На Афоне говорят, что в девятнадцатом веке славяне дали миру святого Серафима Саровского, а в двадцатом – святого Силуана Афонского. Старец Силуан умер в 1938 году, и с той поры всемирно известен и всемирно почитается. Его единственную книгу «Писанья старца Силуана» в Греции зовут «Новым Добротолюбием». Велика была благодать этого святого и она передаётся через его писания, сразу согревая душу Святым Духом. Читать его – утешение и великая радость.

Сама его жизнь – есть чудесная повесть о жизни духовной, о том, что человек не сразу становится святым, а через особый труд над собой. В этот труд над собой входит постоянная борьба с помыслами, то есть вглядывание вглубь себя и различение мыслей приходящих в сердце – от Бога ли они? Но к такому деланию святой Силуан приходит тоже не сразу. Старец – свидетель и причастник благодати.

У древних индейцев есть такое выражение: «Нежно ходить по земле». Это выражение в полной мере подходит к святому Силуану, который жалел весь мир и обо всём мире плакал.

14

Если мы хотим узнать и почувствовать – каков Бог, то нам надо читать «Писанья старца Силуана», потому что мы через них Бога ощутим и переживём как реальность нашей жизни и свет.

То, что не смотря на засилье в храмах людей, несущих в себе искаженность восприятия Бога, мира, веры и своего назначения, да ещё и довольствующихся этой искаженнностью, церковь из века в век ориентируется на настоящий Дух, и, что в конце концов правым признаётся лёгкий, свободный, культурный, творческий, чистый Старец Зосима из «Братьев Карамазовых», а не тяжеловесный, строгий, дикий формалист Ферапонт – это, конечно же, – очень много говорит о божественном происхождении и водительстве церкви.

prepodobnyj-siluan-afonskij-kak-prorok-i-bogoslov_8

Так и святой Силуан Афонский – человек тайно молящийся за весь мир, подвергающийся насмешкам и непониманию от монахов своего же монастыря, но именно к нему приходят учиться чистые сердцем, и среди них чудесный Софроний Сахаров. Им восхищаются подлинные подвижники, ему святой Николай Сербский адресует слова: «Велик Старец – велика и книга о нём. И читая книгу «Старец Силуан» в православие обращаются даже католики и протестанты, различая в церкви её красоту, а не её «Тёмного двойника» столь часто бросающегося в глаза.

Ведь всё, что от Бога, всегда являет себя в красоте, и это касается и стихов и сердца.

Ниже приведём удивительные воспоминания Николая Сербского о Силуане Афонском:

«Об этом дивном монахе можно сказать лишь одно — сладостная душа. Сладостность этой души ощутил не только я, но всякий паломник Святой Горы, который общался с ним.

Силуан был высоким, крупным, с большой черной бородой, и своим внешним видом не сразу привлекал незнакомого человека. Но одного разговора с ним было достаточно, чтобы человек его полюбил. «Господь нас неизреченно любит», — говорил каждому отец Силуан. И при этих словах глаза его всегда наполнялись слезами. Они были красны от слез.

Больше всего он говорил о любви Божией к людям. Когда кто-нибудь жаловался ему на свою скорбь либо искушение, Силуан утешал и подбадривал его словами о любви Божией. «Знает Господь, что ты страдаешь, но Его любовь согреет тебя, как солнце греет землю. Не бойся, это для твоего же блага». Он не был строг к чужим грехам, как бы велики они ни были. Он говорил о безмерной любви Божией к грешнику, и приводил грешного человека к тому, чтобы тот сам себя строго осудил.

«Если бы мы перестали роптать на Бога, то не стали бы осуждать и Его творения, в особенности людей», — говорил Силуан, и глаза его наполнялись слезами. «Но мы ропщем на Него за все тяготы жизни, а потому осуждаем и Его творения. Мы ропщем на Бога, потому что не чувствуем Его любви. Так и со мною было. Шел я однажды из монастыря в Дафни. Сбился с пути и заблудился в самшитовых кустах. Темнота покрыла землю. Я разозлился. И прежде всего рассердился на Бога и крикнул: „Господи, разве Ты не видишь, что я заблудился и пропадаю. Спаси меня!“ И вдруг услышал голос: „Иди все время направо!“ Душа затрепетала во мне. Нигде ни души. Я пошел и шел увсе время направо, пока не вышел к дафни. Всю ту ночь я проплакал. Ощутил тогда я живое присутствие Бога и испытал Его любовь ко мне недостойному. С этого времени не дал я уже ничему встать между мною и любовью Божией».

Еще рассказывал нам Силуан об одном молодом человеке, школьнике, который пришел на Святую Гору «искать Бога». Он не сказал игумену, что не верит в Бога, а только о своем желании остаться на несколько месяцев в монастыре ради отдыха и духовной пользы. Игумен передал его одному духовнику для попечения. Юноша сразу сказал священнику на исповеди, что он не верит в Бога и пришел на Святую Гору в поисках Бога. Духовник рассердился и начал кричать на молодого человека, как страшно не верить в Бога Творца и что безбожникам не место в монастыре. Юноша приготовился покинуть монастырь. Но тут его встретил отец Силуан и стал с ним разговаривать. Молодой человек поведал ему о своих муках и о том, что привело его на Святую Гору. Отец Силуан очень доброжелательно ответил ему: «Это не страшно. Так обычно бывает с молодыми людьми. Это и со мной было. В юности я колебался, сомневался, но любовь Божия просветила мой ум и умягчила сердце. Бог тебя знает, видит и безмерно любит. Со временем ты это почувствуешь. Так и со мной было». После этого разговора начала крепнуть у юноши вера в Бога».

Я знаю людей, которые обратились к Богу и Православию только потому, что прочитали книгу «Старец Силуан», и ощутили явный свет сходящий с её страниц на душу.
Даже Николай Сербский удивлённого замечал, что читая Симеона Нового Богослова он печалится, потому что Симеон сразу зовёт к небывалой высоте сердца, а читая Силуана он согревается милостью Господней и чувствует, что любой желающий Бога может взойти к Нему на высоту.

2_920e7382d7a88d0e3acff2b0b4df1597

Одна современная девушка, моя студентка, когда только начинала присматриваться к церкви, просила свою подругу дать ей прочесть книгу Старца Софрония Сахарова о святом Силуане Афонском. Просить пришлось долго, так как воцерковлённая подруга долго отказывалась, считая, что та девушка ничего не поймёт в книге, потому что только начинает свой церковный путь. Но когда она всё же дала ей книгу, девушка поняла гораздо больше, чем смыслы слов — она вдруг увидела, что на всё творение и всех людей нужно смотреть только через милость, потому, что только так на нас всех смотрит Бог. Тогда ей по новому открылись слова из известного чеховского рассказа, где священник говорит человеку, обвинявшему близкого родственника: «У него ругателей и без тебя найдётся, а ты бы жалетеля хоть одного поискал!» Так писания Силуана настроили девушку на святоотеческий лад и помогли ей обрести тот образ мыслей, который так редко встречается на земле и даже и в самой церкви.


Старец Силуан был из тех, кто учил духовной свободе, когда мы сами ответственны за тот путь, который выбираем, а Господь всегда остаётся на нашей стороне, даже если мы ещё не знаем Его.


До тех пор, пока человек не переживёт на опыте, что Бог никогда не отнимает у него свободы и выбора, это заявление кажется ему просто красивыми словами, ведь люди медленно учатся доверять Богу.. А, между тем, за ними стоит бытийная реальность отношения Неба к человеку. Христос никогда и ни в чём не принуждал учеников и не вынуждал их. Он возводил их на новую высоту, но делал это образом наиболее соприродным душе каждого из них.

Подобным образом поступает и опытный духовник, такой как Старец Силуан Афонский. Можно вспомнить и как Старец Иоанн Крестьянкин много говорил о том, что и древние старцы ни в чём не сковывали свободы ученика, но только решали хорошо или плохо то, чего ученик сейчас хочет и о чём он думает, и пришло ли время для исполнения того, что он хочет.

Был случай, когда будущий старец Иоанн Миронов пришел после окончания духовной академии к лаврскому старцу и спросил волю Божью о себе. Лаврский Старец ответил, что воля Божия Иоанну быть епископом. Тот взмолился, что хочет быть женатым. На что старец отвечал, что тогда Иоанн сменит много приходов. И, действительно, в жизни старец Иоанн Миронов сменил около 20 храмов. Но для нас этот случай важен ещё и тем, что Бог (!!!) послушался воли человека и исполнил её. Быть может, именно созерцая необыкновенное Христово внимание к нам новомученик Василий Росляков восклицал: «Если б вы знали, какой прекрасный и милостивый у нас Господь!».


Духовная свобода необходима не только между наставником и учеником, но и для отношений вообще. Она возможна только тогда, когда один человек воспринимает другого, как святыню.


Знаю случай, когда некий служитель церкви в течении долгого времени утешал одну девушку, у которой были проблемы в отношении с родственниками. Когда же её жизнь наладилась, она сказала, что больше не желает с ним общаться, так как всё внимание она теперь посвятит своей семье и будет как можно меньше разговаривать с людьми вообще. Служитель церкви считал эту девушку своим другом, и ему было больно узнать о её решении не общаться. Но он принял это её решение, так как был уверен, что отношения должны развиваться в свободе, и нельзя принуждать другого человека к дружбе. А спустя время, когда девушке снова понадобились духовные советы, их добрая дружба возобновилась.

Кадр из кинофильма "Водный мир"

Кадр из кинофильма «Водный мир»

Наглядным примером такого высокого отношения может служить эпизод из американского фантастического фильма «Водный мир». В нём герой спасает некую девушку и забирает её с собой в путешествие по морю. Она относится к нему равнодушно и неблагодарно, но хочет, так сказать, расквитаться. И она предлагает стать его девушкой, не имея к нему никаких чувств. Вопреки ожиданиям герой отказывается. В конце фильма девушка всё же полюбила его, и, перед свадьбой, задаёт вопрос: «Почему ты отказался тогда, когда я предлагала тебе быть с тобой?». И герой отвечает ей так: «Потому, что ты не хотела».

Это и есть образ духовной свободы, которая необходима для всяких отношений: и дружеских и духовнических. Даже более того, настоящего христианина и духовника можно узнать по тому, что он никак не покушается на свободу другого человека. Он ощущает таинство души другого и любит его. А, только тот, кто любит, не покушается на нашу свободу.
Помню, как, когда я был сторожем в храме, я должен был почистить снег во дворе. Но я поленился и оставил всё как есть. Когда же священник вышел и увидел, что снег всё ещё лежит, он очень огорчился, так как не мог из-за снега выехать на машине из храмового двора. Но он не стал меня ругать, а, молча взял лопату, и к моему удивлению вычистил двор от снега. И это молчаливое уважение даже к моему проявлению лени учило меня трудолюбию больше, чем любая нотация или приказ…

И другое, чему учит Старец Силуан – это то, что молитва с жалостью о ком-то грустном никогда не останется без ответа.
Вот как говорит Силуан:

«Раньше я думал, что Господь творит чудеса только по молитвам святых, но теперь узнал, что и грешнику сотворит Господь чудо, как только смирится душа его, ибо когда человек научится смирению, тогда Господь слушает его молитвы».

И, разъясняя эти слова, Силуан говорит так же:

« И когда хочет Господь кого-нибудь помиловать, то внушает другим желание за него молиться, и помогает в этой молитве. Поэтому должно знать, что когда приходит желание молиться за кого-либо, то это значит, что Сам Господь хочет помиловать ту душу и милостиво слушает твои молитвы. Господь хочет, чтобы все спаслись и вечно были с Ним, и потому слушает молитвы грешного человека, ради пользы других, или самого того, кто молится».

И тогда, если нам и вправду жалко кого-то, – Бог входит в ситуацию того, кому больно и о ком мы просим – и творит чудо исцеления его жизни и сердца. Потому что чудо, как писал сказочник Евгений Шварц, возможно там, где есть сострадание, а сострадание – это ни что иное, как когда чужая боль становится своей. И тогда Бог считает Себя обязанным вмешаться в происходящее с нами и «Отпустить измученных на свободу» (Лк 4:18), даровав нам радость видеть мир и нашу жизнь как лежащие в Его внимании и заботе. Ведь, по слову Антония Сурожского – слишком разные вещи: знать, что Бог везде и – позвать Его туда, где мы очень хотим, чтоб Он был…

Быть может, кто-то скажет, что такое чудо под силу только святому старцу. Но вот, что было и чему я был свидетелем. Однажды мне стало очень печально и грустно, а было поздно, и я никому не мог позвонить без опаски разбудить людей. Оставалось только мучиться от тяжких мыслей и одиночества. И, внезапно, моя светлая и добрая подруга (Моя будущая жена) позвонила мне и сказала: «Как ты? Я чувствую, что тебе плохо и звоню утешить тебя…». Но кто подсказал ей тогда, что мне была нужна помощь? Никто, только любовь, которая, по слову Данте «движет солнце и светила» и дарует нам вдохновение жить…

Артём Перлик

Автор Артём Перлик