В рамках подготовки к всецерковному прославлению святого праведного Павла Таганрогского в келии старца идет историческая реконструкция как самого дома, так и всего подворья. Ее цель — вернуть этому дорогому для всех верующих месту, по возможности, тот вид, который был при жизни старца. О том, что уже удалось сделать, а также что еще предстоит, мы и хотим вам рассказать.

 

Протоиерей Алексей Лысиков, благочинный приходов Таганрогского округа:

— В начале хотелось бы коротко рассказать об истории келии. Как вы, наверное, знаете, уроженец Черниговской губернии Павел Павлович Стожков, будущий святой праведный Павел, поселился в Таганроге приблизительно в 20-х годах XIX века, в возрасте 30-35 лет. За время жизни в Таганроге Павел Павлович сменил несколько съемных квартир. Последней из них, где он жил дольше всего и в которой скончался, была квартира, вернее, дом, снятый у Ефима Смирнова и расположенный в Депальдовском (ныне Тургеневском) переулке. Теперь этот дом всем известен как келия старца Павла.

О том, как выглядел дом и его подворье в те времена, когда там жил святой, мы можем узнать из книги «Жизнь и подвиги в Бозе почившего прозорливого старца-подвижника Павла (Павловича) Таганрогского, описанные после смерти старца живущей в его келии послушницей Марией Цурютиной на основании сказаний о нем лиц, живущих с ним и знающих его», которую можно считать основным источником сведений о жизни старца Павла. В частности, там написано, что «…Старец Павел занимал под квартиру целый дом, состоящий из нескольких комнат, из которых одна называлась его келией. Келия эта вся была уставлена святыми иконами, перед которыми стояла деревянная скамейка, а на ней стояли кувшины, наполненные песком, куда были вставлены большие ставники (свечи), горевшие день и ночь, горели пред иконами также и лампады… Около одной из стен стояла скамья, ничем не покрытая, служившая старцу вместо постели. Подушки у старца никогда не бывало, спал же он на голой скамье, подложив себе под голову что-нибудь из одежды, скомкав ее или свернув свитку, которую носил».

После блаженного упокоения старца Павла духовная дочь святого баронесса Елизавета Таубе выкупила подворье, где находилась келия, и, сделав хороший ремонт, предоставила его в собственность живущим там послушницам старца, одна из которых, Мария Величкова, стала во главе общинки. Пришедшая к старцу Павлу молоденькой девушкой, Мария всю свою долгую жизнь посвятила сохранению памяти своего духовного наставника, стараясь, чтобы и после его блаженного упокоения все в келии оставалось по-прежнему: и молитвенное правило, и быт, и обстановка.

Но шли годы. В стране сменилась власть, и теперь уже было опасно не только открыто говорить о праведном старце, но даже просто исповедовать православную веру. Постепенно состарились и ушли в мир иной старица Мария и другие члены общины. Подворье вместе с келией переходило от одних хозяев к другим и в итоге пришло в очень ветхое состояние.

Но самое главное, что келия сохранилась, и в 2014 году, благодаря усилиям священников Таганрогского благочиния, она наконец-то полностью была выкуплена у прежних хозяев и обрела статус подворья Свято-Никольского храма.

Иеромонах Гавриил (Звягинцев), и.о. древлехранителя Ростовской-на-Дону епархии, член епархиальной комиссии по канонизации святых и архитектурно-искусствоведческой комиссии Донской митрополии:

— Митрополитом Ростовским и Новочеркасским Меркурием, Главой Донской митрополии,  перед нами была поставлена задача по исторической реконструкции и восстановлению келии святого Павла Таганрогского. Два с половиной года назад, когда в келию прибыли члены комиссии, она находилась в запущенном состоянии: была обветшавшая проводка, не в самом лучшем виде были стены… К многим из икон не было доступа, какие-то из принадлежавших святому праведному Павлу Таганрогскому и старице Марии вещей и икон находились на чердаке, какие-то — в чулане, что-то было позже найдено при разборе в сараях. Часть из находящихся на тот момент в келии предметов интерьера и икон появились там уже в советский период, где-то, может, в 80-90 годы; а какие-то подлинные святыни, к сожалению, были утрачены и заменялись новоделами, которые люди привозили сюда в подарок. Но всё же большая часть святынь сохранилась.

Комиссия приняла решение, а владыка Меркурий благословил, что в келии надо проводить ремонт и реставрировать иконы. Конечно же, было возмущение среди некоторых людей, подумавших, что иконы навсегда покинут келию, но на самом деле ни одна икона до сегодняшнего дня подворья не покидала: все реставрационные работы проводятся здесь, на территории подворья.

Перед началом реставрационных работ была проведена полная ревизия икон. Все они были сфотографированы на тех местах, на которых на тот момент висели, после чего комиссия стала рассматривать каждую икону индивидуально, и по каждой из них принималось решение, в какого вида восстановительной работе она нуждается.

 Алла Бакшевникова, художник-реставратор:

— Над реставрацией икон из келии святого праведного Павла Таганрогского я работаю с ноября 2014 года. Почти все из них попали ко мне в самом удручающем состоянии, некоторые были очень ветхими, находили мы и заклеенные сверху другими иконами. Было много тяжелых случаев, например, несколько икон пострадало при пожарах и они были со вздутиями и запеченными участками красочного слоя.

лавное в работе реставратора — не навредить иконе и по возможности не привносить ничего личного и лишнего. И конечно же, эта работа требует огромной аккуратности и терпения. На сегодняшний день уже более половины икон из келии вернулось после реставрации на свои законные места. Все они были закреплены, где необходимо, восполнена утрата левкасы (грунта), некоторым потребовалось послойное удаление более поздник лаков, олифы, записей, восстановлен красочный слой, также они очищались от грязи и копоти. Киоты у икон были, где можно, отреставрированы, а где, к сожалению, уже нельзя отреставрировать из-за сильной ветхости, заменены.

Попадались с моей точки зрения как реставратора очень интересные иконы, например, запомнилась очень искусно вышитая бисером плащаница, привезенная во времена старца Павла с Афона. Здесь пришлось почистить «рубашечку» у Богородицы, восполнить утраченные бисер и стразы на плащанице и заменить бархатный фон, подобрав материалы, как можно более соответствующие оригиналу. Еще запомнилась одна старинная икона с тонко выписанным темперой распятием и украшенная розами, вырезанными из дерева. Поразило мастерство и филигранность работы как иконописца, так и резчика.

Конечно, реставрировать старинные иконы очень трудно, но в то же время интересно. А самое главное — реставрация даёт возможность сохранить эти святыни ещё на многие сотни лет.

Сергей Устименко, помощник благочинного, ответственный за келию:

— Об иконах, которые находились здесь во времена старца Павла, мы знаем очень мало, но благодаря тому, что в наше распоряжение попали дореволюционные фотографии комнат келии, мы смогли найти многие святыни, запечатленные на этих снимках. Конечно, фотографии были сделаны не во времена жизни старца, а в начале XX века, до революции, но, поскольку тогда там располагалась так называемая общинка старицы Марии, можно смело предполагать, что насельницы постарались сохранить облик келии в том виде, в каком она была в те времена, когда там жил святой старец. И теперь по этим фотографиям можно узнать, где какая мебель стояла, какие иконы висели. Мы стараемся располагать отреставрированные предметы и иконы, руководствуясь этими фотографиями.

Протоиерей Алексей Лысиков, благочинный приходов Таганрогского округа:

— На сегодняшний день искусствоведческой комиссией и комиссией по канонизации святых Донской митрополии после тщательного исследования всех святынь, находящихся в келии старца, найдены три иконы, которые принадлежали святому. На каждой из них есть надпись, подтверждающая это. Это икона Спасителя с предстоящими Зосимой и Савватием Соловецкими, которую старец Павел привез из Соловецкого монастыря. Известно, что эту икону старец лично реставрировал и подписывал. Там есть надпись: «Поновлино рабом Божиим Павлом сия икона 1852 го апреля 1»; икона Божией Матери с предстоящими Антонием и Феодосием Печерскими из Киево-Печерской Лавры, на которой написано: «Сия икона сооружена рабом Павлом в 1820 году»; и икона святого Николая Чудотворца с надписью: «Сия икона писана в 1848 году апреля 10-го дня от раба Павла». Это для нас большая радость.

Многие годы эти иконы находились тут же, в келии, в комнате старицы Марии, но доступа к ним для посетителей не было. Теперь они займут должное место именно в комнате старца Павла, где он проводил ночи в молитвенном подвиге, и все приходящие сюда смогут перед ними помолиться.

Иеромонах Гавриил (Звягинцев), и.о. древлехранителя Ростовской-на-Дону епархии, член епархиальной комиссии по канонизации святых и архитектурно-искусствоведческой комиссии Донской митрополии:

— К сожалению, некоторая часть икон, которые были здесь во времена старца Павла, утрачены, поэтому, по благословению владыки Меркурия, были написаны три новых иконы для комнаты старца Павла, которые заняли полностью одну стену. Центральное место на ней занимает, конечно, Господь Вседержитель. С правой стороны от Спасителя  находится икона «Нерушимая стена» Божией Матери, а слева — икона старца Павла.

В этой комнате будет находиться и икона святителя Павла Исповедника. Хочется обратить особое внимание на эту икону. Во-первых, святитель Павел Исповедник является небесным покровителем старца Павла, во-вторых, там находится частица мощей Павла Исповедника.

Ещё эта икона интересна тем, что она была подарена старицей Марией будущему митрополиту Иосифу (Чернову). О чём свидетельствует надпись, сделанная на обратной стороне  иконы: «Дорогому о. Иосифу в память возведения в сан игумена. Таганрог 1925 г.». В последние годы икона Павла Исповедника хранилась в храме Всех Святых на Старом кладбище, и теперь она вернулась на своё исконное место в келию.

В последние годы икона Павла Исповедника хранилась в храме Всех Святых на Старом кладбище, и настоятель храма вернул её в келию. Сейчас уже закончена её реставрация, и она заняла своё исконное место.

Протоиерей Валерий Волощук, руководитель Архитектурно-искусствоведческой комиссии Донской митрополии:

— В храме Всех Святых хранилось ещё несколько икон, которые раньше находились в келии старца Павла. Это икона «Собор Архангела Михаила» (мы знаем, что старец Павел родился 21 ноября, когда празднуется Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, поэтому он особо почитал Архангела Михаила) и несколько икон, написанных на Афоне в Русском Илиинском Скиту по заказу старицы Марии, о чём свидетельствуют надписи, сохранившиеся на этих иконах. Так, на иконе со святыми, покровительницами послушниц старицы Марии, есть надпись: «Благословение сёстрам от старицы Марии». И ниже: «Сия икона писана и освящена на Афонской Горе в Русском Скиту Святого пророка Илии». И на иконах «Усекновение главы Иоанна Предтечи» и святого великомученика Георгия Победоносца есть надписи: «Сия Святая икона сооружена усердием Р.Б. Марии Андреевны Величковой. 1911 г.».

Интересно, что иконы «Собор Архангела Михаила» и небесных покровительниц послушниц есть на дореволюционных фотографиях келии, и это ещё раз свидетельствует, что 100 лет назад они здесь находились.

Нам доподлинно известно, что в конце 20-х годов прошлого века после воздвигнутого гонения на общину старца Павла, дабы сохранить иконы, старица Мария передала их в Свято-Никольский храм, и они хранились там вплоть до 60-х годов XX века. Когда Свято-Никольский храм закрыли, эти иконы передали на хранение в храм Всех Святых. И вот,  по благословению Высокопреосвященнейшего митрополита Меркурия, главы Донской митрополии, недавно эти иконы были торжественно возвращены на своё исконное место, в келию. Мы благодарим Всехсвятский храм, что эти иконы сохранялись там столько десятилетий, теперь их ждёт реставрация, после чего каждый приходящий сможет помолиться у этих святынь.

Также займет свое место в келии знаменитая икона Божией Матери «Млекопитательница» — гравюра, привезённая со Святой горы Афон. Старец Павел очень любил эту икону, и из его жития мы знаем, что святой часто принимал приходящих к нему у неё, возносил перед ней молитвы и давал свои наставления. Икона, к сожалению, очень ветхая, но реставраторы её закрепили и сейчас восстанавливают.

Протоиерей Алексей Лысиков, благочинный приходов Таганрогского округа:

—  Во время ревизии икон, находившихся в келии, на некоторых из них были обнаружены надписи, позволившие узнать нам много интересного о том, как эти иконы попали в келию. Например, на обратной стороне нескольких икон мы увидели надписи, которые свидетельствуют, что они были освящены святым праведным Иоанном Кронштадтским. Эти иконы появились в келии уже после смерти святого Павла Таганрогского. Они были привезены из Кронштадта и подарены сестрам, живущим в келии, известной благотворительницей старца Павла баронессой Елизаветой Константиновной Таубе. Это образ Казанской Божией Матери, на которой с обратной стороны есть надпись: «В келию Павла Павловича», а ниже: «Освящена Икона отцом Иоанном. Кронштадт. 15 января 1890 года». Также там была икона Марии Магдалины, небесной покровительницы старицы Марии, с надписью: «Марии Величковой. Икона сия освящена в Кронштадте отцом Иоанном. 29 июня 1890 г.». И чуть ниже: «На память ко дню Ангела от грешной Елисаветы Таубе». Теперь, после реставрации, она находится в комнате старицы Марии.

На чердаке была найдена сильно пострадавшая после пожара Почаевская икона Божией Матери с подписью, говорящей о том, что она принесена в дар Марии Величковой в октябре 1912 года. Интересна история иконы святого пророка Илии. Это литография, написанная на Афоне, о чем свидетельствует надпись: «Сия икона св. прор. Илии дана на добрую память рабы Божией старицы Марии Величковой монахом Иоанном Цюрутой из Св. Афонской Горы скита Пророка Илии 1911 года 31 июля». Ею старица Мария благословила своих племянниц, когда они уходили в монастырь. По идее, эта икона должна была остаться у них, но каким-то чудом она вернулась. Также есть икона святителя Иоасафа Белгородского, на которой есть надпись: «Сия икона святителя Иоасафа Белгородского освящена на Его св. мощах в день открытия Его св. мощей в 1911 году 4 сентября».

Хотелось бы рассказать ещё об одной необыкновенной иконе, которую мы нашли в келии. Она была в очень плохом состоянии, по-видимому, пострадала в одном из пожаров, которые здесь происходили неоднократно после смерти старца Павла. Это Афонская икона с предстоящими святыми священномучеником Харлампием, великомучеником и целителем Пантелеимоном, святителем Нифонтом и мучеником Трифоном, в которой был крест с частицей Животворящего Креста Господня. Икона была очень повреждена, и крест  со святыней, к сожалению, утрачен. Более полутора лет художники-реставраторы над ней работали, и, наконец, она была восстановлена. А тайные благотворители, почитатели старца Павла, изготовили крест для этой иконы, куда, по благословению Митрополита Меркурия, была инкрустирована частица  Животворящего Креста Господня.

Иеромонах Гавриил (Звягинцев), и.о. древлехранителя Ростовской-на-Дону епархии, член епархиальной комиссии по канонизации святых и архитектурно-искусствоведческой комиссии Донской митрополии:

    — Где-то год назад нам удалось обрести старинный крест XIX века. Его принесли люди и рассказали, что их бабушка почитала старца Павла и в советский период ей передали на хранение крест из келии, который она завещала своим внукам вернуть в келию, когда возродится Православная вера.

Мы приняли этот крест как великую святыню и решили, что он должен быть выставлен для всеобщего поклонения. Была специально написана икона, на которой изображены святой праведный Павел Таганрогский, равноапостольная Мария Магдалина, являвшаяся покровительницей старицы Марии, святитель Алексей, митрополит Московский, и Архангел Михаил, в день празднования которого старец Павел родился и которого наиболее почитал. В центр этой иконы и был вставлен обретенный крест. Теперь она заняла своё место в келии.

К большой радости нам была возвращена книга, у которой есть подпись, что она из кельи старца Павла Павловича. Это книга начала ХХ века, и она принадлежала старице Марии.

Мы постарались разместить в келии и старинные фотографии. На них изображены редкие кадры — это строительство часовни старца Павла, внутреннее убранство часовен, внешний вид часовен над могилой старца Павла: первой — деревянной, уничтоженной пожаром в 1912 году, второй — каменной, разрушенной в 1925. Будет помещена подлинная фотография тех времен старца Павла во гробе с художественной дорисовкой, фотографии кельи, старицы Марии и другие. Многих из них раньше здесь не было, их в архивах нашел отец Алексей Лысиков, и теперь они будут вывешены для всеобщего обозрения.

Сергей Устименко, помощник благочинного, ответственный за келию:

— В келию вернулась подлинная лавка старца Павла, служившая ему ложем. Долгое время она хранилась последовательницами старицы Марии, последняя из которых, Серафима, жившая на подворье старца до 1995 года, перед смертью передала лавочку верующим людям и завещала вернуть её в келию старца Павла, когда в ней начнется восстановление. Теперь отреставрированная лавка находится в келии и доступна для посетителей.

Благодаря дореволюционным фотографиям келии, которые оказались в распоряжении комиссии по канонизации святых, удалось найти и другую мебель, бывшую в доме в начале XX века. Причем многие вещи нашлись при разборе находившихся во дворе старых сараев среди различного строительного мусора. Так было найдено несколько скамеечек, которые запечатлены на этих фотоснимках. Мы постарались восстановить их покрытие, оказалось, что первоначально они были белого цвета, как и на фото. Ещё были обнаружены подставки под иконы, чугунки, котелки, как металлические, так и глиняные, утюг, веретено и некоторые другие предметы. А на чердаке, в укромном месте, были обнаружены деревянные ложки, которыми пользовались в общине. Именно такие ложки старец Павел заказывал в Соловецком монастыре (об этом даже можно прочитать в житии старца в эпизоде про его духовных дочерей Гликерию и Лукию).

Все эти старые вещи мы реставрируем, некоторые из них будут ещё исследоваться, потому что есть предположение, что с большой долей вероятности они принадлежали старцу Павлу, после чего все вернется в келию.

Протоиерей Алексей Лысиков, благочинный приходов Таганрогского округа:

— На подворье за это время было проделано немало работы. Прежде всего, во дворе было разобрано большое количество мусора, который накопился здесь за последние десятилетия.

Много было сделано и по восстановлению самого здания: укреплены и отреставрированы стены и крыша, полы келии, проведена противопожарная обработка, заменена проводка, сделано новое отопление, которое гармонично вписывается в обстановку келии, поскольку старое находилось в очень плохом состоянии, местами укреплен фундамент. Постепенно возвращается и первоначальный внешний вид келии. Проведен косметический ремонт всего подворья, и эта работа ещё не закончена.

Также сделана большая работа по сохранению старинного погреба, находящегося во дворе. По благословению митрополита Меркурия, архиепископа Ростовского и Новочеркасского, ведется строительство новой просторной трапезной для паломников.

Особое внимание уделялось всем старинным предметам, найденным на территории подворья. Специалисты изучают, имеет ли тот или иной предмет связь с историческим обликом келии. К примеру, кровать, на которой спала старица Мария, была тщательно отреставрирована и возвращена на свое историческое место.

Иеромонах Гавриил (Звягинцев), и.о. древлехранителя Ростовской-на-Дону епархии, член епархиальной комиссии по канонизации святых и архитектурно-искусствоведческой комиссии Донской митрополии:

— Мы стараемся возвратить келии её первоначальный облик, насколько это возможно, чтобы люди, приходя сюда, находили именно ту атмосферу, при которой старец Павел тут жил. Конечно же, нельзя вернуть, например, глиняные полы, которые здесь были при жизни старца Павла. Это связано с тем, что сюда приходит очень много людей, и мы просто не сможем за такими полами ухаживать. А нынешние, деревянные, полы были сделаны при жизни старицы Марии. И комиссия решила, что такие полы тоже могут тут быть.

Но нам многое все-таки удалось восстановить. Например, русскую печь, о которой упоминается в житии святого. В советское время, после того как умерли последние послушницы старицы Марии, келия была разделена на две семьи. Простая печь, которая была в комнате, использовавшейся как кухня, отошла одним хозяевам, а русская печь, на которой не совсем удобно готовить пищу, особенно летом, — другим. И эти люди для своего удобства разломали ее и переложили, оставив при этом дымоход русской печи. К счастью, сохранился фундамент старой печки, и мы пригласили профессиональных печников, которые смогли её воссоздать в прежнем виде.

Хочется особо подчеркнуть, что ни один гвоздь не был здесь забит, не говоря уже о других более важных работах, без согласования с епархиальной искусствоведческой комиссией.

На сегодняшний день мы находимся только в начале пути по восстановлению подворья. Во дворе нужно будет устроить палисадники, чтобы благоукрасить это место, отремонтировать входные ворота и забор, потому как сейчас они находятся в очень плачевном состоянии, но восстанавливать их нужно так, чтобы внешний облик не изменился, ведь они хоть и не являются старинными, но стали для посетителей уже привычными. Будет благоустроено и само подворье, потому что хочется, чтобы, войдя во двор, человек как бы попадал в прошлые времена, времена старца Павла и старицы Марии.

 Сергей Николаевич Сычевой, инженер-строитель:

  — На подворье сохранился старинный погреб-ледник, ему сейчас лет 150. В старину такие погреба были прекрасной заменой холодильников. Они были так устроены, что даже летом там сохранялась температура, близкая к нулю градусов. Рядом с погребом сохранился люк, через который засыпали в него лёд. Сверху погреба был сарай постройки середины ХХ века, но из-за него разрушался погреб, поэтому мы были вынуждены сарай убрать. После этого мы смогли сделать дополнительное усиление конструкции крыши погреба, положив сверху несколько плит, чтобы она не оседала и не давила на свод. А при строительстве трапезной мы сделали так, что погреб вошел в её комплекс и получил как бы дополнительную «защиту», закрытый крышей новой трапезной.

   На сегодняшний момент мы уже сделали около половины работ по строительству здания трапезной, общая площадь которого более 100 квадратных метров: возвели стены, сделали внутренний каркас для несущих конструкций крыши, настлали крышу и кровлю. Проёмы окон у нас выполнены в старинном южнорусском стиле в виде полуарок.  Стены уже отштукатурены, побелка будет простая, под старину, причем мы стараемся все здесь, по возможности, выполнять из таких материалов, которые соответствуют тому времени. В нашем распоряжении оказалось несколько сохранившихся с тех времён деревянных фрагментов, которые мы используем теперь как образец  при изготовлении некоторых элементов. Надеемся, что с Божьей помощью к лету объект будет построен.

Иеромонах Гавриил (Звягинцев), и.о. древлехранителя Ростовской-на-Дону епархии, член епархиальной комиссии по канонизации святых и архитектурно-искусствоведческой комиссии Донской митрополии:

— Начиная те или иные работы в келии, мы, члены комиссии, всегда вначале молитвенно обращаемся к святому праведному Павлу Таганрогскому и испрашиваем у него помощи и благословения на совершение в его доме тех или иных действий. И неоднократно бывало, что, помолясь старцу Павлу, те вещи, которые мы предполагали сделать, у нас не получались, а делались по-другому, и в итоге выходило намного лучше, правильней, и в этом, я уверен, нам помогал старец Павел.

Могу засвидетельствовать, что, работая здесь днём, а иногда, чтобы не мешать посетителям, и ночью, мы ощущали присутствие старца Павла, и это могут подтвердить не только я, но и другие, работающие здесь. Кажется, что старец иногда подсказывает нам, что как делать, какую икону куда повесить. Я хорошо помню, что, когда мы начинали делать опись всех икон, старец Павел как будто сам вёл к тем иконам, которые принадлежали ему. Мы берём какую-нибудь икону, даже не предполагая, что она принадлежала старцу, смотрим, а это особая святыня, которую, подумать только, старец держал в своих руках и молился перед ней. Поэтому, прикасаясь к этим святыням, ощущаешь особую благодать.

Хочется отметить, что Православие отличается соборностью — совместной молитвой и совместным принятием решений. Поэтому все решения, которые принимались по реставрации в келии, принимались совместно: каждый высказывал своё мнение, и после мы приходили к общему решению.

Большую помощь в реставрационных работах нам оказывают прихожане: как финансовую, так и молитвенную, потому что без молитвы ничего нельзя устроить, можно работать весь день, и ничего толкового не сделать. А после молитвы Господь даёт и силы, и возможности, всё делается быстро и хорошо. Поэтому мы всегда обращаемся с просьбой к приходящим сюда, чтобы они помолились о нас, трудящихся над реставрацией келии, чтобы всё, что здесь делается, было устроено по воле Божией.

Надежда Сергеевна Дзыгарь, прихожанка храма Рождества Пресвятой Богородицы г. Таганрога:

   — Много лет назад в один сложный в моей жизни момент я пришла в келию старца Павла и с тех пор часто бываю тут. Мне всегда хотелось не только молиться здесь, но и чем-нибудь помочь. Постепенно я стала ответственной за организацию престолов на дни памяти старца, мы вместе с другими женщинами готовили тут обеды для паломников,  в большом количестве приезжавших сюда в эти дни. Бывало, одновременно мы кормили до тысячи  человек. Слава Богу, скоро здесь появится просторная, теплая, удобная трапезная, и теперь будет достаточно места для паломников.

Радует, что в последние годы сюда каждый день приходят священники Таганрогского благочиния и служат молебны святому. Я знаю многих людей, которые рассказывают, что стараются как можно чаще бывать на таких молебнах, потому что они чувствуют, как после этого, по молитвам старца Павла, в их жизни происходят перемены к лучшему. Также хорошо, что теперь здесь постоянно находятся дежурные, которые могут внимательно выслушают каждого и компетентно ответить на все вопросы.

Спаси Господи всех, кто участвовал в реставрации келии святого Павла Таганрогского. Храни Вас Господь. Это чудное святое место, и здесь большая благодать.

Людмила Ивановна Дубровская, прихожанка Свято-Георгиевского храма г. Таганрога:

— В келию старца Павла я прихожу уже 17 лет. Ярким воспоминанием в моей жизни остался день, когда канонизировали батюшку Павла в лике местночтимых святых. Мне повезло, что я была в этот момент возле Никольского Храма, и навсегда запомню ореол, который возник вокруг солнца в тот жаркий июньский день. За эти годы келия стала нам очень дорогим и любимым местом, где мы черпаем силы в наше сложное время.

Сейчас в истории келии произошел новый этап, и мы рады, что теперь здесь всё возрождается. Сколько любви, сколько умения и терпения отдают работающие над её восстановлением и сохранением такого святого места.

Старец Павел был великий молитвенник. Он молился не только за себя, но и за весь мир, чтобы Господь простил наши грехи, чтобы мир ещё устоял. Хорошо, что в этом месте продолжают возноситься молитвы к Господу. И любой, кто придет сюда, может в тишине помолиться, почитать Псалтирь, лежащую здесь на аналое. А та чистота и уют, которые нас встречают, усиливают ощущение святости в этом дорогом для нас домике.

Мы уверены, что батюшка Павел радуется вместе с нами. Дай Бог, чтобы все планы по восстановлению келии и прославлению святого Павла Таганрогского осуществились.

Светлана Григоришина

Текст подготовила Светлана Григоришина