Сегодня исполняется 175 лет со дня рождения Виктора Михайловича Васнецова (1848-1926), русского художника-живописца и архитектора.

Виктор Васнецов родился 15 мая 1848 года в семье потомственного православного священника Михаила Васильевича Васнецова из древнего вятского рода Васнецовых. Принадлежность к священническому сословию в дореволюционной России предполагала, что и Виктор станет священником. Он окончил духовное училище, продолжил учебу в духовной семинарии. Но художник, росший в нём, заложенные Богом таланты изменили предписанный жизненный сценарий.

Он становится выдающимся мастером исторической и фольклорной живописи, создателем нового направления в искусстве, основанного на народных, национальных традициях. Раскрывает свои таланты также и в театральной декорации, архитектуре, прикладном искусстве, к которым обращается в Абрамцевском кружке. Оказывается основоположником «неорусского стиля» в архитектуре. Создает книжные иллюстрации, в частности, к «Слову о полку Игореве».

По его проектам возводятся православные храмы; он занимается росписью храмов, например, Владимирского собора в Киеве; создает иконостасы, эскизы для мозаичных изображений…

В 1912 году Васнецову были пожалованы гражданский чин действительного статского советника и «дворянское Российской империи достоинство со всем нисходящим потомством». До революций 1917-го оставалось 5 лет…

В 1915 году Васнецов участвовал в создании Общества возрождения художественной Руси…

После 1917-го Васнецов продолжал создавать картины, в которых за народными сказочными образами потаённо сохранялась та Православная Русь, которая в реальной действительности была утеряна.

В Таганроге Васнецов, судя по всему, никогда не был, но таганрожцы и гости нашего города имеют счастливую возможность познакомиться с его творчеством.

В экспозиции «Золотые имена Серебряного века», которая развёрнута в новом корпусе Таганрогского художественного музея (пер. Лермонтовский, 22), представлены две акварели кисти Васнецова, обе выполнены в 1919 году. Это – «Царевна-Несмеяна» и «Сирин и Алконост».

Сюжет «Царевны-Несмеяны» занимал художника и вдохновлял на создание новых вариантов картины. В нашем музее сюжет развился в образ Царевны-Несмеяны, сидящей в своей светелке у ларца с украшениями и любующейся собой в зеркальце. Она оценивает себя, ее фигура полна достоинства и грации. Царевна в ожидании жениха под стать своей чистой и доброй натуре предстает как символ чистой души.

Акварель «Сирин и Алконост» — повторение ранее написанной Васнецовым живописной работы. Сирин и Алконост – два неразлучных символа, пара противоположностей. Горе и радость, несчастье и счастье, черное и белое… На картине Васнецова эти мифические девы-птицы похожи, как двойники, и, одновременно с этим, совершенно разные. Сирин – черная вестница печали, тоски по утерянному раю. Имя «Сирин» для нас прозрачно — вспомним сирен древнегреческой мифологии. Алконост – светлый вестник радости и наслаждений.  Само слово — от греческого ἀλκυών, «зимородок».

Согласно славянским поверьям, обе птицы прилетают в сад накануне яблочного Спаса. Сирин оплакивает уходящее лето, Алконост наделяет плоды магическими, лечебными свойствами. В русском народном творчестве: лубках, на деревянной домашней утвари, прялках, дверцах шкафов – Сирин и Алконост были традиционным сюжетом изображения.

Васнецов создает удивительно яркие и красочные образы мифических райских птиц. Если у Сирина черное оперение, изможденное бледное лицо, полные слез глаза в черных глазницах, закрывающиеся крылья, то у Алконоста светлое оперение, румяное лицо, раскрывающиеся крылья. Сирин завершает старое, Алконост – начинает новое. Ветки, на которых сидят девы-птицы, растут из одного дерева на одном уровне, однако по разные стороны от ствола. Слева, а эта сторона у славян всегда была «дурной», но связанной с сердцем, расположилось воплощение печали и увядания. Справа, с хорошей стороны, воплощение надежды, радости и наслаждения.

Фоном для картины стал утреннее оранжевое небо. Светлую птицу освещает солнце, темная, напротив, укрывается от наступающей зари. Сирин обращен в прошлое, Алконост весь в будущем. Обе девы-птицы едины и неделимы — вечные спутники жизни каждого человека, способные умерить слишком сильную радость, облегчить неподъемное горе. Великая гармония жизни.

У посетителей музея есть возможность познакомиться и с посвященной жизни и творчеству Виктора Васнецова, богато иллюстрированной его произведениями программой, демонстрируемой на экране мультимедийного информационного киоска.

Исторический центр Таганрога – музей под открытым небом. И в этом тоже есть лепта Васнецова. Одну из его работ можно увидеть прямо на улице. Фасад знаменитого в городе доме Шаронова, самого красивого в Ростовской области здания в стиле модерн, где располагается музей «Градостроительство и быт г. Таганрога», украшен майоликой, демонстрирующей сечу между немецкими рыцарями и древнерусскими воинами. Известны три сохранившихся таких изображения на керамике, изготовленные по рисунку Васнецова, но каждое неповторимо: у них – разные цветовые гаммы. Два других – в Москве, на высоте 5-го этажа. Нам, таганрожцам, повезло: нам легче рассмотреть эту красоту, изображающую бойню. Дом Шаронова строился незадолго до Первой мировой войны, революций, гражданской войны…

Многие считают, что другая майолика на этом же фасаде, с отплывающими ладьями, выполнена по эскизу Николая Рериха. Это – заблуждение: Рерих с Мамонтовым и с Абрамцевским кружком не связан. Возможно, что и ладьи – дело рук Васнецова. Но это пока – только предположение.

Антон САХНОВСКИЙ.

Фото автора и предоставленные музеями