В преддверии Татьяниного дня собеседницей нашего корреспондента стала Татьяна Эксакусто — кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и безопасности жизнедеятельности ИТА ЮФУ (Инженерно-технологической академии Южного Федерального Университета), коуч, сертифицированный тренер.

— Татьяна Валентиновна! Вы защитили кандидатскую диссертацию еще на рубеже столетий. Чему она была посвящена?

— Я занималась коммуникативными барьерами, то есть психологическими трудностями в общении у людей с разными психофизиологическими особенностями, с различной межполушарной асимметрией мозга.

— А кого и как изучали?

— Я работала с менеджерами и банковскими работниками: с их согласия, а соглашались, конечно, не все, проводила наблюдения за ними в реальных условиях, вела видеозапись. Дополнительно проводила исследования психофизиологическими методами.

— И что же в результате выяснилось?

— Оказалось, что самые успешные менеджеры – амбидекстры – люди, у которых одновременно успешно функционируют оба полушария; соответственно, и моторные, и сенсорные, и психические функции, за которые отвечает каждое полушарие, у них развиты относительно равноценно. И эта равноценность приводит к успешности – и профессиональной, и коммуникативной.

— А в нынешней преподавательской работе Вам Ваше диссертационное исследование чем-нибудь помогает?

— Безусловно, я этими знаниями пользуюсь, хоть и опосредованно. Моя диссертация – на стыке социальной психологии и психофизиологии. Социальная психология – это как раз общение. Один из моих курсов – «Психология эффективного общения и группового взаимодействия». И остальные мои курсы посвящены психологии межличностных отношений, психологии общения, психологии малых групп.

— Ваши студенты – будущие инженеры и IT-специалисты?

— Не только. В состав ИТА ЮФУ входят четыре института, в том числе ИУЭС ЮФУ — Институт управления в экономических, экологических и социальных системах, а там учат менеджеров, экономистов и даже лингвистов.

— Насколько сейчас Ваши курсы и вообще психология востребованы студентами?

— Мои курсы входят в модуль университетской академической мобильности (МУАМ). Студенты в процессе учебы получают различные компетенции. Hard skills (с англ. «жесткие навыки») — жесткие компетенции, непосредственно связанные с будущей профессиональной деятельностью. Soft skills – так называемые мягкие компетенции — универсальные социально-психологические качества, которые к профессии не имеют прямого отношения, но необходимы человеку в жизни, в том числе в работе. Soft skills – это умения человека общаться, работать в команде, принимать решения, брать на себя ответственность; высокий уровень эмоционального и социального интеллекта; развитые творческие способности. Эти качества могут зависеть от характера человека, но могут и приобретаться в процессе работы над собой. Так вот, МУАМ развивает Soft skills. В этом модуле студентам предлагается ряд курсов и дается право выбора. В этом учебном году на наш курс «Психология эффективного общения и группового взаимодействия» записалось около 200 студентов. Для сравнения: в прошлом было 75.

— Татьяна Валентиновна! Вы преподаете уже не первый год. По Вашим наблюдениям, студенты меняются?

— Явно. У нынешних студентов очень слабо развит эмоциональный интеллект. Они не умеют распознавать эмоции не только других людей, но даже свои собственные. Причина – в том, что они практически не вовлечены в реальное общение. Общаются через социальные сети – даже когда находятся рядом друг с другом. Так что чувства «не включаются».

Лицом к лицу лица не увидать… Ибо в руках – смартфоны.

— Печально…

— Но есть и «плюсы»! Нынешние студенты стали более амбициозными – в хорошем смысле этого слова: они стремятся к успеху, к самореализации.  Они – целеустремленные, эрудированные, разнонаправленные, разносторонние. Они иногда задают мне такие вопросы, которыми ставят в тупик – потому что я еще не успела овладеть соответствующей информацией. Некоторые мои студенты-айтишники самостоятельно осваивают новые психотехнологии, которые еще только появляются в психологической практике.

— Что бы Вы пожелали студентам – своим и вообще всем?

— Чтоб они смогли добиться поставленных целей, осуществить свои мечты, реализовать свои планы, чтоб они были в своем собственном понимании, восприятии себя успешными, счастливыми.

Антон Сахновский.

Фото автора.