Хроника празднования в Таганроге юбилея Фаины Георгиевны Раневской

27 августа 1896 года. В анналы мировой истории эта дата вошла как день рождения величайшей актрисы ХХ века Фаины Раневской. Хотя таганрожцы-то знают, что на самом деле её 125-летие было еще год назад; но тогда юбилей отметить не удалось – из-за ковидной пандемии. Хотя и на этот раз всенародного гуляния не было. Впрочем, это – к лучшему: Раневскую всегда угнетало массовое, всенародное признание, она стремилась не к широте, а к глубине, а в этом году было именно так.

 

«Таганрог – моя первая любовь»

26 августа в историческом здании Чеховской гимназии, в одном из выставочных залов Южно-Российского научно-культурного центра А.П. Чехова (ЮРНКЦ А.П. Чехова), открылась выставка «Таганрог – моя первая любовь». Первую экскурсию по ней провела старший научный сотрудник Таганрогского музея-заповедника Валентина Ратник.

 

Ранее Валентина Ивановна Ратник побывала в подмосковном городе Чехов; результатом её командировки стала выставка «Профессию я не выбирала – она во мне таилась», которая с 15 августа работает в Музее писем А. П. Чехова. В экспозицию вошли предметы из фонда Таганрогского государственного литературного и историко-архитектурного музея-заповедника: личные вещи актрисы, книги, награды, фотографии, портреты, а также уникальные документы. Одна из основных тем в экспозиции – «Чехов в жизни и творчестве Ф.Г. Раневской».

На выставке «Таганрог – моя первая любовь» жизнь и творчество нашей замечательной землячки представлены в её цитатах, фотографиях, афишах, газетных публикациях, видеоматериалах; здесь также можно увидеть личные вещи и предметы интерьера из московской квартиры Фаины Георгиевны.

Одновременно две посвященных Раневской выставки таганрожцы смогли «потянуть» благодаря тому, что после смерти великой актрисы, в 1984 году, основным наследником своей великой дочери по праву стал Таганрог.

 

«Я — провинциальная актриса»

После открытия выставки «Таганрог – моя первая любовь» в том же здании, в актовом зале Чеховской гимназии, состоялся вечер «Я -провинциальная актриса», который провела старший научный сотрудник Таганрогского музея-заповедника Татьяна Артюшкина.

Замечательные провинциальные артисты Н. X. Рыбаков, М. Т. Иванов-Козельский, Ф. И. Козловская, Н. П. Рощин-Инсаров и многие другие, игравшие в начале ХХ века на сцене Таганрогского, Новочеркасского и Ростовского театров, с полным правом могли выдержать сравнение со столичными корифеями. Фаине посчастливилось увидеть игру многих из знаменитых провинциальных артистов. Она, девушка из богатой семьи, знала, как трудна их жизнь, но уже ничто не могло её остановить в достижении своей цели, а целью была служба и жизнь в театре. С трудностями ей пришлось столкнуться с первых же шагов на пути к своей мечте: несостоявшееся поступление в театральную школу в Москве (она была признана неспособной, говоря современным языком – профнепригодной), выходные роли (роли без слов), работа в массовках, финансовые трудности…

И все же она стала великой провинциальной актрисой: специально ради того, чтобы увидеть её игру, в Баку приезжали москвичи. В 1931-м, в 35 лет, Фаина Раневская сама приехала в Москву и начала свой тернистый путь на столичной сцене.

В программе вечера звучали музыка Скрябина, Рахманинова, Шумана, Спендиарова, стихи Маяковского. Наряду с Татьяной Артюшкиной выступали Светлана Тарасова (фортепиано), ВераТерехова (вокал), исполнивший песню «Азербайджан» на народные мотивы Ильгар Салаев, а также коллеги Татьяны Анатольевны. Директор Таганрогского музея-заповедника Елизавета Липовенко заметила, что обаяние и сила личности Раневской таковы, что под её влияние и сейчас попадают люди; примером тому стала та же Татьяна Артюшкина, являющаяся на сегодня ведущим в Таганроге специалистом по Фаине Раневской. В результате Татьяна Анатольевна становится характером все более похожей на Фаину Георгиевну, скрывавшей за показными грубостью и цинизмом тонкую ранимую душу. Ничто не смогло отлучить Артюшкину от Раневской – после тяжелой операции, будучи на больничном, а потом в отпуске, она писала статьи в «Таганрогскую правду», готовилась к юбилею Фаины Григорьевны (именно так, по паспорту, она упорно называет актрису).

 

«Две даты»

Названный так документальный фильм Юрия Лаптева 27 августа был продемонстрирован в Чеховской библиотеке. Речь в нем – о праздновании 120-летия Фаины Раневской в Таганроге: сначала – в 2015-м, затем – в 2016 году. Дело в том, что несколько лет назад в госархиве в Ростове-на-Дону была обнаружена запись в метрической книге Таганрогской синагоги конца XIX века, согласно которой Фанни Фельдман появилась на свет 27 августа (по новому стилю) 1895 года. Но, поскольку и в её паспорте, и во всех справочниках годом рождения Раневской значится 1896-й, таганрожцы стали праздновать юбилеи любимой актрисы дважды: сначала – самостоятельно, затем – со всем остальным человечеством.

Марина Вайсберг

Наряду с Юрием Лаптевым перед зрителями выступили актриса Зоя Пухлякова, прозаик, поэтесса и певица Марина Вайсберг и заведующая отделом «Центр краеведческой информации» ЦГПБ им. А.П. Чехова Елена Духанова. Елена Геннадиевна поведала о том, что дочь авиаконструктора Бериева Майя Георгиевна в свое время вела переписку с Раневской, а потом письма выдающейся актрисы передала ей, Духановой, пообещавшей передать их в будущий Музей Ф.Г. Раневской. После этого признания зрители обвинили Духанову в том, что она до сих пор не добилась открытия этого Музея. Пришлось Юрию Лаптеву объяснять сложную ситуацию, связанную с двухэтажным домом по улице Фрунзе, в котором прошли детство и юность Фаины: мол, дом этот находится в частной собственности ростовского чиновника, частная собственность неприкосновенна, но природа этого не знает, поэтому крыша течет, здание разрушается…

Елена Духанова

 

«Очарованные синематографом»

Названная так мини-выставка 27 августа открылась в ЮРНКЦ А.П. Чехова (на фото – заведующая ЮРНКЦ А.П. Чехова Юлия Меняйленко и первые посетители), здесь же состоялся и одноименный тематический вечер. Эта мини-выставка расположена в холле второго этажа – у входа в зал, где экспонируется выставка, посвященная Раневской. И это очень символично. Дело в том, что Раневская и кинематограф – ровесники: мировая премьера первой киноленты братьев Люмьер состоялась в Париже, на бульваре Капуцинок, в декабре 1895 года. В России первый киносеанс прошел менее, чем через полгода, в мае 1896 года – в Петербурге, в саду «Аквариум». Спустя еще полгода кино пришло и в Таганрог; в нашем городе до революции было уже несколько кинотеатров

.

27 августа 1919 года, в день, когда Фанни Фельдман исполнилось 24 года, был издан Декрет Совета Народных комиссаров (Совнаркома) о национализации кинодела в стране: большевики во главе с Лениным прекрасно понимали важность развития кинематографа, как мощного инструмента пропаганды революционных идей. Наша землячка в это время жила и творила в Крыму, который переходил из рук в руки. Исполнилась её мечта – она стала театральной актрисой. Из России вопреки всем бедам не уезжала. И дело было не только в патриотизме: она знала, что такого театра, как русский, нет нигде в мире. Позднее оказалось, что и советское кино – уникально, а Раневская стала, пожалуй, самой неординарной советской киноактрисой: многие фильмы не теряют зрителя благодаря её мимолетному присутствию в них. Великие актеры были и до нее. Но мы не можем увидеть их. А Раневскую – можем – благодаря кинематографу.

 

«Искала великое искусство»

Именно этой цитатой Фаины Раневской назвала посвященное ей мероприятие и. о. заведующей Литературным музеем А.П. Чехова Ирина Малых, которая в 1986 году, через два года после ухода из жизни великой землячки, готовила первую посвященную ей выставку, приуроченную к 90-летию со дня рождения Раневской.

Ирина Владимировна увлекла за собой слушателей и на 35 лет назад, и на все 125.

Парусное «Зонтичное утро» в этом году проштамповали

27 августа, в День рождения Раневской, на территории Таганрогского яхт-клуба был дан старт контрольным нормативам по парусному спорту «Зонтичное утро» — соревнованиям, посвященным 125-летию со дня рождения выдающейся актрисы, уроженки Таганрога Фаины Раневской.

Поздравляя участников соревнований с началом гонок, Инна Титаренко отметила, что Таганрог является родиной многих знаменитых людей и выразила надежду, что и юные яхтсмены в будущем смогут прославить имя родного города.

В юбилейную дату Почта России в память о выдающейся уроженке Таганрога провела специальное гашение почтовых открыток в родном городе актрисы.

К специальному гашению Почта России в Ростовской области выпустила 5 000 открыток нескольких видов с портретами Фаины Раневской. А 27 августа в центральном отделении Таганрога клиенты могли поставить оттиск памятного штемпеля.

Торжественное спецгашение прошло на открытии регаты «Зонтичное утро». Почетными гостями стали председатель городской Думы – глава города Таганрог Инна Титаренко, депутат городской Думы Елена Сирота, директор макрорегиона «Южный» и УФПС Ростовской области АО «Почта России» Андрей Ершов.

— В разные годы в честь знаменитой актрисы выходила различная почтовая продукция: почтовая карточка, конверт, марка, теперь мы изготовили специальный штемпель. Специальный штемпель с фиксированной датой обладает особой ценностью, так как выпускается только к важным событиям с большой значимостью для региона. В Таганроге много мест, связанных с Фаиной Раневской или посвящённых знаменитой актрисе, нам особенно приятно ещё раз запечатлеть её талант в истории. Ведь открытки с портретами Фаины Раневской мы бесплатно доставим по всей стране и за границу, — отметил директор макрорегиона «Южный» Почты России Андрей Ершов.

 

«Великая» и другие

Не остался в стороне и Дворец молодежи, творческий коллектив которого провел ряд мероприятий, посвященных юбилею Раневской – как онлайн, так и офлайн. Была, в частности, открыта информационно-тематическая выставка «Великая», первыми посетителями которой стали таганрогские волонтеры — старшеклассники и учащиеся колледжей и техникумов, участники волонтерского фестиваля.

Фаину Георгиевну с любовью вспомнили и другие учреждения культуры, в частности, таганрогские библиотеки, и любительские театральные коллективы.

А заключительным аккордом продолжавшегося целую неделю цикла посвященных юбилярше мероприятий стал музыкальный вечер, который состоялся воскресным днем в Доме Чайковских: его подготовили и провели педагоги и учащиеся Таганрогской школы искусств – и это при том, что им пришлось работать в законные каникулы. К слову, коллектив этого учреждения дополнительного образования в свое время выступил с ходатайством о присвоении учебному заведению имени Ф.Г. Раневской; будем надеяться, эта просьба будет удовлетворена, и в родном городе Раневской впервые появится школа искусств её имени – подобно тому, как в 2008 году в Таганроге появился первый в мире памятник этой великой актрисе.

Участники концерта в домике Чайковских

 

Раневская и Чехов: страждущие души

В первом стенде выставки «Таганрог – моя первая любовь» — детские фотографии Фанни Фельдман и газета за июль 1904 года со статьей памяти Антона Чехова. И цитата Раневской: «Говорят, любовь приходит с молоком матери. У меня пришла со «слезами матери». Мне четко видится мать: обычно тихая, сдержанная, она громко плачет. Я бегу к ней в комнату, она уронила голову на подушку, плачет, плачет — она в страшном горе. Я пугаюсь и тоже плачу. На коленях матери газета: «…вчера в Баденвейлере скончался А. П. Чехов». В газете фотография человека с добрым лицом. Бегу искать книгу Чехова. Нахожу, начинаю читать. Мне попалась «Скучная история». Я схватила книгу, побежала в сад, прочитала всю. Закрыла книжку. И на этом закончилось мое детство. Я поняла все об одиночестве человека.»

Эта цитата в дни празднования 125-летия Раневской звучала многократно. И неслучайно. У Чехова были женщины, в том числе жена, Ольга Книппер-Чехова; он был окружен родными, друзьями… Но при этом всегда оставался удивительно одиноким. Подобная судьбы была и у Раневской. Лично мне это говорит о том, что два гения, рожденные в Таганроге, две великие страдающие души собственным примером показали всему человечеству, что душа человеческая тянется к Богу, и ничто не может заменить Его.

Фото автора, Сергея Плишенко и Валерия Котина.

Антон Сахновский

Антон Сахновский