ПАСТЫРЯМ, МОНАШЕСТВУЮЩИМ, КЛИРУ, БОГОЛЮБИВОЙ ПАСТВЕ РОСТОВСКОЙ-НА-ДОНУ ЕПАРХИИ

Возлюбленные о Господе всечестные отцы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры!

Сердечно поздравляю вас с Великим праздником Рождества по плоти Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа!

Дата рождения знаменитого человека, выдающейся исторической личности побуждает нас к размышлениям о его роли в истории. Мы почитаем ученого за научные открытия, художника – за выдающиеся полотна, полководца – за великие победы. Каждый из них послужил человечеству своим талантом.

А что привнес в мир Иисус, родившийся две тысячи лет назад в Вифлееме и окончивший Свои дни на страшной Голгофе? С точки зрения биографических стереотипов начало и окончание земной жизни Спасителя далеки от идеального эпического сюжета. Герои баллад и легенд имели куда более выдающиеся биографии. Апостол Павел свидетельствует, что античный мир потому и не мог принять весть о Христе, что в личности Спасителя он не видел никакого триумфа, никакого шумного успеха. «Слово о кресте для погибающих юродство есть» (1Кор.1:18), – заключает апостол. Нам же с вами в этом простом и кротком образе Богомладенца открывается поразительное величие Бога.

«Чем большему осмеянию, – говорит святитель Афанасий Великий, – подвергается жизнь Спасителя с точки зрения неверных, тем более убедительным представляется нам свидетельство о Его Божестве». Богу не нужно никому ничего доказывать, никому ничего демонстрировать.

Евангелист Иоанн описывает воплощение Спасителя в простых, но очень ёмких словах: «Слово стало плотью, и обитало с нами, полное благодати и истины» (Ин.1:14). Творец миров и галактик, Создатель законов бытия, Источник жизни приходит в этот мир в непостижимой тишине и с небывалой скромностью. Никаких потрясений, извержений, затмений. Ему чужды наши представления о солидности, величии, успехе. Апостол пишет: «Он уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным людям и по виду став как человек» (Фил.2:6-7). Во всем Евангелии образ Христа исполнен этой простоты и кротости. В Нем нет никакой помпезности, лишь любовь и служение: перед смертью Он омывает ноги ученикам (Ин.13:5), а после Своего славного Воскресения – готовит им рыбу (Ин.21:9).

Жизнь Христа – это человеческая история, где есть место и радости на браке в Кане Галилейской (Ин.2:1-11), и слезам сострадания об умершем друге Лазаре (Ин11:1-44). Евангелие свидетельствует, что в нашей жизни не осталось ничего, что не стало бы частью жизни Спасителя: светлая радость и сердечная печаль, восторг и тихая грусть, дружба и опыт предательства, бытовые трудности и духовные испытания. Он был чужд лишь одного – греха, но при этом не оставался чуждым нас – грешников. Апостол изрекает непостижимые для ветхозаветного человечества слова: «Как Он сам всё претерпел, быв искушён, то может и искушаемым помочь» (Евр.2:18). Бог вступается за человека, принимает на Себя его трудности, подает ему отраду и утешение. Преподобный Исаак Сирин размышляет: «Христос есть начало нашего земного пути, и Он же нас встречает в конце жизненной дороги. Но вместе с тем, будучи Началом и Концом, Он и Тот, Кто идет с нами всю жизнь, поддерживая и направляя».

Всё бытие Церкви, всё христианское мировоззрение, весь опыт богообщения построены на этом безграничном смирении великого Бога. В

праздник Рождества мы ликуем не только о том, что Бог стал человеком, но, в первую очередь, о том, что человек стал хоть и непостижимо, но реально близок Богу. Приобщившись нам во всем, кроме греха, Он приобщает нас Своему Божеству. Отныне мы не одиноки в этом мире. «Не оставлю вас сиротами», — говорит Господь в Евангелии (Ин.14:18). Во Христе все усыновляются Богом. Мы называем Создателя – Отцом. И это не поэзия, не метафора. Во Святом Причастии мы становимся едины с Ним по плоти и крови. Он наш Отец, а мы Его дети, по благодати. Нам нужно лишь принять эту данность не пассивно, не номинально, а деятельно. Принцип духовной жизни заключается в том, что наши поступки по отношению к ближнему совершаются Самому Богу. «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне», – говорит Господь в Евангелии (Мф.25:40). Простые слова, но сколько упования и надежды они привносят в этот мир! И Апостол наставляет нас: «Не о себе каждый заботься, но каждый о других. Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Фил.2:4). В Боге мы должны стать друг для друга тем же, чем Он стал для нас.

«Бог есть свет», – учит апостол Петр (1Петр.2:9); «Бог есть любовь» – свидетельствует евангелист Иоанн (1Ин.4:8); «Бог есть жизнь» – исповедует божественный Павел (Кол.3:4). А значит, если мы становимся светом, любовью и жизнью для других, мы принимаем в свою жизнь Самого Бога, чувствуем этот мир, как Христос его чувствовал. Осуществить этот идеал – задача нашей жизни. Спаситель от нас не требует сверхъестественных подвигов. Он призывает нас быть «верными в малом» (Лк.16:10): накорми голодного, утешь плачущего, порадуйся с ближним, улыбнись идущему тебе навстречу, будь добр с людьми и верен Богу. В этом весь «закон и пророки» (Мф7:22).

Вспоминая сегодня важнейшие евангельские события, погружаясь в глубины святоотеческих текстов, наблюдая за движением своего сердца,

будем верны тем смыслам, что открываются нам в событии Рождества Христова.

В эти святые дни желаю всем вам, возлюбленные мои братья и сестры, чтобы благодать великого Бога, смиренного Богомладенца, пребывала со всеми вами, с вашими семьями, с вашими родными и близкими!

Пусть пришедший в мир Спаситель наставит нас на следование всякой правде и истине, «дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную, во всяком благочестии и чистоте» (1Тим.2:1).

С Рождеством Христовым!

+ МЕРКУРИЙ,

митрополит Ростовский и Новочеркасский

Глава Донской митрополии,

г. Ростов-на-Дону,

Рождество Христово, 2020