В общеобразовательной школе №12 появился «гибкий класс». Полное название этой образовательной модели: «Дети с ограниченными возможностями здоровья в образовательном, культурном, инновационном пространстве школы в условиях общеобразовательной системы».

— В нашем классе наряду с 21-м нормотипичным ребенком – две девочки с расстройством аутистического спектра, — делится учительница, Любовь Николаевна Душина. — Нам повезло. В нашем классе – замечательные дети и родители; они уже подружились с девочками, мы вместе играем на переменах. Изучаем школьные правила; и наши девочки их выполняют вместе с нами. Мама одной из девочек присутствует у нас на уроках и помогает нам с Ларисой Дмитриевной. Девочки будут обучаться по той же программе, что и весь класс.

Любовь Николаевна Душина имеет свыше 40 лет педагогического стажа; она — Почетный работник образования Российской Федерации. Но в этом году свой очередной первый класс она принимала с особым волнением… Коллега и помощница Любови Николаевны – учитель-тьютор Лариса Дмитриевна Колесникова – музыкальный педагог, мама четверых детей.

Директор 12-й школы Алексей Владимирович Кондрахин дает разъяснения:

— Требования к педагогам, работающим в гибком классе: высшее педагогическое образование, готовность учиться, готовность к трудностям и стремление работать на результат.

Любовь Николаевна и Лариса Дмитриевна минувшим летом вернулись в альма-матер, в Таганрогский пединститут (ныне – Таганрогский институт имени А.П. Чехова), где прошли специальные курсы: готовились к работе с особыми детьми.

Раньше такие таганрогские дети попадали в 19-ю школу и не получали должного развития. Инклюзивное образование позволяет ребенку с ограниченными возможностями здоровья проходить адаптацию и социализацию среди нормотипичных сверстников: обычными таких детей называть не хочется, поскольку каждый ребенок, в том числе и здоровый, – необычен, уникален.

— Сегодня мы рисовали свое настроение. Оно у всех – спокойное, благоприятное, радостное. Так что пока что у нас – все хорошо, — делится Любовь Душина. — Учитель-тьютор общается с нашими девочками через специальные средства обучения. Слышат они нормально. Но одна девочка у нас неговорящая, другая – трудноговорящая. Для невербального общения с ними используется набор специальных карточек.

Соседнее с учебным классом помещение – для сенсорной разгрузки. Если у кого-то из особых детей во время урока возникли проблемы, — можно выйти сюда в сопровождении тьютора, и не мешать остальному классу.

Думается, в этом особенном классе 12-й школы инклюзия поможет в развитии не только детям с ОВЗ, но и всем остальным ребятам, которые вырастут умными, добрыми, терпимыми, понимающими других и готовыми оказать помощь тем, кто в этой помощи нуждается.

В реализации модели «Гибкий класс» общеобразовательная школа № 12 взаимодействует с 67-м детским садом, таганрогской спецшколой № 1 и с городским отделением Всероссийской организации родителей детей инвалидов (ВОРДИ).

По словам директора 12-й школы Алексея Кондрахина, после создания «гибкого класса» его «осаждают» родители особенных детей, но, разумеется, всех их школа принять не в состоянии.

Обнадеживает заместитель начальника управления образования г. Таганрога Татьяна Литвиненко. По её объяснениям, теперь общеобразовательная школа № 12 — ресурсный муниципальный центр города Таганрога; её передовой опыт создания «гибких классов» будет распространяться. И подобные «гибкие классы» уже к началу 2022-2023 учебного года появятся в школах различных районов нашего города.

Антон Сахновский.

Фото автора.

На фото (слева направо): Татьяна Литвиненко, Любовь Душина, Алексей Кондрахин и Лариса Колесникова.