Таганрогу, а с ним и всей Донской земле, дарован, наряду с другими подвижниками христианского благочестия, еще один молитвенник  и покровитель  — архиепископ Николай (Феодосьев), чья судьба, пастырский и исповеднический подвиг заслуживают  благоговейного изучения и почитания.

 

Родился будущий епископ Николай (Феодосьев Николай Андреевич) 1 февраля 1893 года в селе Зайцево-Никитовка Бахмутского уезда, Екатеринославской губернии (ныне Донецкая область) в семье протоиерея. В книге своих воспоминаний  «Под  сенью благодати Божией и под покровом Божией Матери» владыка рассказывает о происхождении своего рода, имеющего священнослужителей в семи поколениях, от греческого священника Иосии Феодосиса, прибывшего в Россию в числе переселенцев из Греции во второй половине XVIII века.

В 1907 году владыка окончил Бахмутское духовное училище, затем в 1913 году Екатеринославскую духовную семинарию и был определён псаломщиком при Александро-Невской церкви посёлка Ртутный Рудник (ныне Горловка, Донецкая область).

Около 1920 года он, как один из немногочисленных в то время грамотных  людей, был мобилизован на службу в военную канцелярию полка Красной Армии, остановившегося в его родном селе. С юности мечтая посвятить себя служению Богу, Николай тяготился военной службой. По Божиему промыслу их полк пребывает  в Таганрог. Именно здесь Николай  принимает твердое решение об окончании военной карьеры. Несколько раз он просит командира полка о демобилизации, но получает громогласный отказ с угрозой трибунала, если просьба повторится снова.

Пытаясь найти помощь в своей скорби, Николай узнает об удивительном таганрогском старце. После панихиды у могилы Павла Таганрогского еще живая тогда старица Мария Величко благословляет будущего архиепископа снова просить об отставке. По молитвам старца Павла Господь совершает чудо, и грозный командир отпускает его с миром.

В июле 1921 года наконец исполняется чаяние его юности — Николай рукоположен во священника и назначен на приход в селе Ряженое (ныне Матвеево-Курганский район Ростовской области).

В 1929 году священник был репрессирован, отбывал наказание на работах в Беломорканале в Белбалтлаге. «Лишившись … благополучия и свободы, я ясно понял, что все это послал мне Господь не для земного наслаждения, а для Божьего испытания, проверяя мою веру и упование на Господа Бога… Лишившись всего, я с верою сказал: «Да будет, Господи, Твоя святая воля», — Слава Господу за все. Бог дал, Бог и взял. Буди же имя Господне благословенно от ныне и до века…», «единственным моим утешением была молитва к Господу Богу, Божией Матери, всем Святым и к старцу Павлу: «Павел Павлович, ратуй…» — вспоминал владыка об этих страшных годах.

Возвратился домой отец Николай в 30-х годах, когда храмы были закрыты, и служить священником не представлялось возможным. Он работал на заводе вулканизатором автопокрышек и автокамер. «Тоска по службам Божиим угнетает меня. Я приобрел радиоприемник; по воскресным дням я слушаю по радио Божественную Литургию, слушаю и плачу…»  В 1935 году еще одна скорбь постигла  отца Николая — отошла ко Господу его матушка.

Верующие таганрожцы нашли отца Николая и обратились с просьбой служить тайно на дому. Он совершал службы в Таганроге в частном доме по адресу: Мясницкая, 5: «Рискуя, взявши на свою волю с условием принести покаяние пред епископом, самовольно и самочинно отгородивши иконостас, поставивши небольшой престол и освятив помещение по положенному церковному правилу, я дерзнул служить и Божественную литургию».

Вскоре состоялась судьбоносная  встреча с архиепископом Иосифом (Черновым), о которой владыка Николай с трепетом пишет:  «Вдруг приезжает законный наш епископ, бывший последним при закрытии церквей. Я падаю ему в ноги и говорю: «Согрешил я перед Богом и перед Вами, Владыко, совершивши без Вашего архипастырского благословения 33 Божественные Литургии; наказывайте же меня, как хотите…» А он подымает меня со слезами на глазах, целует и, благословляя, говорит мне: «Так и надо было сделать; я это знал, и мое архипастырское благословение было с Вами».

Архиепископ Иосиф (Чернов), видя его рвение и любовь к Богу, пишет ему записку: «О. Николай, с некоторого момента, посоветовавшись со старицею Мариею, у меня явилось желание постричь Вас в монашество». И в 1943 году, во время оккупации, Николай Феодосьев был пострижен в монашество и возведён в сан архимандрита.

После войны владыка вновь повергался репрессиям, а в 1956 году был реабилитирован. С 1956 года — он настоятель Преображенского кафедрального собора Полтавы, который был закрыт и снесён в 1962 году.

3 апреля 1960 года в трапезном храме Троице-Сергиевой лавры владыка Николай был хиротонисан во епископа Чебоксарского и Чувашского.

Во время пребывания владыки на Чебоксарской кафедре, он стяжал огромную любовь своей паствы. Духовные чада владыки Николая вспоминают жизнь рядом с ним как самые счастливые годы, наполненные его молитвенной помощью и назиданием.

«Обычно к нему приходили со слезами, а уходили от него радостные и повеселевшие. Он каждого подробно расспрашивал о нуждах и отвечал не сразу. Обычно он глаза опускал вниз: посидит, подумает и потом только дает ответ», — вспоминает инок Захария, которого владыка Николай пригласил к себе в иподиаконы. — «Он воспитывал меня духовно, просил меня читать ежедневно Псалтирь и чтобы я непрестанно молился. Владыка жил очень тихо и миролюбиво. Советская власть его любила и уважала. К нему часто приезжали власти, исповедовались у него и даже молились вместе с ним».

Вспоминает Материна Раиса Дмитриевна: «Он всегда раздавал милостыни. Никогда никому не отказывал. Он помогал и нищим, и богатым. Когда его провожали со службы, он успевал всем давать по рядам с обеих сторон. Он давал деньги, и все были рады, и все его благодарили. Я благодарю его до сих пор. Он помог мне своими молитвами получить квартиру. Вот как это было. Когда я спросила его, надо ли мне идти на комиссию, чтобы получить квартиру, он ответил: “Ты иди, смело иди”. — “А если не дадут?”- “Дадут тебе квартиру. Я буду усердно молиться, чтобы тебе дали квартиру. Ты сразу получишь ордер и ключ”. Так оно и произошло. Когда я пришла на комиссию, меня сразу вызвали, выписали мне ордер и сказали мне: “Вот тебе ключ от квартиры”».

Монахиня Евлампия рассказывает, как владыка Николай провидел судьбу мальчика, отец которого работал электриком в соборе: «Когда Сереже было три годика, его часто оставляли в доме владыки. Сереженька говорил владыке Николаю: “Дедушка, Владыко, я пришел к тебе по душам поговорить”. Владыка Николай обнимает мальчика, берет его на руки и говорит: “Степушка, Степушка, вот какой пан пришел!” Мы говорим: “Сережа он, Сергий”, — “А мы его Степушкой назвали”. Вот и Стефан он сейчас (после пострига)».

Монахиня Евлампия готовила пищу владыке, она говорит о его строгом постничестве: «Владыка не вкушал пищи в Великий пост все 40 дней до самого Великого Четверга. Так было все 13 лет. Начиная с пестрой недели, он уменьшал свой рацион, а с масленицы уже почти ничего не ел».

9 сентября 1971 года владыка был возведён в сан архиепископа. Скончался владыка Николай 22 сентября 1972 года после продолжительной болезни.

Больше всего привлекало людей в архиепископе Николае его отеческое сердце. Он обладал такой силой утешения и любви, что к нему приходили тысячи. И это стало явно видно в те дни, когда его многочисленная паства прощалась с дорогим архипастырем, отошедшим ко Господу.

«Он предвидел свою смерть,  — продолжает вспоминать монахиня Евлампия, назвал мне день и час кончины. Просил нас читать “Последование по исходе души от тела”. Мы читали втроем, но читать не смогли, мы начали сильно плакать. Тогда он сам прочитал Последование. … На отпевание Владыки при­шла уйма народу. Вокруг храма была настоящая тьма. Храм оцепи­ла милиция, как бы чего не про­изошло. Вместе с гробом крестным ходом обошли три раза вокруг хра­ма. Потом его провожали на маши­нах. Легковых машин было очень много. Провожали его до самого аэропорта. Гроб с владыкой занес­ли в самолет».

Алексей Павлович Павлов, служивший иподиаконом у владыки, так вспоминает эти дни: «Владыка завещал похоронить себя в Таганроге у могилы старца Павла и могилы старицы Марии. Я ездил на его похороны в составе делегации от нашей епархии. Мы летели на кукурузнике. Таганрог нас не принял. Мы приземлились в Саратове. Владыкой Саратовской епархии был тогда Пимен, ставший впоследствии патриархом. Он спрашивает нас: “По какой причине вас не приняли? Он правильно сде­лал, будет со мною служить”. Тогда праздновали Воз­движение Честного и Животворящего Креста Господ­ня. Гроб с телом покойного погрузили в машину, чтобы отвезти его в кафедральный собор. Я говорю владыке: “Вам помочь?” — “Нет, не надо. У нас свои иподиаконы есть”. На следующее утро погода была замечательная. Девочки говорят: “Слава Богу, Таган­рог принимает!” Мы летим, смотрим из окошка: эх! Бабушки бегают с цветами! Часа полтора гроб с те­лом покойного стоял у него в доме, а потом отвезли в церковь. У могилы старца Павла хоронить не раз­решили. Похоронили мы Владыку Николая на новом кладбище».

Ежегодно на могиле архиепископа Николая (Феодосьева) в день его блаженной кончины собирается множество людей на панихиду, чтобы молитвенно вспомнить этого подвижника и попросить его заступничества пред Господом и его Пречистой Матерью.

 

Александра Калинская

Александра Калинская

 

Список использованной литературы:

 

1. Николай (Феодосьев), архиеп. Под сенью благодати Божией и под Покровом Божией Матери. — Афон, 2014. – 147 с.

 

2. Николай (Феодосьев), архиепископ Чебоксарский и Чувашский // Православная Чувашия. – 2004. —  октябрь (№10), ноябрь (№11)