Начинается Великий пост. О том, каково его духовное значение и что делать, чтобы дни четыредесятницы принесли реальную духовную пользу, а не были сведены до уровня банальной диеты, мы поговорили с благочинным приходов Таганрогского округа протоиереем Алексеем Лысиковым.

 

— Отец Алексей, скажите, для чего установлен пост? Каковы его суть и цель?

— Прежде всего хотелось бы сказать, что Великий пост – это время усиленного труда над собой. Вся христианская жизнь на самом деле очень аскетична (аскеза — переводится с греческого как «упражнение»). Христианство усвоило аскетическую жизнь не только для святых отцов-отшельников, которые уходили в пустыни и там совершенствовались в духовной жизни. Сам опыт христианской жизни – это постоянная борьба, постоянный труд над собой. А время постов, а наипаче Великого поста, – время усиленного труда. Очень нравится мне сравнение митрополита Антония Сурожского, когда он уподобляет Великий пост странствию, в котором мы должны не только обрести Бога, но и прежде всего себя представить перед Богом.

Православный публицист наш современник Александр Ткаченко пишет, что во время Великого поста у православного человека есть возможность пожить без духовного наркоза, в который мы добровольно входим с помощью телевизора, интернета, компьютерных игр, вкусной еды… лишь бы не ощущать ту пустоту, которая образуется в нашей жизни без Бога.  Мы не общаемся с Богом, находимся как будто во сне, а во время Великого поста пробуждаемся. Мы начинаем жить без всего того, что помогает нам сгладить трудности, принять себя такими, какие мы есть на самом деле, увидеть свои грехи, увидеть свои поступки. И не только оценить, но и приложить усилия для того, чтобы победить то, что мы увидим в себе, не случайно в великопостной молитве святого Ефрема Сирина говорится: «Даруй ми зрети моя прегрешения…»

Великий пост отличается от других постов тем, что в это время меняется и само содержание богослужения. Вообще церковный календарь через годичный круг богослужений все время проводит нас через одни и те же праздники, через одни и те же события. Для чего мы это повторяем? Именно для того, чтобы обновить в нас тот живой огонь веры, который необходим, чтобы христианин жил полноценной жизнью. И богослужение великопостное отличается, конечно же, покаянным содержанием, глубиной, не только продолжительностью, но и погруженностью, размышлениями о том, что человеку надо сделать, чтобы преобразиться и обрести Бога полнотой своей жизни.

Протопресвитер Александр Шмеман в одной из своих бесед указывает, что не случайно первая седмица Великого поста начинается чтением Великого покаянного канона святого Андрея Критского, который разделен на четыре части и читается за Великим Повечерием в первые четыре дня поста. Первые слова, с которых начинается канон: «Откуда начну плакати окаянного моего жития деяний?» Действительно, где та точка, откуда мы должны плакать, предстоя перед Богом, где то ключевое событие в нашей жизни, которое должно заставить нас задуматься над тем, как мы живем, правильно или неправильно? Если внимательно вчитаться в слова канона Андрея Критского, то получается, что любое мгновение нашей жизни имеет привкус греха, несовершенства, даже привкус поражения. И пост, правильный пост, призван стать лекарством для того, чтобы устранить этот привкус и дать нашей душе крылья, чтобы мы могли воспарить к Богу. Святые отцы не случайно говорили, что пост и молитва – это два крыла, с помощью которых человек поднимается к Богу. Во время Великого поста мы и приближаемся к Богу через усиленный пост и молитву.

— Перед началом Великого Поста, в Прощеное воскресенье, мы испрашиваем прощения друг у друга, примиряемся со своими ближними. Для чего нам это необходимо?

— Прощеное воскресение — очень важный, необходимый этап, когда разногласия, противоречия мы побеждаем желанием быть со Христом, когда мы делаем усилие над собой для того, чтобы надавить на собственное эго и найти какой-то общий язык со своими ближними, прийти если не к полному всепрощению друг друга, то хотя бы найти точки соприкосновения. Не противостоять друг другу, а видеть другого человека, слышать другого человека. Чаще всего разногласия и ссоры бывают между людьми из-за того, что мы не готовы воспринимать другого таким, каков он есть, и учитывать его идеи, интересы, желания. И именно поэтому мы остаемся в таком эгоистичном закрытом пространстве, переключенные сами на себя в своей обиде, своем неудовлетворении. В Евангелии не случайно говорится: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой… и пойди прежде примирись с братом твоим» (Мф. 5, 23-24). Невозможно идти к Богу, если тебя тяготят эти цепи — наши разногласия, наши ссоры, обиды и так далее. Поэтому начало поста должно происходить не одномоментно во время Прощеного воскресенья. Может быть, кто-то и раньше придет к человеку, с которым он находится в разногласии, раздоре, и попытается поговорить. Прощеное воскресенье — это символ, когда мы оставляем все земное попечение и устремляемся к Богу, но это не значит, что мы должны до последнего перед Великим постом ждать и без пяти минут 12 ночи позвонить тебя опечалившему или в дежурной SMS-ке написать «Прости». Это должен быть прежде всего первый, сильный шаг навстречу Богу через сердце своего ближнего.

Понятно, что бывают обиды, которые по человеческим меркам невозможно простить. Например, очень трудно простить убийцу своего родственника, есть и другие ситуации, в которых невозможно просто подойти и друг у друга попросить прощения. Об этом пиcали и святитель Феофан Затворник, и преподобный Амвросий Оптинский, и Антоний Сурожский в своих трудах. В наставлениях своим духовным чадам они говорили: все бывает, но, по крайней мере, необходимо сделать какое-то усилие и найти точку соприкосновения, точку согласия с человеком, с которым ты находишься во вражде.

В современном мире, когда средства коммуникации настолько распространены, мы вольно или невольно с очень многими людьми можем находиться в каком-то разногласии.  Есть и нестандартные ситуации, которые нельзя назвать обычными обидами, есть вещи непреодолимые, когда ты готов, допустим, примириться и простить, но там, на другой стороне, это не готовы сделать, и такое бывает. Поэтому, говоря о Прощеном воскресении, этом первом шаге навстречу Богу, надо понимать, что мы здесь можем оказаться в не совсем стандартной ситуации. Где-то надо посоветоваться с духовником или с близкими людьми, которые со стороны могли бы подсказать, как надо поступить в этой ситуации. Преподобный Амвросий Оптинский писал, что бывают такие случаи, что человек приходит, просит прощения, а противоположная сторона говорит: «Не прощу ни в сем веке, ни в будущем». О таких случаях мы знаем, и получается, что человек не может дальше двинуться на пути духовного роста и не может дальше прилагать усилия о своем спасении? Это неправда, он свой шаг сделал, он свое усилие приложил. Здесь как раз речь идет о том, что своим прощением мы должны разрушить эти узы, оковы, которые растлевают наши души, которые не дают нам воспарить над своими грехами. Потому что они нас все время возвращают к нашим обидам, к нашим разочарованиям в другом человеке, они возвращают нас в наших мыслях к воспоминаниям о том, что мы были так ужалены, оскорблены другим человеком. Нам необходимо приподняться над этим, простить этому человеку, помолиться за него искренне, от всего сердца и пожелать и себе, и ему спасения, а там уже Господь решит.

— Как определить для себя меру поста?

— Такие вопросы надо решать со своим духовником. Но и тут бывают свои традиции.  Однажды я был в гостях у одного пожилого священника, который в силу своих серьезных заболеваний постился слабо. И вот когда закончилась вечерняя служба дня Прощеного воскресения, смотрю, к батюшке выстраивается огромная очередь практически из всех прихожан. И они все подходят и говорят: «Батюшка, благословите на послабление поста. Батюшка, благословите на послабление поста…» И священник, в силу того, что сам не несет полноту этого поста, милостиво благословил всех на послабление.

Также видел и другую противоположность, когда один батюшка очень ревностно относился к соблюдению Великого поста и поэтому всех своих духовных чад заставлял поститься согласно всем требованиям Типикона (Богослужебного Устава Православной церкви), что, конечно, не каждому человеку возможно выполнить, особенно в наше время и особенно тем людям, которые работают.

Пост должен быть для человека удобоносимым, должен врачевать, а не калечить. И именно поэтому каждому человеку этот вопрос надо решать со своим духовным наставником или по крайней мере со священником того храма, прихожанином которого он является, поскольку этот батюшка лучше знает вашу жизнь, вы у него исповедуетесь, причащаетесь, и ему легче будет принять объективное решение о том, какой пост вы должны нести. Конечно, батюшке надо рассказать обо всех сложностях, особенностях вашего организма, чтобы он правильно мог определить вам меру поста. Но в то же время не надо забывать, что пост должен быть усилием, работой над собой.

— А вот бывают такие случаи, когда на некоторых постящихся начинает нападать уныние, раздражение, как тогда быть?

— Как говорят: «ты лучше мясо съешь, да не ешь человека». Конечно, когда человек постится, изменяется его восприятие не только себя, но и мира, меняется его метаболизм, тем более за окном весна, не хватает витаминов, может быть. Но уныние и раздражение являются свидетельством того, что человек внешний пост исполняет, а внутренний, духовный пост у него не получается. Перемены в организме происходят, а в духовном плане ничего не меняется, значит, этот пост превратился в диету, он затронул только физиологию человека, а дух нет. Первыми признаками удачного поста являются любовь к окружающим, снисхождение к немощам людей, желание безмолвия, уединения, желание больше погрузиться в свой внутренний мир, а если подобного не происходит, это говорит о том, что здесь только внешнее проявление поста, но никак не деятельное участие в нем.

Святые отцы учат нас, что когда человек начинает поститься, ему легче бороться со страстями. У преподобного Иоанна Лествичника даже есть схема, как зависят наши поступки и привычки, грехи и страсти от чревоугодия и от неги, которые присущи всем людям. И когда человек побеждает это, то такая последовательность грехов разрывается. Если мы начинаем побеждать плоть через строгий пост, молитву, то разрушаем привычный для нас уклад греха, с которым мы незаметно для себя свыклись, стали, может быть, одним целым настолько, что перестали замечать в себе те или иные движения сердца, удаляющие нас от Бога и от нашего спасения. Духовная жизнь разрывает эту цепочку греховных связей, и тогда мы начинаем видеть один за другим свои недостатки, до этого нами незамечаемые. Не случайно многие люди, действительно вкусившие полноту этого духовного покаяния, говорят, что видят себя грешнее всех. Это происходит от того, что человек смог погрузиться внутрь себя и увидеть себя таким, какой он есть.

Святые отцы предупреждали, что если человек себя увидит таким, каков он есть на самом деле, со всеми своими грехами, то он будет просто раздавлен этим. Для этого и существует покаяние, существует молитва, для того, чтобы видение своих грехов не ввергло нас в отчаяние. Видение своих грехов, если это благодатное свойство, открывает человеку способность каяться и иметь надежду на то, что Бог простит. А бывает, что человек видит какие-то свои недостатки, свои грехи, и он от этого страдает. Это самоедство, это, как говорят святые отцы, внутренняя гордыня, от того, что «я не такой, каким хотел бы себя представлять».

Когда человек благодатно видит себя греховным, он приходит в сокрушение перед Богом («Сердца сокрушенного и смиренного Бог не уничижит», как говорит Псалмопевец Давид), но при этом у него есть четкое и очень глубокое упование на Милосердие Божие. Этот человек кается, плачет о своих грехах, но при этом он знает, что Господь есть Любовь и Он готов его простить. Уповая на это, человек побуждает себя на великие подвиги, для того, чтобы не разорвать свою связь с Богом, чтобы ту стену, которая состоит из грехов, те пороки, которые нас отрывают от живого Богообщения, преодолеть усилием человеческой воли и при помощи Благодати Духа Святого.

— Как часто в Великий пост необходимо исповедоваться и причащаться?

— Тут мы еще раз возвращаемся к вопросу духовного наставничества. Каждый человек должен это решать со своим духовником. Но вообще существует такая современная практика, которая возвращает нас к древним традициям христианской жизни: причащаться как можно чаще. Поэтому не могу сказать, кто и сколько раз должен причащаться, но причащаться мы должны как можно чаще, потому что Тело и Кровь Христовы — это наша жизнь. Мы причащаемся не только во оставление наших грехов, но и во исцеление наших болезней, и духовных, и телесных, а самое главное — в Жизнь Вечную. Поэтому мы не должны себя отрывать от Источника нашей жизни, от Источника  благодатных сил, которые мы получаем от Бога через Таинство Причастия. И человек, который действительно будет находиться в прилежном подвиге, будет чувствовать нужду в причастии как можно чаще, поэтому даже установлена Литургия Преждеосвященных Даров, чтобы человека не отрывать во время Великого поста от живого общения с Телом и Кровью Христовыми.

— А как должны поститься дети?

—  Как правило, люди ходят в храм семьями, поэтому родители должны посоветоваться со своим духовным наставником и о том, как должны поститься их дети. Но решать этот вопрос надо не без участия родителей, потому что они лучше знают способности, возможности своих детей. Есть дети очень спокойно реагирующие на пост, и для них это становится духовным упражнением, через которое они так же, как и их родители будут приобщаться к подлинной духовной жизни. А есть ситуации, когда ребенок не совсем осознает, что такое пост. И когда по благочестию, но не по разуму, родители заставляют ребенка строго поститься и налагают на него «бремена неудобоносимые», то получается, что у ребенка может сложиться отрицательное отношение не только к самому посту, но и в целом к Церкви. Потому что, не осознавая, для чего в его жизни происходят такие ограничения, ребенок может быть настроен на обратное. Он может быть внешне и выполнит все рекомендации, но это повредит ему, потому что подвиг этот он будет нести без внутреннего настроя и содержания. Здесь нужно очень аккуратно, я бы даже сказал ювелирно, подойти к этому вопросу и каждому ребенку индивидуально, даже если в семье несколько детей, рекомендовать свой пост по силам.

— Бывает, что на пост выпадает день рождения. Что делать? Отмечать или нет?

— Я думаю, что если человек верующий, он решит для себя этот вопрос просто — перенесет празднование на время после поста.

— А если в рабочем коллективе принято отмечать дни рождения сотрудников, не обращая внимания на посты?

—  То же самое. Закон икономии (Икономия — принцип решения церковных вопросов с позиции снисхождения, практической пользы, удобства) в духовной жизни никто не отменял, можно со снисхождением отнестись к этому. Но если в вашем коллективе с уважением относятся к вам, то они поймут ваше решение отметить день рождения после поста.

— Некоторые во время поста начинают искать постные блюда по составу, но со вкусом скоромных блюд (например, мясо, сыр из сои). Правильно ли это?

— Кто как может, тот так и постится. Конечно, когда человек лишает себя чего-то вкусненького, он чувствует дискомфорт и ищет, чем бы заменить, потому что мы привыкаем не только к еде именно сытой, но самой главное, вкусной. И вот когда она покидает нашу жизнь, когда мы перестаем ее приобщаться, то человек действительно начинает испытывать дискомфорт. Здесь нужна наша трезвость, чтобы оценить свое отношение к посту. Святые Отцы учили, что мы должны воздерживаться не только от сытой (скоромной) еды, но и, конечно же, от вкусностей. Хотя в чем-то можно компенсировать: не объедаясь и не переедая, и вкусненькое чуть-чуть съесть.

— А какие книги лучше почитать в дни поста?

— Во время поста каждый человек по возможности должен ограничивать свой доступ к телевизору и другим информационным средствам, наполняющим нашу повседневную жизнь, и по возможности максимально приобщиться к духовной жизни через чтение соответствующих книг. Для кого-то это может быть житие святого, для кого-то поучения святых отцов, а для кого-то Евангелие, которое он, возможно, забыл, когда в последний раз открывал. А во время Великого поста можно поставить перед собой задачу прочитать весь Новый завет или всю Библию. Каждый человек для себя должен найти ту духовную пищу, которая сможет напитать его, восполнить то, что он уже давно не получал.

—  Отец Алексей, в преддверии Великого поста что бы Вы хотели пожелать нашим читателям?

— В эти спасительные дни, дни Великого поста, помимо усиленной молитвы и ограничений в пище, нужно как можно больше уделять внимания добродетельной жизни, не забывая о делах милосердия.

И еще хотелось бы напомнить слова митрополита Антония Сурожского: «В отличие от того, что считают и чувствуют многие, период духовного напряжения (скажем, во время Великого поста или говения) — это время радости, потому что это время возвращения домой, время, когда мы можем духовно ожить.

Это должно быть время, когда мы отряхиваем с себя все, что в нас обветшало и омертвело, для того чтобы обрести способность жить, — жить со всем простором, со всей глубиной и интенсивностью, к которым мы призваны».

Желаю всем Божьей помощи в трудах попечения о своей духовной жизни, победы над грехом, ну и самое главное подготовить себя для встречи Воскресшего Христа.

февраль 2015г.

Светлана Григоришина

Интервью брала Светлана Григоришина

Протоиерей Алексей Лысиков

протоиерей Алексей Лысиков