Историко-краеведческий музей (Дворец Н.Д. Алфераки) представил культурной общественности сразу две выставки, каждая из которых не столько услаждает зрителя, сколько побуждает его к труду.

В залах второго этажа размещена «Графика Андрея Бодрова». Представляемый автор – известный мастер ленинградско-петербургской школы графики; за его плечами — свыше 160 выставок в России и за рубежом, из них 64 – персональные.

13 февраля Андрею Игоревичу Бодрову исполнилось 55 лет. Через два дня, 15 февраля, в Таганроге открылась его 65-я персональная выставка.

В эксклюзивном интервью «Таганрогской правде» заведующая Историко-краеведческим музеем Галина Крупницкая обратила внимание на то, что Андрей Бодров – не только самобытный и выдающийся современный художник, востребованный и прославленный, но и удивительный человек, духовный иммунитет которого уберег его от корыстолюбия и тщеславия.

Эта выставка стала 10-й по счету за полгода со дня открытия Дворца Алфераки после окончания в нем ремонтно-реставрационных работ.

В экспозиции — 75 графических работ: офорты, рисунки, пастели.

— Графика – чрезвычайно сложный вид изобразительного искусства. И в то же время – чрезвычайно популярный, — отметила на открытии выставки её куратор, старший научный сотрудник Таганрогского музея-заповедника Алла Цымбал. – Мы видим, как в старинные гравюры всматриваются посетители музейных залов. Графика – это и самый древний вид изобразительного искусства. На заре человечества люди учились познавать мир, восхищаться им. И они выражали свой восторг в наскальных рисунках. На представленной выставке перед нами — нежные, хрупкие, и в то же время очень глубокие произведения. Черно-белая работа требует вглядывания, всматривания, она требует от зрителя соучастия с творцом. «Всего и надо, что вглядеться,» — как сказал поэт Юрий Левитанский.

Всего-навсего… Однако же остановиться, вглядеться нам вовсе не легко. Ведь мы все время куда-то бежим, спешим сожрать глазами весь мир вокруг, причем глотая, даже не прожёвывая… Поэтому графика от зрителя требует немалого труда. От художника же требуются великие самоотверженность и мастерство.

— Основную часть информации о мире вокруг себя человек получает через цвет. Здесь цвета нет. Летний пейзаж можно представить себе, как осенний, и наоборот, — поделился художник-график, доцент Таганрогского института имени А.П. Чехова Юрий Смолин. — В Таганроге был такой замечательный художник – Иван Григорьевич Дереберя. Он работал в карандаше. Я воспитывался на его работах. В чем-то Бодров и Дереберя перекликаются. Могу ответственно заявить: Бодров – график высочайшего уровня, в совершенстве владеющий различными техниками. Техника сухой иглы – очень сложная и капризная. Берется металлическая пластина: это – медь или цинк. И офортной иглой, изготовленной из очень прочного металла, процарапывается рисунок. Но стружка при этом не отваливается, а отворачивается и остается в стороне. Когда потом на пластину накатывается краска, — она местами задерживается, при оттиске создается объемная иллюзия, зритель видит перед собой не просто трехмерное, но глубокое, многоплановое изображение.

Заметим: стереоскопический эффект офорта его фотография передать не в силах.

На выставке вниманию зрителей предложены городские пейзажи, уголки Ессентуков, Рыбинска, Москвы, Парижа, а прежде всего – родного и любимого для Андрея Бодрова Санкт-Петербурга. Но, как убедятся посетители, в еще большей степени художника привлекает отображение неповторимо прекрасной природы российских просторов.

Ныне графика считается русским искусством. Причина – в русских снежных зимах, делающих мир черно-белым.

Выставка продолжит работу недолго – лишь до 13 марта.

 

Другая черно-белая выставка открылась в одном из экспозиционных залов первого этажа. Это — «Личный город. Ковёр-оберег» — заключительная часть арт-проекта художника Юрия Фесенко. На открытии выставки вниманию публики были представлены два ковра, выполненные по эскизам художника. Ковры, повторяющие друг друга в зеркальном отображении. Один из ковров – на стене. Фрагменты второго, разрезанного, словно на пазлы, в беспорядочном порядке лежали на полу. Потом первые посетители собрали второй ковер, провели фотосессию с двумя коврами, после чего второй ковер был снова разобран. И выяснилось, что каждый кусок – именной, с автографом автора: один из них оказался даром художника обозревателю «Таганрогской правды» Марине Даренской.

«Личный город. Ковёр-оберег» – попытка осознания и переосмысления древнейших ритуальных практик работы с тканью и орнаментом. Уроженец Таганрога Юрий Фесенко закладывает в ковроживопись знаки-символы, связанные с историей родного города.

Сам художник процесс создания ковров сравнивает со сборкой пазлов из графических знаков, выполненных по следам исчезнувших с улиц Таганрога рисунков. В своем творчестве Юрий Фесенко отказывается от ремесленных традиций в пользу индивидуальности любой истории, понимая, как важно защитить ее от беспощадного хода времени.

В экспозиции, наряду с ковром, представлены фотоработы Юрия Фесенко. Тоже, в основном, черно-белые. Тоже побуждающие напрячь внимание и мышление.

Выставка продолжит работу до 17 марта, после чего ковер отправится в музейные запасники: это – дар художника Таганрогскому музею-заповеднику.

 Антон Сахновский.

Фото автора и Оксаны Толмах.