Когда в православном календаре встречаешь день памяти Священномученика Иоанна Поммера с датой кончины 1934 г., то может показаться, что это один из сонма новомучеников, пострадавших в Советском Союзе. Однако архиепископ Рижский Иоанн пострадал в независимой буржуазной Латвии. В ночь на 12 октября 1934 года на уединенной даче у Кишозера, на которой владыка Иоанн жил без охраны, разыгралась страшная трагедия: он был привязан к снятой с петель двери, его ноги жгли огнем, выстрелили в него из револьвера, подвергали страшным пыткам на верстаке, на котором архиепископ любил трудиться. После этого дача была разгромлена и сожжена. Кто же мог стоять за убийством главы Православной Церкви в Латвии?

Архиерейская дача, на которой произошло убийство Иоанна Поммера

Архиерейская дача, на которой произошло убийство Иоанна Поммера

Советский след

Сразу же после гибели владыки Иоанна русский эмигрантский журнал «Часовой» написал, что он стал «одной из жертв безбожного красного интернационала, выбирающего одного за другим из антибольшевицкого стана самых опасных своих врагов». И основания для такого вывода были. Архиепископ Иоанн занимался политикой: в 1926-1931 годах был депутатом латвийского Сейма, в котором активно выступал за защиту прав Православной Церкви, русского населения, нередко конфликтовал с представителями левых партий, критиковал просоветские силы в Латвии.

Архиепископ Иоанн Поммер в Латвийском сейме.

Архиепископ Иоанн Поммер в Латвийском сейме.

Благодаря тайным связям Латвийской Церкви с верующими в СССР, он получал сведения о гонениях на религию. О них Святитель Иоанн знал не понаслышке. Еще после Февральской революции, будучи епископом Таганрогским, он публично осуждал новые революционные власти, подвергся травле и был посажен в тюрьму.


Но любовь таганрогской паствы спасла его из заточения: после массовых крестных ходов к тюрьме епископ Иоанн был освобожден.


Давление со стороны новых властей на владыку продолжалось и на новых местах служения: в Пензе на него было совершено покушение, он был ранен из револьвера, подвергался аресту, допросам и обыскам. Поэтому версия о советском следе в убийстве владыки Иоанна казалась очень убедительной, сразу же была поддержана и официальными латвийскими властями. Независимая Латвия действительно пользовалась вниманием советских спецслужб. Например, задания, связанные с разведкой, выполняли во время визитов в Ригу возлюбленная Владимира Маяковского Лиля Брик и ее муж Осип. Можно предположить, что в распоряжении архиепископа могли находиться документы о связи латвийских левых с Советским Союзом, и пытали его для того, чтобы он их отдал. Нельзя не сказать и о предположении, что перед смертью епископа Иоанна мог посетить приехавший из Советского Союза оперный певец Леонид Собинов.

Оперный певец Леонид Витальевич Собинов (26 мая (7 июня) 1872 год, Ярославль — 14 октября 1934, Рига) — русский оперный певец (лирический тенор), народный артист Республики (1923)

Оперный певец Леонид Витальевич Собинов (26 мая (7 июня) 1872 год, Ярославль — 14 октября 1934, Рига) — русский оперный певец (лирический тенор), народный артист Республики (1923)

Его жена происходила из семьи рижских купцов Мухиных, унаследовала часть их имущества и получала доход с него в рижских банках. Именно поэтому Собиновы неоднократно приезжали в Ригу. Историк Вячеслав Марченко в книге «Новые мученики Российские.3-й том» (1) излагает такую версию событий: приехавший из Германии Собинов был встречен на вокзале двумя неизвестными лицами. С ними он отправился в гостиницу «Петроград», откуда позвонил хорошо знавшему его епископу и отрекомендовал незнакомцев, которые в это время ждали на улице. Затем они на автомобиле отправились на дачу к владыке Иоанну, где и произошло преступление. Назад в гостиницу Собинов вернулся с теми же незнакомцами, которые вели его под руки. Под утро он скончался, по официальной версии, от разрыва сердца. JI.Келер также пишет, что брат владыки ей подтвердил, что «владыке позвонил в четверг днем известный певец Собинов… Они договорились о том, что вечером он приедет к владыке» (2). Однако Т. К. Барышникова, хорошо знавшая семью Собиновых, категорически отрицала знакомство знаменитого певца с архиепископом Иоанном. Она вспоминала, что как-то во время пасхального крестного хода Собинов увидел владыку Иоанна и воскликнул: «А я-то думал, что он маленький, плюгавенький, а это Шаляпин в роли Бориса Годунова» (3). Благодаря сообщениям рижских газет и расписанию поездов того времени стало также известно, что певец приехал в Ригу 11 октября в 6. 48 вечера. Поэтому становится непонятно, как он мог позвонить епископу днем. А если Собинов позвонил сразу после своей утомительной поездки (а дорога от Берлина до Риги занимала 30 часов), то вероятно ли, что певец стал бы договариваться о ночной поездке в загородную дачу? Благодаря газетам также становится ясно, что он умер не 12 октября, сразу после смерти владыки, а утром 14 октября. Нет твердых доказательств и того, что его смерть не могла быть естественной, тем более, что он находился в Германии в Мариенбаде на лечении и пережил там сердечный припадок. А циркулировавшие страшные слухи вполне могли быть объяснены неприязненным отношением русских жителей Риги к певцу. Вот что писал Мильруд, редактор газеты «Сегодня» в своем письме от 11 октября 1937 г. журналисту Борису Оречкину:

«Собиновы часто гостили в Риге. Здесь сам Собинов так себя вел в последнее время, что в русском обществе о нем говорили всегда крайне отрицательно. Внезапная смерть Собинова, совпавшая с кончиной арх. Иоанна (очень загадочной) вызвала даже упорные слухи, что арх. был убит Собиновым по приказу большевиков. Это, конечно, полная фантастика, но слухи эти упорно держатся и до настоящего времени» (3).

Так что эта версия полна противоречий и основана на предположениях.

Месть националистов

Согласно второй версии убийства, принятой в советское время, ответственность за него лежит на латвийском лидере Карлисе Ульманисе.

Ка́рлис А́угустс Ви́лхелмс У́лманис. латвийский политический и государственный деятель. Авторитарный правитель Латвии в 1934—1940 годах.

Карлис Аугустс Вилхелмс Улманис. латвийский политический и государственный деятель. Авторитарный правитель Латвии в 1934—1940 годах.

15 мая 1934 года он совершил военный переворот, ликвидировал все политические партии, закрыл многие газеты, приостановил деятельность Сейма, ввел чрезвычайное положение. Диктатура Ульманиса носила ярко выраженный националистический характер, ущемлялись права русского населения, из государственных органов были уволены многие русские.

Напомним, что владыка Иоанн, активно отстаивал права Православной Церкви и русского меньшинства (например, благодаря ему русские вошли в правительство Латвии). Несмотря на резкое осуждение советского режима, он сохранял каноническую связь Латвийской Церкви с Московским Патриархатом даже после Декларации о лояльности советской власти Митрополита Сергия 1927 года. Конечно, такая церковная позиция могла восприниматься властями с опаской. Тем более, что в Польше, Финляндии и Эстонии — других частях бывшей Российской Империи — было разорвано каноническое единство с Московским Патриархатом, православные общины стали подчиняться Константинопольскому Патриархату. После гибели архиепископа Иоанна Латвийская Церковь тоже оказалась под омофором Константинополя.

Похороны Иоанна Поммера. Рига

Похороны Иоанна Поммера. Рига

Кто же мог быть исполнителями убийства владыки Иоанна?

Надо сказать, что о следственном деле владыки Иоанна ходили разные слухи, в том числе и что оно будто бы пропало. Однако дело не исчезло, и историк Сергей Мазур (4) смог с ним познакомиться. Ему сразу же попались в уголовном деле два имени: Петр Ефимов и Николай Фомин. Оба они состояли в Латвийском хозяйственном центре, партии, близкой к социал-демократам. Она больше напоминала террористическую организацию. Например, когда их политические конкуренты должны были проводить традиционное первомайское шествие, ее члены собирались бросить в него четыре бомбы. Этот план был сорван полицией. Оба подозреваемых отслужили в латвийской армии, имели оружие. У Фомина уже после убийства архиепископа в сарае нашли два штыка и ящик с патронами. У Ефимова при обыске изъяли револьвер и браунинг. Оба отрицали свою причастность к убийству, Ефимов пытался доказать, что работал в ту ночь в трамвайном депо, но оказалось, что у него был выходной. Еще один фигурант дела — Иван Бойцов, он фактически признался в убийстве и рассказал о происшедшем.

6 октября Ефимов вызвал Бойцова и сказал, что готовится дело, за которое они получат хорошее вознаграждение. 11 октября 1934 года в девять вечера группа людей из членов Хозяйственного центра, в которую вошли Фомин, Авдеев, Ванагс, Ефимов и Бойцов, поклявшись молчать, вышли из квартиры Ефимова на Московской улице, которая была центром политических сборищ, сели в трамвай и направились в Межапарк. Ефимов заранее приготовил две канистры с керосином. Материалы дела показывают, что у убийц могли быть еще пособники.

Pommer2X

Мария Резник, которой архиепископ помог вывезти близкую родственницу из СССР и оплатить обучение в Латвийском университете, выкрала ключи от его дачи и пачку лотерейных билетов. Можно предположить, что задание ей дал Иван Блументаль — еще один фигурант дела, вместе с Марией он состоял членом «Православного единения». Так назывался латвийский филиал парижской организации РСХД — Русского студенческого христианского движения. С ним у владыки Иоанна были напряженные отношения. Консервативному руководству Латвийской Православной Церкви не нравились некоторые идеи руководителей объединения, которые они считали не имеющими ничего общего с православием (5). Блументаль был кассиром «Единения», впоследствии стал сторонником идей Рериха, а с 1937 года — сотрудником советских спецслужб, участвовал в подготовке вхождения Латвии в состав Советского Союза. Незадолго перед убийством Резник и Блументаль встретились с группой «Хозяйственного центра». А после убийства Мария первой явилась в полицейский участок и дала ложные показания против архиепископа, обвинив его в сексуальном домогательстве. Еще одной группой, враждебной архиепископу, было объединение «Друзья церкви», которой руководил депутат Сейма от социал-демократической партии А.Рудевиц. В нее входили опальные священники — протодиакон Константин Дорин и протоиерей Кирилл Зайц, которых политики использовали в своих интересах. В 1933 году они оказались в центре скандала по растрате церковных средств и были запрещены в служении. Еще один член группы «Друзья церкви» — Илья Быков имел также связи с членами Хозяйственного центра Ефимовым и своим однофамильцем Быковым.

image (2)

Но следственное дело задает больше вопросов, чем дает ответов. Почему никто из задержанных не понес наказания за убийство или причастность к нему? Отсидев положенные по законодательству две недели, они были отпущены на свободу. Даже несмотря на фактическое признание в убийстве Бойцова! Членов «Православного единения» тоже не привлекли к ответственности, только само «Единение» были закрыто. Какие еще силы могли стоять за спинами исполнителей, выполнивших грязную работу? На чьи деньги оно совершилось? Может, все-таки следы ведут в Советский Союз? Последующая биография Блументаля и арест Ивана Бойцова за незаконный переход границы с СССР (в котором он пробыл полгода) в 1931 году может навести на такие размышления. С другой стороны, ослабление позиций православных в Латвии было на руку и новым властям страны… Убийство Священномученика Иоанна Поммера оставляет свои загадки историкам.

Для православных же верующих важно, что его праведная жизнь увенчалась несомненным мученическим венцом.


Источники:

1. http://www.proza.ru/2016/09/07/1031

2. http://www.proza.ru/2016/04/02/1435

3. http://www.russkije.lv/ru/pub/read/levickij_zagadka_dela_pub/

4. http://www.freecity.lv/istorija-bez-kupjur/22691/

5. http://www.russkije.lv/ru/lib/read/latvian-orthodox-church-1918-1940.html

 


 

Михаил Рыбкин

Автор Михаил Рыбкин