Так назывался концерт из произведений ростовского композитора Виталия Семёновича Ходоша, который состоялся 15 января, в его день рождения, в концертно-выставочном зале Центральной городской публичной библиотеки имени А. П. Чехова города Таганрога. В этот день Виталию Семёновичу исполнилось бы 77 лет.

Виталий Ходош

Название музыкальному вечеру подсказали пьесы Виталия Ходоша, написанные им для детей: «Добрая сказка», «Вечерняя сказка». В концерте приняли участие учащиеся и преподаватели Таганрогской школы искусств – лауреаты II Всероссийского детского конкурса-фестиваля имени Виталия Ходоша.

Перед началом концерта выступила гостеприимная хозяйка — заведующая отделом «Центр культурных программ» библиотеки Оксана Сербина. Она поблагодарила организаторов за выбор именно этого зала и напомнила, что в нем не раз звучали произведения Виталия Семёновича, и среди них — кантата для чтеца и смешанного хора без сопровождения «По прочтении “Архиерея” А. П. Чехова».

Хор «Мечта»

Музыка Виталия Семёновича Ходоша обрела широкую известность, многочисленные вокальные и инструментальные произведения вошли в концертный и педагогический репертуар, исполняются в России и за рубежом. Популярна и любима его музыка для детей. Но, пожалуй, самой востребованной областью творчества композитора являются его хоровые циклы.

Концерт открыла «Колыбельная» на стихи русского поэта Льва Мея в исполнении хора «Мечта» (руководитель Ольга Русанова).

В концерте прозвучали пьесы из альбома для юных скрипачей «Виолинка», сборника фортепианных миниатюр «Детям», песни на стихи Марины Бородицкой и ростовского поэта Николая Костарева.

До конца 1990-х в Ростове-на-Дону существовал Театр музыкальной комедии, один из старейших в стране. Именно для него композитором были написаны и успешно поставлены две оперетты: «Сеанс чёрной магии» по комедии Льва Толстого «Плоды просвещения» и «Схватка в лесу» по пьесе-сказке Николая Костарева. Песенку рыжей Хитруни из музыкальной сказки «Схватка в лесу» исполнила Наталия Газиева, концертмейстер — Виктория Воробьёва.

Композитор обладал счастливым даром – писать музыку не только для самых юных слушателей, но и для самых юных исполнителей. Для исполнителей-детей им написаны оперы «Курочка Ряба», «Репка», «Грибной переполох».

Грибной переполох

В концертной программе прозвучал дуэт кошки и собаки из оперы «Репка» по одноименной русской народной сказке. Его исполнили София Пашкевич и Александр Ковтун, концертмейстер — Анна Кобец.

Дуэт кошки и собаки

В преддверии 185-летия ухода из этого мира Александра Сергеевича Пушкина собравшиеся почтили и его память.

К 200-летию со дня рождения Александра Пушкина вышел цикл пьес Виталия Ходоша «У Лукоморья…». Цикл состоит из 20 музыкальных зарисовок для фортепиано по мотивам произведений поэта. Каждой пьесе композитор предпослал пушкинские строки. «Сад Черномора» исполнил Владимир Ню.

Звучали и положенные на музыку пушкинские строки. «Царевна Лебедь» в переложении для голоса Тамары Ивановой прозвучала в исполнении Камиллы Литвиненко, концертмейстер – Ксения Козина.

Слушателей постарше порадовали переложения произведений Ходоша для различных музыкальных инструментов.

«Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса…»

Эти строки Виталий Ходош выбрал поэтическим эпиграфом к своей музыкальной зарисовке «Осень». Эту зарисовку в собственном переложении для гобоя исполнила ассистент-стажёр кафедры духовых и ударных инструментов РГК им. С.В.

Рахманинова, артистка Ростовской государственной филармонии Полина Котина; партия фортепиано – Елена Назарова.

«Сказка о попе и о работнике его Балде» вдохновила Виталия Ходоша на сочинение одноименного балета. Елена Гержева переложила для саксофона фрагмент из этого балета «Дорога Балды». Его исполнил инструментальный ансамбль: Дмитрий Ступак – саксофон, Татьяна Хабарова – фортепиано.

В заключение проходившего в Чеховской библиотеке музыкального вечера памяти Виталия Семёновича Ходоша его ведущая, Ольга Леонидовна Клушина, напомнила, что для этого замечательного композитора важнейшим источником вдохновения, наряду с Александром Сергеевичем Пушкиным, стал Антон Павлович Чехов. За создание оперной трилогии по произведениям нашего великого земляка Виталий Ходош был удостоен Чеховской премии в номинации «За достижения в области музыкального искусства». Три одноактные оперы «Медведь», «Беззащитное существо» и «Ведьма» составляют единый музыкально-драматургический цикл, сочетающий лирику и комедийность, драму и фарс.

Заключительным аккордом вечера стала премьера. И это при том, что композитор оставил этот мир еще в 2016-м, а его музыка широко известна и востребована не только в нашей стране, но и за рубежом.

С премьерным номером выступил фортепианный дуэт преподавателей. Ольга Леонидовна Клушина и Елена Евгеньевна Назарова исполнили вступление к камерной опере «Ведьма» по одноименному рассказу Чехова. В оригинале композитор написал это вступление для камерного ансамбля с участием одного пианиста (для двух рук), а потом сам же сделал переложение для фортепианного дуэта (для игры в четыре руки). На авторское переложение Виталия Семёновича в свое время сподвигла его коллега по консерватории Светлана Николаевна Подольская, формировавшая сборник дуэтов для фортепиано. Но эти ноты пока так и не были опубликованы.

Дуэт Клушиной и Назаровой

На концерте побывал старинный друг Виталия Семёновича Ходоша Александр Николаевич Гуревич. Он высоко оценил и саму инициативу коллег-земляков, и их переложения музыки композитора для различных инструментов, и исполнительский уровень участников музыкального вечера.

Таганрогскую школу искусств (ТШИ) и профессора кафедры теории музыки и композиции Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова, члена Союза композиторов России, Заслуженного деятеля искусств Российской Федерации Виталия Семёновича Ходоша связала многолетняя творческая дружба.

В ДК комбайнового завода (ныне – Дворец молодёжи) Детская школа искусств (так тогда называлось эту учреждение дополнительного образования) поставила его детскую оперу «Репка». Премьера состоялась в мае 2008 года.

Спустя год, в мае 2009 года, во Дворце культуры и техники им. Димитрова (ныне — СКЦ «Приморский») состоялась премьера детской оперы «Грибной переполох». В 2010 году данная постановка принесла этой школе Гран-при проходившего в городе Азове Международного фестиваля-конкурса «Национальное достояние» в номинации «Музыкальный спектакль». В этой опере были задействованы свыше 50-и участников – учащиеся музыкальных, театрального, хореографического и художественного отделений школы.

— В 2014 году, к 75-летию Ростовской региональной организации Союза композиторов, наша школа реализовала музыкально-образовательный проект по сборнику фортепианных пьес Виталия Семёновича Ходоша «Детям», — делится заведующая фортепианным отделением ТШИ Ольга Леонидовна Клушина. – Мы провели два концерта-презентации, все миниатюры из этого сборника были исполнены не только педагогами нашего фортепианного отделения, но и нашими учащимися: дети сами выбирали произведения себе по душе, и мы с концертами из этих произведений выступали. Преподаватели-пианисты провели музыкально-исполнительский анализ этих пьес. Заведующая теоретическим отделением нашей школы, Наталья Анатольевна Гордиенко, подготовила гармонический анализ, выступила с ним на конференции в консерватории. А учащиеся художественного отделения создавали иллюстрации к этим пьесам.

Земная жизнь ростовского композитора оборвалась. Но творческая дружба с ним таганрожцев продолжается.

Вера Кардаш, Антон Сахновский.

Фото Антона Сахновского и Таганрогской школы искусств.