Названный так творческий коллектив появился на свет в январе; и уже успел покорить и Таганрог, и Новочеркасск, и Ростов-на-Дону.

Создатель и руководитель ансамбля – заведующий струнно-смычковым отделением Таганрогского музыкального колледжа Павел Ярославович Петров. Сам он родился и вырос в Ростове, где окончил музыкальную школу имени Михаила Фабиановича Гнесина, класс Галины Николаевны Багдыковой; Ростовское училище искусств; Ростовскую консерваторию имени Сергея Васильевича Рахманинова. В консерватории учителем Павла Петрова стал профессор Соломон Борисович Куцовский — ученик Петра Соломоновича Столярского, основавшего в Одессе в 1933 году первую в СССР специализированную музыкальную школу для одаренных детей (среди учеников Столярского — Давид Федорович Ойстрах — первая скрипка Советского Союза).

4 ноября класс Павла Петрова побывал в первой и последней в минувшем ковидном году гастрольной поездке. В Ростове-на-Дону Павел Ярославович и его ученики приняли участие в концерте «Музыкальное приношение нахичеванской династии Багдыковых», который проходил в концертном зале Областного краеведческого музея. Организатор и ведущая концерта, профессор консерватории Наталия Алексеевна Мещерякова, оценив достойный уровень юных скрипачей из Таганрога, предложила Петрову выступить в областном центре самостоятельно – силами своего класса.

«Скрипачи родины Чехова» свою программу начали готовить 6 января. Дебют состоялся 16 января в концертном зале Областного краеведческого музея. После чего прошли еще три концерта в Таганроге: в Чеховской гимназии, в новом здании Художественного музея и в музыкальном колледже.

После выступления в музыкальном колледже Павел Ярославович Петров рассказал «Таганрогской правде» о системе Столярского; о том, как он её использует в современных условиях; о музыкальных особенностях родины Чехова.

— Столярский считал, что дети в ансамбле должны уметь играть в унисон. Наши дети – умеют: вы в этом сегодня сами убедились, — без ложной скромности признал маэстро. — В сольном репертуаре главное – работа над звуком. На скрипку стараются брать детей с особенно тонким слухом. Чтобы ребенок мог повторить звучание, тембр струны. У скрипача должна быть особая нервная система. Очень важно научить его слушать самого себя со стороны. После того, как он этому научится, — весь процесс обучение начинает идти гораздо быстрее. Не так, чтобы педагог подсказывал: «Выше-ниже». Я этим вообще не занимаюсь: это – «сизифов труд». Можно и нужно «поставить» руки. Остальное – это приспособляемость человека, который берет в руки инородные тела. Я разделяю мнение педагога нашего отделения Натальи Константиновны Бронзовой, которая говорит, что мы, по сути дела, играем одновременно на двух инструментах: смычок – это тоже инструмент. И нужно приловчиться. В ХХ веке была десятка выдающихся скрипачей. Сейчас можно поставить их записи, — и эти музыканты узнаваемы. Нынешних замечательных, самых известных скрипачей узнать практически невозможно. Ицхак Перлман в интервью сказал: «Три года я «болел» Ойстрахом, потом пять лет – Хейфецом.» Нужно «заболеть» звуком! И не бояться подражать! Но подражать выдающимся музыкантам. Все дети, которые сегодня выходили на сцену, подвержены этой «заразе».

Слева направо: Владислава Ключникова, Александр Жуков, Алёна Садовая, Елизавета Кораблёва, концертмейстер Елена Александровна Бурова, Матвей Труфанов, Павел Ярославович Петров, Елизавета Канча, Арам Кардашян, Гордиан Фоменко и Георгий Регетти.

Как отметил педагог, игра в ансамбле не входит в учебную программу колледжа:

— Есть оркестр, который ведет Николай Николаевич Шмелев. Наш ансамбль – наш эксперимент, наша инициатива. Говорят, инициатива наказуема. Но, судя по тому, как нас принимают, наказывать нас, думаю, не за что.

Из четырех данных концертов самым важным был состоявшийся в музыкальном колледже. По единодушному мнению, он удался.

— Сегодня было неподдельное волнение, — признался музыкант. — Потому что эта сцена – очень ответственная. Зал здесь – благодатный. И благодарный. Когда есть, за что благодарить. Публика, которая собирается в этом зале, это – профессиональные музыканты. Таганрог вообще – особенный город: мне есть, с чем сравнивать.

До приезда в Таганрог Павел Петров проживал и работал в Ростове и Новочеркасске. В его переезде в наш город немалую роль сыграла таганрогская пианистка Юганда Авакова, преподаватель и концертмейстер музыкальной школы им. П. И. Чайковского.

— Меня здесь принял на работу директор школы имени Чайковского Виктор Федорович Скворцов, — делится Павел Ярославович Петров. – Я ему очень благодарен. Благодаря Виктору Федоровичу я стал таганрожцем. То, что я работал в этой легендарной школе, для меня – великая честь. Эта школа не просто – из числа старейших во всей стране. Она – одна из лучших в России; а то, что лучшая в Ростовской области, — признано на всех уровнях. В том, что это действительно так, я убедился на первом же концерте преподавателей.

После серии таганрогских концертов «Скрипачи родины Чехова» покорили Новочеркасск: знакомство с ними жителей казачьей столицы состоялось 21 февраля в центральной городской библиотеке имени Пушкина, зал аплодировал стоя. «На бис» таганрогский коллектив приглашен Управлением культуры Администрации города Новочеркасска – на День работников культуры, 25 марта.

До этого, 7 марта, таганрогский ансамбль скрипачей даст очередной концерт в Чеховской гимназии (в Литературном музее А.П. Чехова).

По словам создателя ансамбля «Скрипачи родины Чехова», его консерваторский учитель, профессор Куцовский, говорил: «Играть нужно убедительно». Ученики Петрова этот завет выполняют.

В ближайшее воскресенье, 28 февраля, в Ростове состоится международный конкурс «Вдохновение», на который приглашены и ученики Павла Ярославовича Петрова. Пожелаем им вдохновения и удачи! И убедительности!

Владимир ПРОЗОРОВСКИЙ

Фото автора и из свободных источников.

На фото: «Скрипачи родины Чехова». Наряду со студентами среди них – школьники, которые проходят обучение одновременно со студентами – по курсу «Педагогическая практика».