В ноябре 2009г. в г. Таганроге была создана общественная организация «Общество православных врачей». Инициатором создания общества и его духовником стал настоятель Свято-Георгиевского храма и руководитель Центра семьи и молодежи Таганрогского благочиния протоиерей Алексей Лысиков.

Наш корреспондент встретился с отцом Алексеем и представителями Общества – врачами таганрогских медицинских учреждений – и задал им несколько вопросов.

Алексей Лысиков, протоиерей настоятель Свято-Георгиевского храма г. Таганрога, руководитель Центра семьи и молодежи Таганрогского благочиния.

Батюшка, расскажите, как возникла идея о создании Общества православных врачей.

Желание создать подобное общество у меня появилось, еще в то время, когда я только стал священником.

В первую очередь я увидел, что есть много людей, нуждающихся в медицинской помощи. И по какой-то причине эти люди ее не получают. Причины могут быть совершенно разными, даже нелепыми. Но в этой ситуации я увидел возможность для христианской проповеди.

Неслучайно, когда Господь посылал апостолов на служение, он облек их властью исцелять болезни. И действительно, служение врача как будто предназначено для того, чтобы свидетельствовать о Христе, ведь перед врачом человек обнажает не только свои телесные немощи, но и душевные.

Второй причиной, подвигшей меня на организацию врачей в какую-то православную общность, явился тот факт, что сами врачи нуждаются в помощи и духовном окормлении Православной Церковью. Врачи, учителя – это тот передовой отряд нашего общества, который закрывает собой амбразуры нашей государственной неустроенности, нашего равнодушия. И они больше всего нуждаются в том, чтобы Церковь протянула им руку помощи. Человек, выбравший такое нелегкое служение как врачевание, должен уметь сострадать, жертвовать своими душевными и физическими силами как никто другой. Где ему черпать силы и вдохновение, чтобы не растратить себя без остатка или не стать циником? Конечно, такое вдохновение человек может получить только в Священном Писании, в Православной Церкви, в молитве. И здесь Церковь подставляет свое плечо врачам, которые готовы по своим религиозным убеждениям, по сочувствию христианским идеалам нравственности, исполнять свое призвание.

Путь к созданию этого общества в Таганроге был долгим, хотя негласно оно существовало уже давно. Вначале при Центре семьи и молодежи организовалось сестричество милосердия, и оно тоже было создано не на пустом месте. Были прихожане, которые всегда участвовали в делах милосердия, в том числе и в оказании медицинских услуг и ухода за страждущими. Потом эти люди объединялись, и так появилось сестричество. В процессе этой работы мы сталкивались с большим количеством верующих православных врачей, обсуждали трудности их работы, я посещал больницы для исполнения Таинств крещения, исповеди, причащения и соборования. Так возникала крепкая дружба с врачами, которая длится уже на протяжении многих лет. Из таких людей сформировался крепкий костяк, это люди с христианскими убеждениями, с твердым нравственным стержнем, которые и стали ядром будущего Общества православных врачей. Тем более, что оно существует на всероссийском уровне, а по благословению Высокопреосвященнейшего архиепископа Ростовского и Новочеркасского Пантелеимона оно было создано в Ростовской епархии, а потом и в Таганроге.

За год существования Общество приобрело новых членов, и теперь в него входит 40 врачей различных специальностей. По направлениям и консультациям врачей Общества, была оказана своевременная помощь немалому числу прихожан, четверым были проведены операции.

26 декабря Свято-Георгиевский храм обрел икону святителя Луки с частицей его святых мощей. Сестричество милосердия во имя преподобномученицы Елизаветы уже имеет икону с частицей мощей своей покровительницы в Свято-Георгиевском храме. Теперь и у Общества православных врачей появилась возможность помолиться перед иконой своего покровителя, приложиться к частице его мощей и взять благословение на добрые дела и благоуспешное лечение и помощь больным.

 

Александр Николаевич Милай, хирург поликлиники №3

Расскажите, почему Вы выбрали профессию врача?

В медицину я попал по зову сердца, и благословлению схиархимандрита Виталия (Сидоренко), известного в наших краях подвижника, у которого наша семья всегда испрашивала духовных советов.

Мой отец мечтал, чтобы я стал врачом. В школе я получал профориентацию в медлаборатории. В армии служил в санчасти. И после института стал работать хирургом.

В жизни были и тяжелые моменты, из-за которых я хотел оставить медицину. Даже некоторое время не работал врачом. В медицину вернулся по молитвам отца Гавриила (Стародуба), из Павловки, который был духовным преемником отца Виталия и который стал для нашей семьи духовным отцом. И каждый раз я понимал, что в медицину я попал по благословению, и от нее мне никогда не уйти. А к трудностям в профессии и невысокой зарплате отношусь как к послушанию.

 

Как Вы думаете, какую пользу может принести Общество православных врачей пациентам и самим врачам?

Профессия врача подобна священническому служению, только священник исцеляет душу, а врач исцеляет тело. И для меня врачевание есть путь ко спасению. Ведь и сам Господь врачевал. А в Библии даны основы гигиены и отношение к разным болезням. Я считаю, что врач должен относиться к каждому человеку, приходящему к нему на лечение как к посланному Самим Богом, видеть в нем Образ Божий. Наверное, учиться такому отношению к пациентам и будет задачей Общества православных врачей.

А для простых людей Общество православных врачей тоже очень нужно. Ведь многие люди, не имея больших средств, а иногда и возможности посетить врача, могут получить консультацию и медицинскую помощь бесплатно и в удобное время.

 

Были ли в вашей практике случаи, связанные с обращением человека к Богу вследствие болезни?

У меня был пациент, который после тяжелой операции перенес клиническую смерть. Ему было явление темных сил, которые стали его вербовать на совершение убийств. Открыли ему дар знания имен всех убитых и кто их убивал. Когда он пришел в сознание, попросил дать ему крестик или икону. Один из пациентов реанимации дал ему икону (не помнит какую) и дар, данный темными силами, пропал, а вместо этого он слышал голоса, что ему еще рано умирать, ему еще предстоит жизненный путь. И после этого человек обратился к вере.

 

Теперь Общество православных врачей имеет икону святителя Луки с частицей его мощей. Что значит для вас этот святой, обращаетесь ли вы к нему в молитвах?

У меня в кабинете есть икона свт. Луки и я, когда иду на работу, молюсь ему, чтоб он исцелил раны духовные и телесные, благословил меня на врачевание, даровал здоровье всем любящим и ненавидящим меня, и я чувствую его поддержку. Я читал, что перед операцией врач Войно-Ясенецкий интересовался у пациента — верующий ли он. Если он был не верующий, врач сам молился за него. Если верующий, предлагал помолиться вместе. И перекрестив место разреза, начинал операции. Хирург-священник написал лучшую, по мнению хирургов, монографию «Очерки гнойной хирургии».

 

Александр Витальевич Калугин, заведующий реанимационным отделением ОАРИБ БСМП г. Таганрога, руководитель Общества православных врачей г. Таганрога

Александр Витальевич, помогает ли Вам вера в профессиональной деятельности?

Вера помогает не только в работе, она помогает человеку в жизни вообще. Она определяет приоритеты человека, его жизненный путь, отношение к себе, к друзьям, близким. Вера учит нас, как относиться к собственным врагам. Очень просто было бы сказать: «Да, вера помогает мне в работе». Но моя работа – это часть моей жизни, и если в ней я руководствуюсь христианскими принципами морали, то, безусловно, это влияет на мою профессиональную деятельность.

Как Вам кажется, для чего создано Общество православных врачей? Ведь любой верующий человек пытается жить по-христиански, и врач здесь не будет исключением.

Недавно я изучал жизнеописание святителя Луки. Он ведь работал в обычных уездных больницах, а не в крупных клиниках, принимал безвозмездно людей при монастырях. Там, где другие врачи отказывались работать за деньги, он работал бесплатно.

Я подумал, хорошо было бы в приходе, где люди вместе молятся, имеют общие интересы, совместно занимаются какими-то общим делом, чтобы врач, попадающий в эту общину, мог бы участвовать в ее жизни не только совместной молитвой на литургии, но и с помощью своих профессиональных качеств.

Например, вокруг отца Алексея уже создалось своеобразное «общество учителей». Он давно занимается проблемами образования в нашем городе, опекает школы, у него при храме работает большая воскресная школа, где детям с раннего возраста объясняют, какие нравственные приоритеты должны быть у христианина, говорят о вере и Боге. Этим детям, наверное, будет легче, чем мне — бывшему пионеру и комсомольцу, подвергшемуся идеологическому прессингу, что-то понять в жизни.

И вот, по подобию такой работы с учителями, происходит работа с докторами. Если в храме есть врач, которого знают все прихожане, доверяют ему, как человеку, видят его искреннюю веру, то тем более он будет вызывать доверие как доктор. И такой доктор может помочь людям своевременным советом, направить лечение в нужное русло. Для этого мы и объединяемся в общество.

А если говорить об Обществе православных врачей в масштабах страны, ведь создано Всероссийское общество, то здесь, я думаю, задача состоит в том, чтобы перебороть атеистическую мораль, отношение медицины к человеку, только как телу, когда материальное ставится во главу угла и отвергается представление о мире, как о Божественном творении.

И если членами всероссийского общества врачей становятся такие известные и уважаемые люди, как академик Чучалин, и другие подобные личности, то их авторитет помогает проповедовать христианское мировоззрение в обществе.

Если вернуться к житию святителя Луки, то нужно сказать, что он ведь был основоположником хирургии. Хирург, который не прочитал книгу «Очерки гнойной хирургии», за которую, кстати, он получил Сталинскую премию, это не хирург – так считают в хирургическом обществе. Его высочайший профессионализм являлся и является проповедью его веры. Так и каждый православный врач, с одной стороны, может быть своеобразным «приходским» врачом, помогая своей храмовой общине, а с другой стороны, быть носителем христианских принципов медицины во внешней среде, на своем рабочем месте. Я считаю, что не нужно бояться четко позиционировать эти принципы, объяснять их атеистам и людям других религий, находя точки соприкосновения. Как сейчас в школах и вузах вводятся основы православной культуры, так можно и в медицинских учебных заведениях преподавать основы христианского врачевания. Рассказывать о примерах врачей-христиан, об их высоком служении людям. Кроме святителя Луки, который, можно сказать наш современник, вспоминаются безмездные врачи Косьма и Дамиан, мученик Пантелеимон Целитель. Разве примеры их жизни, их работы не послужат уроком для молодежи, которая должна задуматься, а тот ли путь она выбрала?

 

Расскажите, если можно, как Вы пришли к вере?

Этот вопрос для меня болезненный… Я не знаю, как я пришел к вере. Сначала я думал, что человек не может сегодня быть не верующим, а завтра – верующим. Я думал, что человек обретает веру постепенно, как говорил Чехов – по капле выдавливаем из себя раба…

1-го января этого года на проповеди в храме я услышал житие святого Вонифатия, который прожил христианином лишь несколько часов. Он, увидев страдания и веру христианских мучеников, исповедовал Христа и вскоре был казнен. Для меня это было удивительно. И когда я размышлял об этом — как можно стать христианином одномоментно — я объяснил себе это так: видимо, человек уже внутренне созрел, он просто не знал, что он верит во Христа, но, увидев подвиг первомучеников, вдруг понял, что ничего выше и чище в своей жизни он не знал. И поэтому согласился даже принять смерть, чтобы быть вместе с этими людьми и их Богом, которого признал своим.

Я думаю, что в жизни неверующего человека тоже происходят такие события, духовные потрясения, когда им открывается Бог в одну минуту, в один час. Я всю жизнь пытался понять , как устроено мировоззрение верующих людей. Так, в университете марксизма-ленинизма я изучал курс атеизма, чтобы узнать больше о мировых религиях.

Когда человек молод, ему кажется, что он всех победит, что он способен все сделать, что ему все возможно. Особенно это заметно в нашей специальности, когда ты лечишь больного, тебе кажется, что ты управляешь всеми процессами, можешь его вылечить, но больной не поправляется, а погибает. А другой пациент, которому ты уделял такое же внимание, проводил то же лечение, выздоравливает. Тогда врач начинает понимать, что не только от его воли, знаний зависит здоровье больных, что есть какая-то высшая воля, управляющая нашим миром.

У меня тоже был такой путь. Когда мы начинали молодыми докторами, нам казалось, что мы такие умные и все можем. И если к нам обращались с просьбой окрестить ребенка, было впечатление, что люди пытаются вмешаться не в свое дело. «Мы тут людей лечим, а вы с какими-то глупостями!». И так постепенно мы понимали, что не все зависит от нас.

 

Как вы познакомились с отцом Алексеем?

У нас был больной, который попал в наше отделение не по профилю, с диагнозом фебрильная шизофрения. Мы вызвали психиатра, начали его лечить. Летальность таких больных, как сказал психиатр, в обычном отделении 100%, а в реанимационном 80-90%, то есть шанс умереть был очень высокий. Ко мне пришла его мать и попросила пустить к нему священника для соборования. Я почему-то очень быстро согласился. И вот, приходит молодой священник, моложе меня на 17 лет. Это была моя первая встреча с отцом Алексеем Лысиковым.

После соборования у нас состоялся разговор, мы говорили в течение часа. Он горячо заинтересовался всеми медицинскими процессами, происходящими в нашем отделении. Мы показали ему мальчика с туберкулезным менингитом, который находился на аппарате управляемой вентиляции легких (потом он прожил у нас в отделении 3 года).

И вот, после соборования, лечение больного пошло не то чтобы лучше и успешней, но, если до этого оно шло как-то вязко, то после разговора с батюшкой у меня самого появилось спокойствие и какая-то уверенность. Несмотря на то, что после присоединилось тяжелейшее деструктивное воспаление легких, мы справились со всеми осложнениями и выписали пациента в стационар. Человек выздоровел, хотя с такими диагнозами и осложнениями его шансы на жизнь были минимальны.

Потом отец Алексей пришел к нам в отделение, чтобы окрестить мальчика с энцефалитом, это было первое крещение. Времена были тяжелые, 96-й год, дефицит всего. И вдруг, сама собой начала приходить помощь для этого ребенка. Мы никого о ней не просили, не развешивали объявлений и плакатов. Просто приходит, например, женщина, приносит упаковку детского питания: « Я слышала, у вас лечится такой малыш, вот я купила своему ребенку и хочу передать этому мальчику». Люди приносили одежду, еду для этого ребенка.

И с тех пор к нам часто приходят священники, в основном, для крещения деток, и должен сказать, что все эти больные поправились. Ни один крещеный в нашем отделении ребенок не погиб!

Наверняка родители каждого больного ребенка задаются вопросом – за что? Что им можно ответить?

Родители, наверное, забывают о Боге, а когда он дает им такое испытание, тогда они приобретают опыт веры. Я не считаю, что болезни детей — это наказание, это именно испытание. Ребенок – близкое к состоянию святости, не согрешившее, никому не причинившее зла, вдруг принимает такие страдания… Конечно, появляется вопрос – почему? Наверное, никто не знает ответа на этот вопрос. И в беседах с отцом Алексеем я понял, что нельзя пытаться измерить все человеческим разумом, применить ко всем законам мироздания человеческую логику. Что-то нужно оставить Богу на его разумение и волю.

 

Татьяна Николаевна Прохожаева, врач-невролог Дома ребенка г. Таганрога

Расскажите, влияет ли вера в Бога на вашу работу?

К вере я пришла к 40 годам от атеизма. В свете христианской православной веры совершенно изменился мой взгляд на окружающий мир и события, происходящие в нем.

Обретение веры оказывает незаменимую помощь и поддержку в моей работе врача, помогает строить отношения с коллегами и пациентами в соответствии с новозаветной заповедью: «возлюби ближнего своего как самого себя».Вера помогает принимать боль человека как свою и сопереживать ему, способствует установлению доверительных отношений между врачом и больным, что в свою очередь, помогает в процессе лечения и выздоровления.

Вера помогает мне относиться по-христиански к трагическим эпизодам в судьбах людей и в своей жизни, видя во всем происходящем промысел Божий, заботу и любовь Творца, которые не всегда понятны для нашего ограниченного сознания.

Начинаю день с молитвенного обращения к Богу и святым и, осознавая их помощь, просто и без упреков спокойно приступаю к своим обязанностям.

Конечно же, вера и заповеди Христовы помогают мне видеть свои недостатки и грехи и бороться с ними, хотя это очень трудно.

 

Как и почему вы стали членом Общества православных врачей?

Общество православных врачей организовано по инициативе протоиерея Алексея Лысикова – настоятеля Свято-Георгиевского храма г. Таганрога, прихожанкой которого я являюсь уже многие годы. Кроме того мы с мужем посещаем лекции батюшки по изучению Ветхого и Нового Завета, проводимые в Центре семьи и молодежи. Я постоянно пользуюсь библиотекой Центра. Поэтому приход в Общество православных врачей явился для меня простым и естественным шагом.

Как Вам кажется, какую пользу может принести деятельность общества?

Общество православных врачей необходимо как нам – врачам, так и нуждающимся в нашей помощи людям. Я думаю, общество призвано морально поддерживать православных врачей, объединяя их на пути помощи больным с позиции милосердия, делая их труд более осмысленным с учетом воззрения на человеческую природу как единство духа, души и тела. И здесь неоценима как коллегиальная поддержка врачей, так и духовное окормление врачей священником, так как в современных медицинских вузах врачи не получают знаний о человеческой душе, неразделимой с телесным составом, полнотой которых обладает православная Церковь.

 

Как Вы думаете, насколько важна роль православного священника, Церкви вообще в деятельности медицинских учреждений?

Я думаю, очень важна. Сами по себе врачи не смогли бы объединиться, их объединяет храм, общая молитва, и, конечно, тот священник, который понимает особенности их жизни и работы, принимает их близко к сердцу.

Мое первое знакомство со священником Алексеем Лысиковым состоялось в 1995г., когда он по просьбе главного врача Дома ребенка пришел совершить Таинство крещения над младенцами – нашими пациентами. И с тех пор он постоянно опекает наших сирот, приходит окрестить и пособоровать деток.

Хочу рассказать два случая, связанных с благодатным воздействием церковных Таинств крещения и соборования, совершенных над тяжело больными и обреченными умереть детьми Сережей И. и Сашей В.

Сережа И. поступил из районной больницы области в 7 мес. слабым, с постоянными хрипами в легких. Обычное в таких случаях лечение не помогало, и ребенок был госпитализирован в детскую многопрофильную больницу. Иммунитет ребенка настолько ослабленным, что не помогали самые лучшие лекарства и антибиотики. Воспаление легких осложнилось начавшимся распадом легочной ткани. Ребенка перевели в реанимационное отделение. Он находился на аппарате искусственного дыхания и умирал, отказывали почки, печень. Одна верующая медсестра Дома ребенка забеспокоилась, что ребенок «уйдет» некрещеным. Врач Наталья Игоревна Приходько созвонилась с батюшкой Алексеем, договорилась с заведующим реанимации, и отец Алексей тут же прибыл для совершения таинства над умирающим… И с каждым днем у ребенка начали восстанавливаться функции почек, печени, легких, потом малыш стал дышать сам без аппарата. Выздоровление было настолько неожиданным, что Сережу не стали переводить в отделение больницы для поправки, а держали у себя. При выписке и передаче врачу Приходько Н.И., врач-реаниматолог сказал: «А вы знаете, мальчик стал поправляться после прихода батюшки!».

В Доме ребенка Сережу держали на изоляторе рядом с медицинским постом, берегли от простуд. Он поправился, округлился, не болел, больше не было хрипов в легких. Медсестры называли его «сын поста», и вскоре он был усыновлен.

Саша В. поступил в Дом ребенка в 2005г. в 2 месяца жизни с энцефалопатией, токсоплазмозом, слепотой.

Через месяц было отмечено увеличение левого глаза. Окулист, консультировавший ребенка, заподозрил ретинобластому – злокачественную опухоль глаза. Мальчика отправили на обследование в детскую областную больницу г. Ростова. Там была сделана компьютерная томография обоих глаз. Консилиум врачей решил, что операцию ребенок может не перенести, зрение не вернуть в любом случае, и его выписали. Мальчик был обречен. Мы пригласили отца Алексея для крещения. Он окрестил ребеночка, причастил Святых Христовых Таин и соборовал. Жизнь потекла своим чередом. Но глазные яблоки перестали увеличиваться, а наоборот, стали возвращаться к нормальным размерам, и мальчик продолжал жить и расти. В силу тяжелого внутриутробного повреждения нервной системы у мальчика был ДЦП, но опухоли глаз перестали развиваться, и в 4 года Саша был переведен в другое детское учреждение.

Я думаю, Церковь и ее Таинства – это тот спасательный круг, за который хватается даже неверующий врач, а для верующего она, прежде всего, Корабль, на котором, дай Бог, всем нам достигнуть спасения.

Александра Калинская

Беседовала Александра Калинская