Реальность Христа как Личности признали даже атеисты. Однако у многих мыслящих людей, чем больше они узнают про Рождество Христово, тем больше возникает вопросов, связанных с этим событием и с этим праздником. Попытаемся ответить на некоторые из них.

Язычники рождество своего верховного бога, бога Солнца, праздновали 25 декабря — в первый день после периода зимнего солнцестояния, когда день начинал возрастать, а ночь – убывать. Не слишком ли странное совпадение, что на этот же день выпало и Рождество Христово?

Это – не совпадение, а закономерность. Христиане положили праздновать Рождество Христово именно 25 декабря, чтобы явить свое исповедание Христа Спасителя как истинного Солнца правды, просвещающего мир, приводящего человечество ко спасению и к познанию Божественной истины. «Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума (озарило мир светом знания)…» — поют православные в тропаре этого праздника. Это имело и миссионерский, педагогический смысл. Христианская Церковь давала возможность вчерашним язычникам праздновать Рождество пришедшего во плоти Бога в тот же день, в который они сами и их предки отмечали главный праздник всего года.

фреска каранлик

Фреска пещерной церкви Каранлик. XI-XIII в. Каппадокия, Турция

Почему католики празднуют Рождество 25 декабря, а православные – 7 января?

Все христиане Рождество Христово празднуют именно 25 декабря. Просто разница между двумя календарями ныне составляет 13 суток; и поэтому 25 декабря по юлианскому календарю (по старому стилю) соответствует 7 января по календарю григорианскому (по новому стилю). 25 декабря Рождество Христово празднуется не только всеми католиками, но и большинством поместных Православных Церквей. В свое время иерархи Русской Православной Церкви рассматривали вопрос перенесения празднования Рождества Христова на 25 декабря, но решен он был отрицательно – из уважения к приверженности традиции значительной части паствы.

Почему Армянская Апостольская Церковь празднует и Рождество, и Богоявление в один день – 6 января?

Эта Церковь придерживается древней традиции. Раньше все христиане праздновали Явление (греч. – Епифания); оно было двуединым праздником. Отмечалось одновременно и рождение Христа, и Его Крещение. Как писал один из отцов Церкви Иероним Стридонский, «в рождении Своем Сын Божий явился миру сокровенно, а в Крещении совершенно». Действительно, только после Крещения в возрасте тридцати лет Христос начинает Свое общественное служение. Праздник Богоявления отмечался 6 января (по юлианскому календарю). В IV веке Рождество было отделено от Крещения: 25 декабря стали отмечать Рождество, а 6 января – Крещение. А дни между этими праздниками превратились в Святки.

Каваллини

Пьетро Каваллини. Мозаика апсиды базилики Санта Мария ин Трастевере. 1291 г. Рим, Италия

Что такое вертеп?

Вертеп (вьртьпъ) в переводе со старославянского — пещера. Пещера Рождества, или Святой Вертеп, находится под амвоном храма Рождества Христова в Вифлееме. Место рождения Спасителя отмечено на полу серебряной звездой и надписью на латыни: «Здесь родился Иисус Христос от Девы Марии». Этот Вертеп и стал первообразом для последующих вертепов, созданных искусством людей.

Кто такие «волхвы»? И почему они, язычники, оказались готовыми поверить в приход Спасителя в среду евреев?

В греческом тексте они названы «магами» — это слово означает восточных — персидских или вавилонских — жрецов, олицетворяющих собой одновременно и тогдашнюю науку. Древнее церковное предание называет родиной волхвов конкретно Персию, где долгое время жил пророк Даниил (VI век до Р. Х.). Причем он был там «главою мудрых». Он оставил просвещенным персам знание о библейском Боге и об ожидаемом Мессии. И это знание передавалось из поколения в поколение. Вообще же обетование о Спасителе, Который разрушит власть греха и смерти, Бог дал еще Адаму и Еве, соблазненным сатаной и потерявшим райское блаженство, то есть единство с Богом. И выполнения этого обетования подспудно ждало все человечество, что нашло отражение во многих языческих мифах.

Дюрер

Альбрехт Дюрер. Поклонение волхвов. 1504 г. Галерея Уффици, Флоренция, Италия

Рождество Христово разделило историю человечества на «до» и «от». Но после Рождества Христова прошло уже свыше двух тысяч лет, а люди продолжают и грешить, и страдать, и умирать. Так что же изменилось?

До Рождества Христова Бога Истинного знали только евреи – Богом избранный народ. Но даже среди этого народа не было святых, то есть обоженных – ставших едиными с Богом — людей: были только праведники и пророки. Как в земной, так и в загробной жизни все люди оставались оторванными от Бога. Христос же призывает всякого человека к святости, то есть к единению с Богом; Он объявляет, что такое единение (райское блаженство; Царство Небесное) – удел каждого из нас, причем не только в загробной, но уже и в этой, в земной жизни.

Почему после поклонения Христу еврейских пастухов и восточных мудрецов Его принял Запад, а Восток и еврейский народ – не приняли?

В действительности Христа в первую очередь принял именно еврейский народ, хотя и не весь. У Христа было двенадцать ближайших учеников – апостолов, еще 70 младших учеников-апостолов. И все они были евреями. Многие тысячи евреев стали христианами в первые месяцы после Вознесения Христа и Сошествия Святого Духа. Первые годы существования Христианской Церкви проповедь велась в среде еврейского народа. И только после Апостольского Собора, с 51-го года, началась активная проповедь среди язычников. До и после этого ко Христу обратилось огромное число евреев. И лишь некоторая часть из них не приняла Христа и продолжает ждать Его. Вера в Христа пришла и на Восток. Согласно церковному преданию, впоследствии волхвы стали христианами, проповедниками Евангелия. Их крестил святой апостол Фома – тот самый, Фома неверующий, — он благовествовал в Парфии и в Индии. Христа как пророка признают и мусульмане; у них – два великих пророка: Христос и Мухаммед. Самая почитаемая мусульманами женщина – Мария, которую они называют Мариам (по-древнееврейски «Мариам» — «возвышенная», «превознесенная»). Мусульмане, как и христиане, верят во Второе Пришествие Христово, после которого состоится Божий Суд над каждым живым и умершим, над всем человечеством.

Синай

Икона. VII — IX в. Монастырь св.Екатерины, Синай

Иисус Христос объяснил всем нам, что Бог-Отец – Отец Небесный всех людей, каждого из нас. А Сын Человеческий – кем Он является для нас?

Бог Един в Трех Лицах. Сам Христос говорит: «Кто видел Меня, — тот видел Отца.» Сын и Отец Единосущны. Бог-Сын и Бог-Отец – Две Ипостаси Единого Бога. И все то, что Христос говорил про Бога-Отца, Он говорил о Самом Себе. Творец времени родился в определенный момент истории человечества;

Создатель человека и всей Вселенной пришел во плоти в наш мир, чтоб усыновить каждого из нас. Он стал Человеком — чтобы все мы, включая потерявших всякую веру в себя, знали, что Бог любит каждого из нас, Бог верит в каждого из нас, верит в нас в нашем падении, верит в нас, когда мы изверились друг во друге и в себе, верит — так, что не боится стать одним из нас. Кто-то, может, считает себя недостойным этого. Но Бог рассудил по-Своему.

Бог, став Человеком, начал свою земную жизнь в кормушке для скота. О чем нам те ясли напоминают?

В молитве Иоанна Златоуста, которая читается перед причастием, говорится, что, как тогда Господь Бог не возгнушался войти в ясли бессловесных животных, так и сейчас не гнушается войти в ясли человеческого сердца. То, что произошло более двух тысяч лет назад, когда Бог пришел на землю, каждый раз повторяется на Евхаристии, когда мы принимаем Христа в свое сердце. И Господь начинает расти в яслях нашей души.

Антон Сахновский

подготовил Антон Сахновский