В Православном духовно-просветительском Центре семьи и молодежи в середине марта прошел ряд мероприятий, посвященных Дню православной книги, который по традиции отмечается в России 14 марта. Среди этих мероприятий особо хочется выделить беседу «Ангел земной и человек небесный», посвященную 25-летию со дня преставления схиархимандрита Виталия (Сидоренко).

Методист Центра семьи и молодёжи Ирина Александровна Чекушина, подготовившая встречу, так определила её цель: познакомить аудиторию с книгами и публикациями различных периодических изданий, посвящёнными духовному подвижничеству отца Виталия, и ещё раз напомнить о жизненном пути удивительного старца.

— В Таганроге очень любят отца Виталия, и многие читали книгу «О жизни схиархимандрита Виталия». Но не все знают, что это не единственная книга, в которой рассказывается о старце. Сегодня мы представим вам около десяти таких книг, и все они есть в фонде нашей библиотеки, — отметила Ирина Александровна, начиная беседу. — Батюшка прожил не такую долгую земную жизнь, как хотелось бы людям, которые его знали и любили. Его духовное чадо отец Гавриил (Стародуб) говорил, что если задаться целью, то, наверное, и можно повторить его аскетические подвиги, а вот сравниться с ним в той любви, которую отец Виталий в себе носил, невозможно. И об этой любви, настоящей, безусловной, жертвенной, говорят абсолютно во всех воспоминаниях, которые сейчас выходят о старце.

Отец Виталий возлюбил Бога с детства. Из книги «О жизни схиархимандрита Виталия» мы знаем, как он, лишь только услышит колокольный звон, бросал все дела и спешил в храм. Его земляки удивлялись: откуда у простого советского мальчишки, рожденного в обычной семье, такая твёрдая вера? В отроческом возрасте Виталий Сидоренко ушел странствовать. Одним из городов, которые он посетил в эти годы, стал Таганрог. Тогда здесь жил прозорливый старец Антоний (в иночестве Алексий). В 1937 г. он был репрессирован, подвергся страшным истязаниям в тюрьмах и лагерях ГУЛАГа, вследствие чего потерял зрение. Многие годы слепой отец Алексий странствовал по России. В 40-е годы проживал в Таганроге, где и произошла встреча молодого Виталия со старцем. Схииеродиакон Антоний, прозрев Волю Божию по отношению к юноше, сказал: «Выбирай — или служить в армии, но потом уже таким не будешь, или странничать». А чуть позже старец благословил Виталия на монашеский подвиг. Узнать больше о жизненном пути старца Алексия можно из книги «Схииеродиакон Антоний», которая есть в Центре семьи и молодёжи, — отметила Ирина Александровна.

Обзор о Виталий резкая

Решив стать монахом, Виталий сначала поехал в Свято-Троице-Сергиеву Лавру, но без документов он не мог быть принят в число ее насельников, а мы знаем, что он в 16 лет порвал свой паспорт. Опытные лаврские монахи посоветовали ему уйти в Глинскую пустынь, которая славилась своими старцами. О Глинских подвижниках — духовных наставниках отца Виталия, многие из которых уже прославлены в лике святых, рассказывают книги «Глинский патерик» и «Глинская пустынь. История обители и её духовно-просветительная деятельность в XVIXX веках» схиархимандрита Иоанна (Маслова), «Старец и митрополит. О жизни святителя Зиновия (Мажуга), в схиме Серафима» Зиновия Чеснокова, «Жизнеописание подвижника Глинской пустыни схиархимандрита Андроника (Лукаша)» Павла Лизгунова и «Лампада Гинская. Старчество в современном мире» Константина Скурата.

— В этих книгах вы найдёте не только жизнеописания старцев, воспитавших схиархимандрита Виталия «в духе Глинском», и узнаете о взглядах глинских подвижников на молитву, на духовничество, на то, как должно относиться к смирению и послушанию, — сказала И.Е. Чекушина, представляя издания. — Прочитав их, вы лучше узнаете, из каких источников «питался» будущий старец.

В период хрущёвских гонений на Церковь стали массово закрывать монастыри, и отец Серафим благословляет отца Виталия на пустынножительство в труднодоступных горах Абхазии. Об этом периоде жизни старца мы можем узнать из книги монаха Меркурия (Попова) «В горах Кавказа» или из нового, дополненного, издания, «Записки пустынножителя».Документальные и автобиографические события, здесь описанные, относятся к 1959-1968 годам. За это время монаху Меркурию довелось встретиться со многими интересными людьми, такими же, как и он, монахами-отшельниками, по аскетичности своей жизни приблизившимися к подвигам первых христиан. Рассказывается здесь и об отце Виталии, выведенном в книге под именем «больной брат».

В 1969 году батюшка прибывает в Тбилиси, где уже жил после закрытия Глинской пустыни владыка Зиновий. (О жизни глинских старцев в Тбилиси можно не только прочитать в книгах о них, но и посмотреть документальный фильм «Небо на земле. Глинские старцы в Грузии».) К тому времени у отца Виталия появляется множество духовных чад, среди которых был митрополит Липецкий и Задонский Никон. В журнале, издаваемом Задонским Рождества Богородицким мужским монастырём «Задонский паломник», почти в каждом номере публикуются материалы, посвященные отцу Виталию. Здесь вы найдёте и воспоминания о старце его духовных чад, и духовные наставления батюшки, и отрывки из писем схиархимандрита Виталия.

Заканчивая встречу, Ирина Александровна прочитала отрывок из воспоминаний митрополита Липецкого и Задонского Никона из «Задонского паломника», который, по её мнению, наиболее ярко характеризует отца Виталия: «Батюшка мало говорил, но то, как он жил, пробуждало в нас необходимость обретения верности и послушания Христу убедительнее, чем любое сказанное слово. И эта проповедь любви не прекращалась ни на каком месте, где бы он ни находился: в миру, в монастыре, в пустыни, в тюрьме или больнице… Он спешил полагать свою душу за всех и за каждого — служить, бесконечно отдавая всего себя, жертвуя собой, всем, что имел: здоровьем, силами, временем, сном, хлебом насущным… Безусловно, это служение определялось избытком чувств его сердца: «Полюбите любовь!» — просил он нас и тем самым указывал главный курс духовного следования».

Светлана Григоришина

Автор Светлана Григоришина