Человек должен чётко стоять на позициях веры, даже тогда, когда его ра­зум не получает удовлетворения, он должен быть полон непоколебимой уверенности в Божественное провидение и в обещанную Богом великую награду за страдания на земле – вечное блаженство в «горнем мире», — в этом урок книги Иова.

На этапе Откровения, когда писалась книга Иова, автор ещё не мог до конца дать объяснения тайне страданий невинного на земле. Время полного Откровения ещё не пришло. Только по мере дальнейшего развития ветхозаветной религии всё более ясным становилось Откровение о загробной жизни, воскресении мертвых и последнем дне Суда. И потому Новозаветное Откровение, особенно поздние послания св. апостола Павла, написанные в «узах», дали возможность познать цену страданий человеческих, соединённых со страданиями Христа.

К примеру, в Послании к Колоссянам (Кол. 1, 24; 2, 7) апостол Павел, говоря лично о себе, утверждает, что его служение – есть служение в страдании. Своим страданием он соучаствует в скорбях Христовых «за Тело Его, которое есть Церковь» (ст. 24). Господь страдал, чтобы установить Царство Божие, и все желающие продолжить его дело должны приобщиться к Его страданиям. Хотя Христос искупил грехи всего человечества, Он также даровал нам возможность приобщиться к Его испытаниям и таким образом стать орудием спасения души.

Казнь-апостола-Павла

Казнь апостола Павла

Апостол Павел чувствует, что это участие в скорбях Христовых лично для него ещё не достигло своей полноты. Но его служение в страдании имеет то значение, что через него открывается язычникам Тайна Божия во Христе (ст. 25-39).

Поскольку в ветхозаветные време­на Откровение ещё не было дано во всей полноте, автор книги Иова ещё не мог дать исчерпывающий ответ на главный вопрос Иова: Почему, если че­ловек невинен и праведен, а Бог благ и правосуден, он страдает, и почему все люди должны умирать, ведь смерть – тоже от Бога, ведь это Бог «губит невинного, как и злодея» (Иов. 9, 22).

Апостол Павел на новом этапе От­кровения ответил на вопрос Иова о стра­даниях невинного. Это уже и отмечен­ное нами соучастие в скорбях Христо­вых, и приобщение к Христовым испытаниям.

Но более глубокая мысль в том, что эти земные страдания временные, а смерть вовсе не означает конца существования. Для всего человечества, благодаря искупительной и спасительной жертвенной смерти Иисуса Христа, от­крывается возможность посмертного продолжения жизни в «Царстве Небес­ном», жизни вечной и настолько бла­женной, что в сравнении с ней стра­дания, перенесённые человеком в земной жизни, покажутся ему совершенно ни­чего не стоящими. Это блаженство «уго­товано на Небесах» христианам, час­то обделённым в земной жизни (Кол. 1, 4-5),

Да и в более ранних посланиях апо­стола Павла можно найти тему стра­дания. Например, в Послании к Рим­лянам он пишет: «…нынешние временные страдания ничего не стоят в сравне­нии с тою славою, которая откроется в нас» (Рим. 8, 18).

В этом аспекте объяснения ап. Павла действительно можно считать ответом новой религии на вопросы древнего «философа» Иова.

Репин

И.Репин «Иов и его друзья»

Вообще говоря, ряд черт в образе Иова являются прообразами нашего Спа­сителя Господа Иисуса Христа. Как же это объяснить? Объяснение найти нетрудно. Дело в том, что параллельно с образом Иова и на основе образа Иова в массовом религиозном сознании иудеев и особенно в ортодоксальной теоло­гии постепенно начинает «вызревать» образ невинно страдающего праведника. Откровения, получаемые пророками от Бога, постепенно всё больше «подпитывают» тот образ, который обрастает всё новыми подробностями и деталями.

Древние пророки Израиля, утешая свой народ в его великих страданиях, обещали, что Бог избранный народ в беде не оставит. В будущем Он пришлёт ему Спасителя – Мессию, который будет потомком царя Давида. И этот Мессия станет «судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого» (Ис. 11, 1-4). Дух пророческий дарует Мессии исключительные добродетели Его великих предков: мудрость Соломона, осторожность и храбрость Давида, видение и страх Господень праотцев и пророков Моисея, Иакова, Авраама (ст. 3). Тогда зло исчезнет на земле, и настанет царство мира и правды (Ис. 2, 11).

Книга пророка Исайи отличается такой силой и рельефностью образов, такой замечательной гармонией, каких не достиг ни один из авторов Ветхого Завета. Всё его творчество проникнуто высоким религиозным пафосом. На его душу неизгладимую печать положило пережитое в Храме в момент призвания, когда ему было дано Откровение о святости Бога и греховности человека. Его представлению о Боге присуще нечто торжественное, и в то же время потрясающее, вызывающее страх Божий. Бог есть Святый, Сильный, Крепкий, Царь. Человек – существо, осквернённое грехом, от которого Бог требует обращения, справедливого отношения к ближнему и не поклонения Ему – Бог требует верности; Исайя – пророк веры. Среди тяжёлых кризисов, пережитых Его народом, он призывает уповать только на Бога: это единственная возможность спасения. Он знает, что испытание будет суровым, но надеется, что сохранится «остаток», царём которого будет являться Мессия.

Данный через Откровение образ «Раба Яхве» поддержал иудеев в самые трудные для них времена, в вавилонском плену. Созданный аллегорический образ «Раба Яхве», т.е. Мессии, на Которого возложена Богом великая миссия быть Спасителем, сильнейшим образом воздействовала на умы людей на протяжении всей Библейской истории.

«Раб Яхве» должен был во исполнение своей миссии искупить грехи людей, отдав Себя на страдания и смерть, после того ему суждено было воскреснуть, и «воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его» (Ис. 53, 10).

Образ Мессии – Раба Яхве, несомненно, вошёл в унисон с вековыми надеждами и чаяниями страдающего народа – иудеев, которые только от Бога могли ожидать Спасителя и спасения.

страсти1

Тем самым в религиозном сознании народа была подготовлена почва для восприятия образа божественного страстотерпца и искупителя Иисуса Христа. Образ Иова в данном случае был тоже принят христианством как бы в качестве воплощения одного из аспектов образа Иисуса Христа – аспекта безграничного терпения в страданиях. Именно в этом аспекте Иов представлен в раннехристианской литературе: «В пример злострадания и долготерпения возьмите, братия мои, пророков, которые говорили именем Господним. Вот, мы ублажаем тех, которые терпели. Вы слышали о терпении Иова и видели конец оного от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен» (Иак. 5, 10-11). Иов назван рядом с Господом, т.е. с Христом, как пророк и великий святой, но терпение его только подчёркивает великий смысл жертвенной и спасительной кончины Иисуса Христа. Иов преображенный является как бы тенью Иисуса Христа. Две тысячи лет тому назад Христос обратился к страдающему человечеству с призывом: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас». И люди пошли за Христом. Тем более что в Новозаветную эпоху открылось Откровение о том, что Мессия не просто человек от Бога, а Богочеловек, Второе Лицо Пресвятой Троицы, Сын Божий, принявший в Свою ипостась человеческую природу. Ссылкой на Пс. 109 Иисус Христос Сам указывает на сверхчеловеческую природу Помазанника Божия, поэтому Давид, праотец Мессии по плоти, называет Его своим Господом (Мф. 22, 34-35). Фарисеи не могли возразить Ему, но тема Мессии является для них «камнем преткновения», они продолжали считать, что Мессия – только человек, что является доказательством их духовной слепоты и богоборчества.

Какой выбор сделает человечество, охваченное тревогой за свою судьбу и судьбу своей планеты? Будущее покажет. В конечном счёте и вера и разум человека должны победить и спасти это будущее для грядущих поколений, для всего человечества.