Названная так выставка открыта в историческом корпусе Таганрогского художественного музея (ул. Александровская, 56).

Выставочный проект посвящен 95-летию со дня рождения таганрогского художника Олега Ивановича Бувалко.

Братья-близнецы Олег и Игорь Бувалко родились 16 февраля 1928 года в Таганроге. Вместе учились в средней школе №15 и активно посещали изостудию городского Дома пионеров. Окончив Харьковское государственное художественное училище, вернулись в родной город, работали в творческо-производственных мастерских Художественного фонда СССР.

 

Самой грандиозной и продолжительной их совместной работой стала диорама «Прорыв Миус-фронта» для Матвеево-Курганского музея боевой и трудовой славы, выполненная в 1968 году.

В Таганроге самая известная работа братьев Бувалко – мозаика «В человеке всё должно быть прекрасно…» на здании по улице Александровская неподалеку от Чеховской гимназии.

Главным героем произведений Олега Бувалко стал город, в котором он жил и работал и который бесконечно любил. Лирические пейзажи, архитектурные мотивы, цветочные натюрморты, исторические полотна, прежде всего – посвященные Великой Отечественной… Свыше 50 картин в полной мере раскрывают все грани творчества живописца.

 

Экспозиция объединила работы из собрания Таганрогского художественного музея, а также 18 картин, которые были подарены в свое время автором землякам-таганрожцам, собранные на период проведения выставки вдовой художника Тамарой Прокофьевной Бувалко (Тамара Прокофьевна – почетный гражданин города Таганрога, в прошлом возглавляла городской отдел культуры).

 

На открытии выставки Тамара Прокофьевна поделилась воспоминаниями о том, как создавались произведения, как для них творец и его супруга находили названия…

Однажды Олег Бувалко долго рассматривал с разных сторон выставленное на продажу ведро с ветками цветущей сирени. Когда хозяин-продавец узнал, что перед ним – художник, желающий запечатлеть его цветы на холсте, — он, осчастливленный, всю эту сирень Олегу Ивановичу просто подарил…

 

Домик Чехова и другие памятные места Таганрога, отображенные на картинах мастера, можно теперь увидеть в разных уголках Земного шара. Но основное его творческое наследие – в его родном и любимом городе, и у нас есть возможность с ним познакомиться.

Председатель городской Думы — Глава Таганрога Инна Титаренко поблагодарила инициатора проекта Тамару Прокофьевну Бувалко и директора музея Тамару Федоровну Пугач.

— Вы по-прежнему способны создать значимое событие в культурной жизни нашего города, — отметила Инна Николаевна, обращаясь к Тамаре Прокофьевне. – Мы сегодня открыли для себя много нового. Я с огромным сожалением узнала, что в жизни Олега Ивановича был такой эпизод, когда часть работ была просто уничтожена. И подумала знаете, о чем? Изобразительное искусство способно оставить будущим поколениям то, что неизбежно уйдет. В самом деле, сколько дней продлится жизнь цветущей ветки сирени? А на полотне художника эта ветка будет жить и цвести долгие годы, и останется будущим поколениям. Сегодня в этом зале мы видим родные уголки города Таганрога, близкие нам степные просторы, замечательные лодки у причала. И это нас многому учит. Увлечение общества всем чужеземным проходит, как «подростковая болезнь». В нашем мире нет ничего вечного. И Таганрог, конечно, меняется. А на картинах с нами остается Таганрог, который мы неизбежно теряем. Сегодня мы в рамках «Дорожной карты» делаем очень многое для того, чтобы наш город стал более благоустроенным, более привлекательным, но при этом понимаем, что самое ценное в нем – это историческая составляющая. И сохранить это нам помогают искусство и те замечательные люди, которые любили свой город, ценили его, жили и творили здесь, хотя имели возможность уехать туда, где жизнь, может быть, проще и богаче. Где родились, там и пригодились. И это тоже – большой урок для всех нас.

 

— Тамара Прокофьевна! На открытии выставки вы об этом не сказали ни слова. А Олег Иванович был верующим человеком? — обратился к вдове с таким вопросом.

Она ответила, что разговоров об этом не было, но и атеистом её супруг точно не был. Это подтверждают и его работы. На них нет церквей. Но в каждой работе – вертикаль между землёй и небом, между человеком и Богом. Связывать их могут и человеческая фигура, и памятник, и даже стог сена. Вы можете спросить: ну а как же его марины, на которых – лишь лодки-плоскодонки на водной глади? Отвечу: на них всё море уходит в небо, размывая линию горизонта.

Выставка продолжит работу до 26 февраля.

Антон САХНОВСКИЙ.

Фото автора и Татьяны Захаровой.