С лекцией на эту тему в Православном духовно-просветительском Центре семьи и молодёжи выступила кандидат психологических наук, практикующий психолог Дарья Халаджиева. 

В начале встречи Дарья Семёновна отметила, что эта лекция может быть интересна тем, кто задумывается, что же происходит с ним в Церкви и добавила, что материал беседы опирается, с одной стороны, на её личные наблюдения и на опыт, который накопился во время психологического консультирования в Центре семьи и молодёжи, а с другой стороны – на работы православного психолога Наталии Скуратовской.

скуратовская

Наталия Скуратовская – психолог, психотерапевт, преподаватель курса практической пастырской психологии, ведущий тренингов для священнослужителей и церковных работников, директор консалтинговой компании «Вив Актив».

— Сегодня мы постараемся разобраться в таком непростом вопросе, который Наталия Станиславовна Скуратовская определила так: «Почему же, идя в Церковь, вроде бы к Богу, к радости, к любви, к тому, чтобы стать лучше, люди, в результате, нередко оказываются в психологическом тупике, становятся несчастны, а то и обзаводятся неврозом, которого до Церкви не было, ухитряются разрушить, порой, семейную и профессиональную жизнь». Для этого мы рассмотрим различные опасности, которые подстерегают верующих на психологическом уровне.

Одной из таких ловушек можно назвать проблему разделения ответственности: где моё, а где нет, или, кто кому должен. В психологии есть понятие: «локус контроля» — это склонность приписывать свои успехи или неудачи либо внутренним, либо внешним факторам. Если мы обратимся к православным, то тоже можем увидеть людей со склонностью в ту или сторону. Либо человек «всё сгребает на себя», например, берёт молитвенный подвиг, вымаливая грехи всей своей родни до десятого колена (внутренний локус контроля), либо человек всю ответственность возлагает на кого-то другого, и все ему вокруг должны: Церковь должна, батюшка должен… (внешний локус контроля). Сюда же относятся и такие ситуации, когда человек не может и шагу ступить самостоятельно, а по всякому, даже незначительному, поводу (типа в белый или синий цвет красить забор) идёт за советом к духовнику, как бы не желая на себя брать ответственность за свою жизнь. И это уже инфантильность, которая может влиять на взаимоотношения со своим пастырем и с сёстрами и братьями во Христе.

Понятно, что есть традиция послушания, её никто не отрицает, но тут должен быть разумный баланс, надо понять, какой смысл в это вкладывается: готовы ли вы действительно принять полное послушание как аскетический подвиг или за этим скрывается определённый невроз – неготовность быть собой, страх и глубокая внутренняя растерянность.  Невроз – это страдание, при нем человек не чувствует себя целостным, у него возникают такие специфические состояния, как страх, вина, тревога. И получается, что я уже миновал период неофитства, а какого-то изменения в лучшую сторону не происходит: мне нерадостно, я не люблю ни себя, ни окружающих, я не в ладу с собой, страдания только увеличиваются… Тут важно вовремя осознать, что в духовной жизни что-то происходит не так, что моё движение к Богу подменяется неврозами.

Например, если замечаем, что через любовь к ближнему мы «расширяемся», то мы на правильном пути, а если как бы «схлопываемся», то, может, есть смысл остановиться и сначала признать, что я существо эгоистичное и потом потихонечку начать учится этой самой любви к ближнему.

Часто с новоначальными происходит такая вещь: они берут на себя груз завышенных ожиданий, которые не в силах нести. Потому что хочется сразу стать достойным Рая, а то, что дорога туда у каждого своя, этого понимать не хочется.К примеру, взяли на себя правило читать три тысячи Иисусовых молитв в день, а такие аспекты, как покаяние, милосердие отходят на второй план. И человек может постепенно приходит к состоянию, которое мы называем прелесть. Или начинаем становиться этакими домашними тиранами, желающими всех обратить в православие, всем ближним «причинить добро» и «загнать» в Царство Небесное. А потом удивляемся: почему дети, повзрослев, уходят из Церкви, а друзья начинают обходить нас десятой дорогой…

Милорадович. Исповедь

С. Милорадович. Исповедь

Ещё одной ловушкой на пути воцерковления может быть влияние прошлого опыта на нашу церковную жизнь, когда происходит вторичная травматизация.

Например, в детстве у нас были жестокие родители и неосознанно в Церкви мы находим духовника, который отличается суровым нравом, либо ещё что-то. И хотя первоначально у нас было намерение стать новыми людьми, но тем не менее весь багаж предыдущего опыта мы переносим в том числе и в нашу церковную жизнь. И зачастую сами себе не даём возможность взглянуть на свою жизнь по-новому и перекладываем ответственность за вторичную травматизацию на других: это не я такой, а Церковь такая, это они все такие, весь мир ужасен…Эти проблемы требуют от человека большой внутренней работы и, мне кажется, хорошо могут решаться с психологом.

Ещё одной ловушкой лектор назвала сложности на ментальном плане. Это, прежде всего, низкий уровень осознанности: человек не понимает, что он делает в храме, что происходит на службе. А второй момент – некритическое мышление, когда, придя к вере, проникаешься разными около православными представлениями и всевозможными суевериями.

— А если человеку задать какой-нибудь вопрос, то тебе говорят, что эти вопросы неправильные, они чуть ли не от лукавого, думать – это то, что запрещено православному, ты должен верить… я конечно, немножко утрирую, но, к сожалению, такое встречается в церковной среде, —  заметила Дарья Семёновна.

Следующей сложностью на ментальном плане психолог назвала ложные установки и ожидания.

— С этим каждый из нас в той или иной мере сталкивался. Мы приходим в Церковь часто с завышенными ожиданиями и от батюшек, и от Церкви, и от нас самих. Примеров этому может быть тысяча, начиная с того, что мы думаем: раз я пришёл в Церковь, то сразу мне станет хорошо, до таких страшных вещей, как, например, манипуляция здоровьем со стороны так называемых «младостарцев», которые говорят:«Ты сделаешь так-то, и тебе это поможет, а к врачам идти не надо…» И в итоге на приходе или в монастыре могут образовываться целые православные «секты», которые подпитываются этими самыми ложными установками и ожиданиями.

В этот вечер были рассмотрены и другие виды психологических проблем для паствы и пастырей. Слушатели активно участвовали в беседе, задавали вопросы, ведь почти все в той или иной степени сталкивались с подобным в своей жизни в Церкви. Конечно, в рамках одной лекции все многообразие поднятых проблем не могло быть не то что решено, но даже обозначено, и Дарья Семеновна обещала, что она продолжит такие встречи в Центре семьи и молодёжи. А на подводящий итог вопрос из зала, как же со всеми этими «ловушками» справляться, ответила:

— Главное – не застывать на месте, а двигаться вперёд и ввысь, помня, что наша главная цель – стать подобными Господу нашему Иисусу Христу. И помимо участия в Таинствах стараться приобщаться к церковной культуре, заниматься самообразованием, например, приходя на лекции в Центр семьи и молодёжи, не бояться быть критичным, задавать вопросы, жить полноценной, творческой жизнью.

Светлана Григоришина

Светлана Григоришина