославлении старца, что и осуществилось в 1999г. При большом стечении народа и небывалом для Таганрога сонме духовенства – более 300 священников, мощи старца были открыты, подняты и перенесены со старого кладбища в Никольский храм.

ход

Так Церковь земная прославила своего подвижника в лике святых, а свидетельством радости Небесной Церкви была радуга в зените солнца, вставшая над Никольским храмом.

С каждым годом все больше и больше людей узнает о святом блаженном Павле Таганрогском, припадая к его мощам, получает духовное утешение. Год от года это почитание растет, и сейчас, по благословению Главы Донской митрополии Высокопреосвященнейшего Меркурия идет подготовка к прославлению его в лике вселенских святых.

Протоиерей Алексей Лысиков

Протоиерей Алексей Лысиков