Памяти композитора В.П. Рыжова

(15.05.1941 – 25.11.2019)

Два года тому, 25 ноября 2019-го, этот мир оставил таганрогский ученый и композитор, профессор одновременно двух вузов (Института радиотехнических систем и управления ЮФУ и Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова) Владимир Петрович Рыжов.

Для такой выдающейся личности, как Владимир Петрович Рыжов, тесны любые рамки. Одной только силой желания созидать и творить он раздвигал горизонты науки и искусства. Впрочем, ещё, конечно, своей необыкновенной работоспособностью.

Весной этого года, к 80-летию со дня рождения, вышло мемориальное издание «Владимир Петрович Рыжов. Учёный. Композитор. Человек». Родные, друзья, коллеги рассказывали о годах, проведённых бок о бок, о счастливых мгновениях общения. Книга вышла, а воспоминания о Владимире Рыжове продолжают поступать до сих пор. Совсем недавно своими впечатлениями о творческой дружбе с композитором поделилась поэтесса Анна Пепеляева.

Анна Иосифовна Пепеляева (родилась в 1961 году) – поэтесса, журналист, автор 8 книг (поэзия, проза).  Автор слов Гимна Второго Донского Императора Николая II кадетского корпуса ДГТУ (музыка С. Халаимова). Издатель нотного сборника песен и романсов В. П. Рыжова «Песни откровения», вышедшего в 2007 году. Член жюри I Международного открытого конкурса камерного творчества имени Владимира Петровича Рыжова в номинации «Литературное творчество».

Так сложилось, что на пике своей творческой и редакторской активности я была вынуждена уехать из города Ростова-на-Дону и уже больше десяти лет проживаю в станице Багаевской. За окном – деревья, облака, солнце, чуть поодаль река и остров Буян; станичный колорит определяет бытие, но меня всё больше захватывают воспоминания.

С Владимиром Петровичем Рыжовым мы познакомились в середине 90-х прошлого столетия. В Донской государственной публичной библиотеке города Ростова-на-Дону проходил устный журнал – так назвались творческие встречи в литературном клубе «Созвучие». В основе своей он состоял из поэтов; творческих личностей музыкальной направленности в нашей среде было мало. Тем ярче и весомей прозвучали голоса наших гостей из Таганрога Александры Русиной, Раили Насыровой, Василия Сытенького, высветивших донскую поэзию конца ХХ века посредством музыки. На том вечере прозвучали мои стихи в двух вариантах музыкального оформления – одну мелодию написал ростовчанин Сергей Халаимов, а другую таганрожец Владимир Рыжов. «Дева-девонька, зря не жги свечи, а предавшего не зови в ночи, образуется, Бог взаправду есть, перетерпится, жди назавтра весть…»

Попробуй сравни, чья музыка лучше, если душа и без того певчая, а тут как будто два маяка зажглись на одном пути. «Будет новое время-времечко, взойдёт красное Солнце-Солнышко, прорастит Земля ржано семечко, напоят росток тучи с горлышка…»

Помнится, руководитель клуба «Созвучие» Н.М. Скрёбов (1932-2015) отозвался об этом дубле, исходя из личностей композиторов – молодой и напористый ростовчанин, зрелый и более мягкий таганрожец, и оба по-своему выразительны в своем проникновении в тему. «И зачем тебе, дочь, печалиться, отчего тебе тоской маяться? Живи, девица, как то семечко, взрослей, юная, тому времечко».

Время спустя, та же ДГПБ, мы, «Созвучие», полные творческих планов, амбиций, успехов – в зрительном зале. А на сцене – «Муза» (рожденное в ТРТИ творческое объединение, возглавляемое Владимиром Рыжовым – ред.). Как это было волнительно – впитывать мощь, которая так стремительно вошла в нашу – во многом монотонную – поэтическую среду. Замирая всем сердцем, понимаешь: вот здесь, сейчас, твоя лирика обретает второе крыло. И как же было здорово переживать это! Моё личное эмоциональное восприятие было подкреплено оценкой Н.М. Скрёбова на следующей секционной встрече. Когда речь зашла о новом устном журнале в рамках нашего клуба, мэтр ростовского клуба сказал так: «В прошлый раз мы все видели вполне профессиональное выступление «Музы»». Вот именно этого – профессионализма на сцене – не хватало нашим устным журналам. «Муза» снова оказалась тем маяком, к которому стоило стремиться ростовским поэтам – в манере чтения своих произведений, в умении быть в гармонии с другими участниками, в фасоне одежды и во многом другом.

Так, встреча за встречей, журнал за журналом привели меня к мысли организовать маленькую мобильную «филармонию на колесах» на основе авторского творчества современников. Была учреждена ООО Концертно-издательская фирма «Признание», ставившая своей целью популяризацию современной поэзии Донского края и авторской песни. Какое-то время у меня всё получалось. Одним из проектов фирмы было издание поэтических и музыкальных сборников по губернаторской программе. Это значило, что издательства получали гарантию, что часть будущего тиража будет выкуплена библиотечной системой Ростовской области (было и такое время!). В рамках этой программы и реализовался издательский проект: Владимир Рыжов: «Песни откровения».

А совсем недавно я снова окунулась в то волнительное пространство, посмотрев по видео авторский концерт-презентацию Владимира Рыжова, запись 20 октября 2007 года. Романсы на мои стихи чудесно прозвучали в исполнении Марины Поддубной и Ольги Рябининой, а сам мэтр с благодарностью подчёркивает, что публикацию нот его песен и романсов помог осуществить композитор С.А. Халаимов. Какое же счастливое было время: все живы, энергичны, радостны, а портрет А.П. Чехова в концертно-выставочном зале Центральной городской публичной библиотеки его имени будто награждает своей сопричастностью.

Конкурс, который организован ныне в замечательном городе Таганроге и посвящён творчеству В.П.Рыжова, называется «Золотой камертон». Удивительно, но одну из своих страниц на сайте Стихи.ру я ранее назвала созвучно – «Сверяем камертоны», желая показать читателям интернета творчество тех, кто не смог, не успел, не сумел это сделать самостоятельно, оставив свой творческий след на Земле.

Уходит эпоха, а мы остаёмся,

Приняв неприкаянный век.

Но есть Камертоны. А значит, споёмся

И вспомним ушедших коллег.

Красивы и молоды были недавно,

Несли свой багаж на крыле.

Но к звёздам уходят, к великим, на равных,

Оставив труды на Земле.

Анна Пепеляева.

Автор Российского авторского общества (РАО)