Статья кандидата богословия архимандрита Никона (Лысенко), отошедшего ко Господу в ноябре 2015 года. Царствие Небесное и светлая память нашему земляку, замечательному церковному историку и пастырю!

Какое чувство преобладает в людях присутствующих на похоронах? У самых близких к умершему – это скорбь, надрыв безвозвратной потери, у всех – растерянность. Эта растерянность, может быть, самое типичное явление, отличающее психологию людей «века сего», тех, кто ощущает себя исключительно в «новейшем» времени, в «современной» жизни, в жизненном «клубе NEО». В событии смерти близкого человека за ярким, цветным и очень плоским экраном этой современной жизни приоткрылась вечность. Перед безмыслием «понятий по жизни» встают вопросы: «что говорить, как вести себя на похоронах?», а на глубине мысль: «что такое жизнь, что значит смерть?» и малодушное желание, чтобы это всё скорее кончилось, прошло, чтобы не думать об этом…

Но по-иному переживают смерть человеческую те, кто присутствуют на погребении монаха в монастыре, священника или архиерея в храме. Здесь все знают как себя вести, что сказать, что делать. Есть скорбь, есть горечь утраты, но нет и не может быть растерянности и желания, «чтобы скорее».. Смысл слов заупокойного Евангельского чтения: «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Ин. 5,24) для верующего сердца прост и понятен. Соприкосновение с вечностью порождает не неосмысленную тоску и страх, но светлый духовный подъём, чувство торжественности. Так было из века в век на христианских похоронах, и еще 60-70 лет назад – почти на каждых похоронах в русской семье…

Один современный духовный писатель сказал: «Мы сделали всё, чтобы Жизнь не «жительствовала в нас»: вывели Христа за пределы града своей души, своими грехами пригвоздили Его ко кресту, поставили стражу у гробницы и запечатали её печатью неверия и безлюбовности. И вопреки нам, но ради нас – Он всё-таки воскрес». На сознании этого построено всё христианское мировоззрение и понимание человека. На этом построена жизнь Церкви.

Прежде Своей Крестной смерти Христос постепенно открывался Своим ученикам как Бог. Они уверовали в Него, и Св. Петр исповедовал: «Ты Христос, Сын Бога Живого» (Мф.16,16). Но свершилась страшная смерть Крестная. Они поняли, что навсегда лишились Его. Пришла безмерная скорбь, а за ней малодушие и немощь веры и страх. Когда Мария Магдалина, первая увидевшая Его воскресшего, «пошла и возвестила бывшим с Ним плачущим и рыдающим… они, услышавши, что Он жив и она видела Его, – не верили» (Мк. 16,10-11).

И тогда Господь настойчиво, раз за разом открывается им как ЧЕЛОВЕК ВОСКРЕСШИЙ. Все Евангелисты свидетельствуют бывшее: они не только слышат голос Его, но и прикасаются к Телу Его, хранящему «язвы гвоздиные»; это не видение, не дух – они вкушают с Ним пищу… Своим явлением ученикам Воскресший Христос открывает тайну спасения: так возлюбил Бог Отец падшее создание Свое, что сделал Сына Своего Сыном Человеческим. Падший человек не погибнет до конца; но Сын Человеческий, пройдя через страдание и смерть, вошел в ВЕЧНУЮ ЖИЗНЬ и увлекает с Собой в нее человека, каждого верующего Отцу и слышащего Его сердцем. Он открывает ученикам, а через них всем нам, что временную жизнь мы потеряем, она неминуемо пройдёт, но что дана нам жизнь вечная, которая есть жизнь Божия, уже вселившаяся в верующих в Него и вкушающих Тайную Вечерю Его. Воскресший Христос не для Себя только и в Себе победил смерть, грех, малодушие и страх, но для нас и в нас. «Бог, повелевший из тьмы возсиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа… мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, дабы и жизнь Иисусова открылась в смерти нашей» (2Кор. 4, 6,12) – говорит об этом Апостол Павел.

Смерть для умирающего – это разлука с близкими и встреча с Богом («упокоился в Господе», «отошел ко Господу» – привычно говорят верующие люди). Для близких это – разлука и напоминание об ожидающей каждого встрече с вечностью. Вера в воскресение мертвых и жизнь вечную и знание религиозной истины о том, что значит для нас Воскресение Христово наполняет этот момент высоким смыслом и благоговейным переживанием. Маловерие порождает  по — слову свт. Иоанна Златоустого – «неведение, забвение, малодушие и окамененное нечувствие» (Православный молитвослов, Молитва на сон грядущим 7-ая), иными словами – нежелание задумываться о вечности, за которым стоит скрытое или откровенное нежелание того, чтобы она вообще была.

Вера в жизнь вечную или неверие – что более соответствует человеческому достоинству?

архимандрит Никон (Лысенко)