За две недели до Пасхи, 14 апреля, в городском доме культуры прозвучит оратория  митрополита Илариона (Алфеева) – монументальное произведение для солистов, хора и оркестра, написанное на тексты православных богослужений Страстной седмицы. Эмоциональная насыщенность, духовная глубина, красота музыкальной интонации делают его уникальным явлением в истории современного музыкального искусства. В ГДК оратория прозвучит в исполнении муниципальных коллективов Таганрога – Камерного оркестра и Камерного хора «Лик». Дирижёр – Алексей Викторович Логинов – художественный руководитель и директор хора «Лик», доцент кафедры хорового дирижирования Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова, преподаватель Таганрогского музыкального колледжа, председатель филиала Всероссийского хорового общества в Ростовской области. Предлагаем вашему вниманию интервью с Алексеем Логиновым.

Алексей Логинов

— Алексей Викторович! Расскажете, как это произведение появилось в репертуаре коллектива?

— В 2012 году вышел фильм Павла Лунгина «Дирижёр»: я увидел его на кинофестивале, который проходил в Таганроге. Особенно запала в душу музыка из киноленты – это были «Страсти по Матфею» митрополита Илариона (Алфеева). Я нашёл эту музыку, прослушал в разных исполнениях и предложил взять ее в качестве государственной программы по дирижированию выпускнику консерватории Денису Листопадову, который собирался защищаться на Камерном хоре «Лик», ему эта музыка тоже очень понравилась, и он согласился.

— Автор знал об этом вашем решении?

— Более того. Нот в свободной продаже не было, достать я их нигде не мог. И мы написали митрополиту Илариону письмо с просьбой поделиться с нами нотами. Он любезно выслал нам всю партитуру. Но не все номера цикла мы смогли исполнить; надо было попасть в определённые временные рамки, чтобы произведение не выходило за пределы одного отделения концертной программы Пасхального фестиваля.

— Когда и где прошла премьера?

— Премьера состоялась весной 2013 года в Городском доме культуры в рамках Пасхального хорового фестиваля. Второй концерт – уже собственно государственный экзамен – мы провели во Дворце Алфераки. После этого концерта осталась хорошая запись, которую мы осмелились отправить митрополиту Илариону. В ответ мы получили от него самые тёплые слова, подтверждённые благодарственным письмом, чем, конечно, очень гордимся.

— Когда оратория исполнялась в столице, текст Евангелия читал сам автор, владыка Иларион. А кто был чтецом в Таганроге?

— Иерей Андрей Пятницкий из Крестовоздвиженского храма села Троицкое.

— За минувшие шесть лет в Ростовской области это произведение кем-нибудь ещё исполнялось?

— Нет. Мы пока единственные исполнители. И здесь всё очень просто объясняется. В Ростовской филармонии, к сожалению, нет своего хора. Единственный профессиональный хор в Ростове – в Музыкальном театре, но он практически исключительно завязан на спектаклях.

— Духовная музыка нелегка в исполнении. Какое место она занимает в репертуаре хора «Лик»?

— Хор «Лик» был создан в 1990 году Валерием Русановым как Хор духовной музыки. Об этом говорит само название коллектива. Изначально «Лик» исполнял самую разную духовную музыку: это были хоровые концерты Дмитрия Бортнянского, духовные произведения Павла Чеснокова и Виктора Калинникова, на тот момент ещё малораспространенная духовная музыка Георгия Свиридова. И сегодня духовная музыка составляет основу репертуара. Когда-то мы делали даже целый цикл тематических концертов духовной музыки для школьников.

Если оглянуться назад, можно назвать много крупных проектов. Например, в 2005 году мы исполнили «Всенощное бдение» Рахманинова, потом — совместно с ростовским хором «Певчие Тихого Дона», группой солистов из ансамбля СКВО (художественный руководитель – Виктор Гончаров), хором Таганрогского пединститута (художественный руководитель – Маргарита Кревсун) – «Литургию» Сергея Рахманинова. Три года назад мы исполнили «Литургию Иоанна Златоуста» Павла Чеснокова: весь цикл, с возглашениями, которые произносил настоятель Крестовоздвиженского храма села Троицкое протоиерей Владимир Катаев. Мы с ним определялись, какие возглашения можно давать на светском концерте, какие нет.

Афиша _ Страсти по Матфею

В прошлом году, в рамках своего 25-летнего юбилея, наш хор совместно с муниципальным Камерным оркестром и артистами муниципального Духового оркестра исполнил «Мессу мира» Карла Дженкинса: в рамках Таганрога нам удалось создать подобие симфонического оркестра. Проект оказался очень удачным. И мы с Александром Николаевичем Гуревичем договорились продолжать творческое сотрудничество. И вот продолжение: в этот Великий пост решили вновь исполнить «Страсти по Матфею».

— Кто солирует?

— Солистка Ростовской областной филармонии Гаянэ Джаникян,

преподаватели Таганрогского музыкального колледжа Вера Тарехова и Александр Бакаев.

— А кто будет чтецом?

— Текст Евангелия будет читать клирик кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы Ростова-на-Дону протодиакон Владимир Зубрицкий. Он – регент хора духовенства Ростовской епархии. В кафедральном соборе служит с нашим владыкой. Очень трудно заполучить человека такого ранга и уровня. За разрешением о его участии пришлось обращаться к митрополиту Меркурию, который дал положительный ответ и благословил на исполнение цикла.

— Церковные хоры храмов Таганрогского благочиния так хорошо звучат в том числе благодаря тому, что в них поют артисты хора «Лик»?

— И не только Таганрогского благочиния, но и Ростова: почти четверть состава нашего хора – ростовчане.

— А вы, Алексей Викторович, сами в церковном хоре пели?

— Одно время и регентовал. Моё творческое становление во многом было связано с церковным пением. На втором курсе музыкального училища, это был 90-й год, я уже пел в Свято-Георгиевском храме на Чугунном. Потом перешёл в храм Рождества Пресвятой Богородицы к отцу Иоанну Кудричу. Довольно долго пел в Свято-Никольской церкви. А дольше всего – в Крестовоздвиженском храме села Троицкое у отца Владимира Катаева.

— Спасибо вам за интервью, сил вам, вдохновения, а главное – помощи Божьей.

Беседовал Антон САХНОВСКИЙ

Справка.

Автор оратории «Страсти по Матфею» – митрополит Волоколамский Иларион (мирское имя: Григорий Валерьевич Алфеев) – выдающийся современный богослов, патролог, церковный историк, педагог и композитор. Родился в Москве 24 июля 1966 года. В 1987 году, после демобилизации из рядов Вооружённых Сил СССР, по собственному желанию оставил учёбу в консерватории, поступил в Виленскую Свято-Духову обитель, принял монашеский постриг с наречением имени Иларион.

митрополит Иларион_7

«Страсти по Матфею» написал в 2006 году в Вене, будучи епископом Венским и Австрийским. Впервые произведение прозвучало 27 марта 2007 году в Москве; через день – в Риме.

Название произведения совпадает с известным сочинением Баха, но его музыкальный язык иной. Эмоциональный элемент человеческих страданий, который подчёркивает католическая традиция, здесь не является главным. Молитвенное сопереживание страдающему Спасителю и духовное осмысление крестной смерти Богочеловека – в этом заключается внутреннее содержание музыки, отражающей православное прочтение истории страданий Иисуса Христа.