Международный день театра совпадает с Днем рождения русского писателя-сатирика, драматурга и театрального критика Аркадия Аверченко: он родился в Севастополе 140 лет назад, 15 (27 по новому стилю) марта 1881 года.

Остроумный счетовод, с 1897 года корпевший над бумагами рудничных контор Донбасса, Аверченко однажды решил попробовать себя в сочинительстве. Уже первые пробы оказались более чем удачными. Первые рассказы, написанные в 1903—1904 годы, имели «успех местного значения». В 1905-м он стал печататься в Харькове; вскоре оставил и конторскую службу, и шахтерский край, и отправился покорять столицу. И покорил!

Гениальный Чехов оставил этот мир в 1904-м. «Второй Чехов» — именно так назвали Аверченко. Литературоведы нашли много общего между Аверченко и ранним Чеховым. Сам Аркадий Тимофеевич считал Антона Павловича своим учителем; не только безмерно почитал его, но и писал о нем: Чехов стал героем одного из юмористических рассказов Аверченко.

Чехов считал, что его предки – из Чехии, о чем говорит и фамилия. Именно в Чехию уехал Аверченко из революционной России, становившейся все более красной – от знамен и от крови.

Чехов – самый востребованный издательствами и театрами прозаик и драматург в мире – после Шекспира. Хотя многие европейцы считают, что, если бы Чехов писал по-английски, — Шекспир стал бы вторым. Аверченко в 1920-е стал самым издаваемым писателем русской эмиграции.

Аверченко, как и Чехов, — удивительно тонкий психолог, точно подмечающий человеческие немощи и слабости, глубоко страдающий от человеческого несовершенства, скрывающий это улыбкой и смехом.

Каждый из них прожил очень яркую, плодотворную, но при этом очень короткую жизнь. Каждый из них оставил этот мир в 44 года…

Таганрожцы помнят и любят Аверченко, читают и ставят его.

«Бритва в киселе»

27 ноября 2016 года на сцене Чеховского театра была представлена постановка «Дюжина ножей в спину революции» по одноименному сборнику рассказов Аркадия Аверченко. Спектакль был посвящен, однако, не предстоящему столетию революций 1917 года, а 60-летию известного и замечательного таганрогского артиста Владимира Бабаева.

Владимир Бабаев и София Завьялова: сцена из постановки «Дюжина ножей в спину революции»

Владимир Владимирович перед зрителями предстал сразу в трех ипостасях – как режиссер, актер и театральный педагог: театральный вечер, анонсированный как моноспектакль в одном действии, на поверку открыл Таганрогу юное дарование. Наряду с маэстро Бабаевым в постановке участвовала его ученица София Завьялова. Третьим участником арт-проекта стал пианист, аккомпаниатор Андрей Федулеев. Потом таганрожцы с этой работой даже ездили на гастроли.

Сцена из постановки «Бритва в киселе»

В репертуаре Таганрогского камерного театра – «Бритва в киселе» по рассказам Аверченко. Год назад, ковидной весной 2020-го, ТаКТ с этим спектаклем принял участие в онлайн-фестивале «Онлайн-сцена», который провел Дмитровский драматический театр им А.Н. Островского, – и был удостоен специального диплома «За Чеховское прочтение».

В субботу, 27 марта, в День театра и в День рождения Аркадия Аверченко, Таганрогский камерный театр на родной сцене Молодежного центра представит «Бритву в киселе». Начало спектакля – в 18-30. Но перед спектаклем, в 18-00, зрителей ждет сюрприз.

Владимир ПРОЗОРОВСКИЙ

Фото автора и из архива Владимира Бабаева