3 апреля (по новому стилю) в Таганроге в 1855 г. (по иным сведениям, в 1853 г.) в купеческой семье греков, родился художник Дмитрий Минаевич Синоди-Попов.

Автопортрет

Мастерская Дмитрия Минаевича была в родном доме на ул. Греческой № 70 (ныне № 84), в нижнем этаже теневой стороны. Художник часто приводил сюда позировать «всякий сброд», что возмущало его родственников, усиливало напряжение в отношениях. Дмитрий Минаевич не вписывался в круг таганрогских греков, не лестно изображённых Николаем Щербиной в одноимённом стихотворении («Таганрогским грекам»), «где одним расчётом живут корыстные умы».

Фактически через дорогу от мастерской Дмитрия Минаевича был клуб Общественного собрания, в котором, судя по наброскам и рисункам, художник находил не мало объектов натуры для своих работ. Например, сцена с шахматной доской в клубе запечатлела интересный персонаж нашего города, очень похожий на Павла Петровича Филевского.

Игра в шахматы. Конец 19в.

Портретное мастерство Синоди-Попова достигло весьма больших высот. Широко известен портрет С.И. Блонской, выставленный в Парижском салоне с большим успехом. Ему удавались различные персонажи, наследие Дмитрия Минаевича хранит большое количество карандашных портретов разных возрастов и социальных групп старого мира.

Портрет неизвестного господина.

Есть в коллекции Таганрогского Художественного музея и портреты работы нашего мастера, изображающие известных таганрожцев: врача Дивариса, скульптора Егорова, доктора Малаксианова, греческого поэта Параско, Степанькова, Перистиани, рисующих Сазикова и Кристалевского, отца художника за роялем и др.

Портрет бритого мальчика.

Картины, рисунки и наброски нашего замечательного художника, это бытовые зарисовки, дополняющие наши знания об ушедшем времени и его буднях: рисунок «В порту», «В театре», «Полотёры», «Дворик», изображённые рыбаки, женщины за шитьём, со ступой, сеющая муку, девочка на прогулке, мужчины и женщины, играющие на фортепиано – художественные свидетельства прошлого.

 

Помимо виртуозных портретов и бытовых сцен, Синоди-Попов стремился передать на полотно все оттенки нашего моря при разном освещении.

Среди рисунков и картин Дмитрия Минаевича можно увидеть, что было на месте сегодняшней улицы Дзержинского («Почтовый тракт на Ростов близ Дубков и Солдатского сада»), каким был порт, гавань, суда и, конечно, «Каток в Городском саду» (1870-90 гг.)

Считается, что Дмитрий Синоди-Попов – первый художник, изобразивший конкурентку Одесской лестнице, нашу Каменку («Вид на море», «Каменная лестница»), при этом только что в 1879 г. впервые озеленённую.

В годы жития Дмитрия Минаевича, как известно, возводили храм во имя Святых первоверховных апостолов Петра и Павла, шли доработки в Митрофаньевском соборе. Можно предположить, что Дмитрий Минаевич не остался в стороне от этих событий, ибо в его наследии сохранилось большое количество набросков к росписи сводчатых стен:

Колесница. Набросок.

Сохранилось богатое наследие карандашных набросков Дмитрия Минаевича на библейскую тему: Архангел Михаил, Богоматерь с младенцем, Христос, В Сионской горнице, Воскрешение из мёртвых, Чудо исцеления, Взятие Христа под стражу, Христос в терновом венце и Пилат, Голгофа, Снятие с креста, фигуры Евангелистов. Есть мнение, что две иконы кисти Дмитрия Синоди-Попова некогда находились в Успенском соборе.

Христос. Набросок.

Дмитрий Синоди-Попов получил наследство и уехал в Ригу, потом в Париж, там участвовал в художественных выставках. Неожиданная смерть прервала его творчество. Брат пытался вернуть картины из Франции домой, но лучшее, по его словам, осталось в Париже.

Чудо воскрешения из мертвых.

Газета «Приазовский край» 11 февраля 1910 г. писала: «Долго бился этот талантливый человек у нас здесь на родине, работал, изучал, но, как известно, таланты на родине признаются только тогда, когда о них прошумят где-либо в другом месте. Уехав несколько лет назад в Париж, покойный выставлял свои картины в «Салоне» и имел успех, а в прошлом году даже значительный со своей картиной «Женщина с письмом». Теперь кончились мучения талантливого, не признанного на родине художника. Мир праху твоему, загубленный равнодушием и косностью общества талант».

Екатерина Галочкина

Екатерина Галочкина