28 февраля 2017 года в Троицком приходе Ростова-на-Дону прошел оргкомитет по вопросам проведения соборной панихиды на могиле почитаемого праведника протоиерея Иоанна Домовского.
Заседание возглавил благочинный приходов Юго-Западного округа, секретарь митрополита Ростовского и Новочеркасского по г. Ростову-на-Дону протоиерей Иоанн Осяк.
В мероприятии приняли участие духовенство Армянской Апостольской Церкви, председатель Комиссии по канонизации святых Донской митрополии протоиерей Алексий Лысиков, руководитель информационного отдела Ростовской-на-Дону епархии протоиерей Даниил Азизов, Епархиальный древлехранитель иеромонах Гавриил (Звягинцев), исполнительный директор Нахичеванской-на-Дону армянской общины Сергей Саядов, представители Пролетарского района Ростова, сотрудники информационного отдела Ростовской-на-Дону епархии.
Участники встречи обсудили организационные вопросы проведения панихиды, оповещении прихожан об этом событии и освещении в СМИ.
По окончании совещания члены оргкомитета выехали к месту захоронения протоиерея Иоанна Домовского.
В выездном совещании также приняли участие руководитель Протокола Главы Донской митрополии иерей Владимир Осяк и благочинный Юго-Восточного округа иерей Алексий Осяк.
Справка
Иоанн Алексеевич Домовский родился 30 марта 1844г. в селе Покровском Екатеринославской губернии и уезда (ныне Днепропетровская область) в семье диакона. Закончив Екатеринославскую духовную семинарию (15 июля 1865г.), он уже через год был рукоположен во священники и 30 августа 1866г. назначен настоятелем Никольской церкви села Васильевки Славяносербского уезда.
Отец Иоанн занимает в епархии различные должности: член Строительного комитета при постройке общежития и больницы при Духовном училище (1875г.), член цензурного отделения (1875-89гг.), законоучитель в Городском трехклассном училище (1882г.), член Попечительства о бедных духовного звания. В Епархиальных ведомостях Екатеринославской епархии 1882-1898гг. находятся многочисленные упоминания о благотворительности прот. Иоанна Домовского. Отец Иоанн на протяжении многих лет был членом комитета Православного миссионерского общества. С 1883г. ему было поручено прослушивание и отбор чтецов и певцов епархии. В 1886г. о. Иоанн назначен ключарем кафедрального собора. Здесь он проводил «внебогослужебные собеседования» с народом.
15 сентября 1896г. о.Иоанн «Согласно прошению перемещен временно к Софиевской церкви г. Нахичевани-на-Дону». Два с половиной месяца спустя он назначен настоятелем только что построенной Александро-Невской церкви г. Нахичевани-на-Дону.
Великою любовью пользовался он в причте, тем более в народе – за его доступность и за внимание к совершению церковных служб, которые всегда были благолепными и торжественными», — так отзывался о батюшке один из его алтарников, впоследствии диакон. «Подвиги отца Иоанна были: особое смирение, его любовь ко всем, от начальства до самых малых, служащих в храме; мир, который он вносил в духовенство».
В сан протоиерея о. Иоанн был возведен 13 июня 1899г. В 1914г. за заслуги перед Православным отечеством батюшка был награжден орденом Св. Владимира 4-й степени и, вскоре, — Св.Анны 2-й степени. В 1916 году о.Иоанн уходит на покой, оставаясь почетным настоятелем Александро-Невского храма (на настоящий момент храм не сохранился, территория где находился храм находится в черте г.Ростова-на-Дону).
История пастырского и духовного подвига о.Иоанна тесно связана с обретением иконы Божией Матери которую ростовчане назвали – «Нечаянная Радость», хотя с точки зрения иконографии это был список с Казанской иконы. По воспоминаниям митрополита Вениамина (Федченкова) (+1961) «В 1916 г. о.Иоанн ушел на покой, оставив должность настоятеля церкви, с намерением провести последние годы жизни в монастыре», «но старцы не благословили его, говорили: Тебе надо быть в Ростове – утешать и молиться о людях». «И так до самой смерти о. Иоанн молился с народом в своей келье». Временами продолжал служить в церкви. Дом же его стал своеобразным «монастырем в миру», где постоянно шло духовное делание. До конца своих дней о.Иоанн проживал в Ростове-на-Дону, постоянно принимая у себя людей нуждавшихся в пастырском совете и помощи.
В годы послереволюционных гонений на Церковь и церковной смуты, вызванной «обновленческим» расколом, о. Иоанн Домовский был для духовенства и народа «правилом веры».
Кроме того, о. Иоанн Домовский был духовным отцом прославленного Юбилейным Архиерейским Собором 2000 г. в лике священномучеников епископа Захарии (Лобова). Даже этих небольших эпизодов достаточно, чтобы представить образ о. Иоанна как вдохновителя сопротивления обновленчеству на Дону в 1922-1924 гг., т.е. с самого начала распространения его в пределах Донской и Ростовской епархий.
Умер о.Иоанн в 1930 году и был похоронен, при бывшем Софиевском храме; а впоследствии прах его был перенесен на «Армянское» кладбище, где он покоится и в настоящее время. Он предсказал, что прах его будет погребен два раза, — что и исполнилось.
В книге митрополита Вениамина (Федченкова) «Записки архиерея» о. Иоанну посвящена глава под названием «Ростовский угодник», где довольно подробно приведена биография о.Иоанна и рассказ о прижизненных и посмертных чудотворениях. Имеются и другие многочисленные свидетельства о посмертных чудотворениях о. Иоанна Домовского.
После смерти о. Иоанна, к нему на могилу постоянно шли люди, священнослужителя Ростова-на-Дону довольно регулярно служили панихиду.
В настоящее время народное почитание о. Иоанна не только не ослабло. Но еще более усилилось. Продолжается активная работа по сбору материалов о жизни и подвиге о. Иоанна Домовского, собирается материал о чудесах и исцелениях совершенных по молитвенному предстательству протоиерея Иоанна Домовского, регулярно совершаются панихиды на его могиле.

05893 05892