Всем известно суеверие о том, что в церковные праздники нельзя работать. Между тем, наши предки четко знали: воскресные и праздничные дни предназначены для Бога, для единения с Ним в Его храме на Божественной Литургии.

Только три раза в год таганрожцы в большинстве своем устремляются к храмам, впрочем, не заходят в них. Зимой – 19 января – на Крещение Господне – святить воду. Весной – на Пасху – святить куличи. Летом – 19 августа – на Преображение Господне – святить яблоки…

19 августа, на Преображение Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, таганрогские храмы обычно окружены огромными толпами. Местами яблоку негде упасть. Люди святят эти и другие плоды, которые нам так щедро дарит наш южный край. Яблочный Спас вопреки жаре по популярности приближается к Пасхе – Светлому Христову Воскресению. К слову, праздник Преображения Господня, подобно Пасхе, продолжается не один день, а целую неделю. Но Яблочный Спас – уже второй по счету среди трех.

Первый Спас, Медовый, – 14 августа. С него начинается Успенский пост. В этот день Церковь отмечает Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Оно было установлено в честь знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и честного креста во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского с волжскими булгарами в 1164 году. Также этот день посвящен празднику Происхождения (вынесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня. К этому празднику на Руси заканчивался медосбор, благодаря чему он и получил название Медовый Спас. В этот праздник происходит вынос Креста Господня, чтобы каждый мог ему поклониться. После происходит малое водосвятие и освящение меда нового сбора, мака, лекарственных трав.

Существует еще одно название праздника 14 августа – Маковей, в народе – Маковый Спас. Церковь чтит память семерых братьев-мучеников Маккавеев с их матерью Соломией. Известно, что в 166 году до Рождества Христова династия Маккавеев восстала против указов, которые запрещали ветхозаветные еврейские религиозные практики. И снова на языковом уровне получилось «сращение» народного обычая (с 14 августа на полях начинали собирать мак и печь пироги с этой начинкой) и церковного праздника.

29 августа — третий Спас, Ореховый, или Хлебный, — праздник в честь Перенесения Нерукотворного Образа Христова из Эдессы в Константинополь (944 г.). Нерукотворным этот образ был назван потому, что не был написан, а отпечатался на плате, которым Господь еще при жизни вытер лицо. В Русской Православной Церкви Нерукотворный Спас стал одной из самых любимых и распространенных икон.

Хлебный Спас напоминает еще и о том, что когда-то Таганрог был самым хлебным городом не только России, но и всего мира: ведь именно через наш порт русская пшеница вывозилась в Европу. Что же касается фруктов и грецких орехов, — они у нас, у таганрожцев, и сейчас в буквальном смысле слова лежат под ногами.

Само название «Спас» напоминает, что эти праздники посвящены Спасителю мира, Иисусу Христу. Получив хороший урожай, его часть наши предки несли в храм – священникам и церковнослужителям — как знак благодарности Богу. Приносить Богу начатки первого урожая – обычай, который берет свое начало еще с ветхозаветных времен.

Все эти дни, две недели Успенского поста (с 14 по 27 августа), посвящены еще и памяти Пресвятой Богородицы. А 28 августа — праздник Успения Божией Матери.

Антон Сахновский

Антон Сахновский