Противопоставления закона и веры, закона и благодати, закона и любви, закона и Царствия Божия – являются важнейшими вопросами в учении св. апостола Павла.

Между этими двумя системами ценностей, как будто антиномическое отношение взаимного исключения: если закон достаточен для спасения – Христос Спаситель не нужен. Если только Христос спасает и есть абсолютная «полнота» – закон не нужен. «Если законом оправдание, то Христос напрасно умер» (Гал. 2, 21). Но вспомним и другое: «Если бы первый завет был без недостатка, не было бы нужды в другом» (Евр. 8, 6-7). Законом нельзя спастись, он убивает, осуждает, ставит под проклятие: «все утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою» (Гал. 3, 10).

Закону, как началу оправдания, явившему свое бессилие, противополагается вера. Проклятие закона снимает только Христос, мы спасаемся верою во Христа, а не делами закона, «человек оправдывается верою независимо от дел закона», получает оправдание «независимо от закона», «даром, по благодати». Вера уничтожает и упраздняет все то, чем хвалится и чем надеется спастись исполнитель закона (Рим. 3, 20-28).

Свое учение об оправдании верою св. апостол Павел начинает ссылкою на Авраама (Гал. 3, 6-9). Праведность Авраама – есть праведность от веры, поэтому и распространяется благословение Авраама и на верующих язычников. Обетование, данное Аврааму, есть обетование Духа. Оно исполняется во Христе по вере (Гал. 3, 14). Будучи дано Аврааму прежде дарования закона, оно не могло быть отменено законом (Гал. 3, 15-18). Тем самым значение закона определяется как временное (Гал. 3, 19-25). Закон дан по причине преступлений (правильный перевод «ради преступлений») (Гал. 3, 19). Временная функция закона есть функция педагогическая: закон – детоводитель ко Христу (Гал. 3, 24). Пришествие веры есть конец закона (Гал. 3, 23-25) (9, стр.284; 5, стр.25-26).

Если обратимся к Деяниям святых апостолов, написанных св. Евангелистом Лукой, то там та же точка зрения: «Законом Моисеевым оправдаться нельзя, а Христом оправдывается всякий верующий, ибо прощается» (Деян. 13, 39).

Св. Иоанн Златоуст, комментируя это место, пишет, что тем показано бессилие закона. Прекрасно он добавил: «всяк», чтобы показать, что (оправдывается) всякий, кто только верует. …Чего не в состоянии был сделать закон, то совершившим своею смертию является Пострадавший (10, стр.267).

Итак, существуют два пути, взаимно исключающие друг друга: путь закона, как путь проклятия и осуждения, и путь веры во Христа и обновления Духом Святым, как путь, снимающий «клятву» и дающий спасение; «служение смертоносным буквам» противопоставляется «служению Духа» ибо «буква убивает, а Дух животворит» (2 Кор. 3, 6-9).

Эту несовместимость апостол Павел еще раз нарочито подчеркивает и показывает с двух сторон:

  1. Со стороны закона. Пребывание в законе исключает благодать: «Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати»; «если вы обрезываетесь (а обрезание здесь прямо определяется как символ закона), не будет вам никакой пользы от Христа» (Гал. 5, 2-5).
  2. Со стороны благодати. Пребывание в благодати исключает закон: «Вы не под законом, а под благодатию» (Рим. 6, 14-15). «Во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью» (Гал. 5, 6). «Ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь» (Гал.6, 15). Благодать духовного обновления исключает подзаконное состояние: «если же вы духом водитесь, то вы не под законом» (Гал. 5, 18). «…на таковых нет закона». (Гал. 5, 22-23) (5, стр. 25-26).

О том, что пребывание в благодати исключает закон, хорошо сказал св. Иустин Философ в разговоре с Трифоном-иудеем: «Но если кто ныне, – спросил меня Трифон, – захочет жить по закону Моисееву и вместе уверует в этого Иисуса распятого, и будет признавать, что Он Христос Божий, что Ему дана власть судить всех без изъятия и Царство Его вечно, то могут ли спастись такие?

– Обсудим вместе, сказал я, нужно ли и теперь соблюдать все предписанное Моисеем?

– Нет, отвечал он: мы знаем, что, как ты сказал, ни Агнца пасхального нельзя заклать где-либо в другом месте, ни козлов во время поста, как велено, нельзя приносить, ни всех других жертв.

– Итак, скажи сам, прошу тебя, – сказал я, – какие постановления можно соблюдать? Тогда ты убедишься, что вполне можно спастись, не соблюдая и не исполняя этих вечных постановлений» (11, стр. 203).

 

Вера и дела

Несовместимость закона и благодати сознавал и Лютер. Но спасение только верою, при полном устранении «дел закона», есть решение слишком легкое и поэтому иллюзорное. От дел избавиться невозможно, сама вера без дел мертва, ибо она должна подтверждаться действиями. Вся наша жизнь состоит из дел и опутана различными законами.

Святой апостол Павел говорит: «Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью» (Гал. 5, 6).

То есть вера всегда действенна, она всегда активна, она проявляется через любовь.

В своем послании святой апостол Иаков описывает человека, который говорит, что имеет веру, но не имеет дел (Иак. 2, 11-26). Такой человек имеет веру на словах, но не на деле. Если вера не сопровождается соответствующими поступками, обрядами, выражающими духовные истины (но не бессмысленные), то это только бесплодные слова.

Обряды присутствуют везде в нашей жизни (рукопожатие, свадьба, светские праздники), естественно, они есть и в жизни Церковной.

Верят в Бога даже бесы, но их дела всегда против Него (Иак. 2, 19).

Сам «Авраам верил Богу и это вменилось ему в праведность» (Быт. 15, 6). В это время Авраам стал праведным не на основании добрых дел, но потому, что поверил Богу. Однако, как указывает святой апостол Иаков, на этом вера Авраама Богу не останавливалась. Поверив Богу и став праведным на основании только веры, Авраам затем проявил свою веру в целом ряде поступков. В следующих семи главах Бытия мы видим, как Бог вел Авраама шаг за шагом, от одного поступка послушания к другому, постепенно доводя его веру до совершенства, в течение 40 лет. Наконец, к моменту жизни Авраама, описанному в 22 главе, он предстал перед высшим испытанием своей веры: возложением на Божий жертвенник своего сына Исаака. Он сделал это (Евр. 11, 17-19), будучи уверен, что Бог силен воскресить Исаака из мертвых. Поэтому он одержал победу в испытании. Каждый акт послушания укрепляет веру и развивает ее и таким образом готовит к следующему испытанию. В конце концов, вера совершенно созревает и совершенствуется.

Итак, мы убедились на примере Авраама, как важно, чтобы вера выражалась соответственными поступками. В Послании к Римлянам (Рим. 4, 11-12) апостол Павел также приводит Авраама в качестве образа хождения по вере. Апостол Павел объясняет, что Авраам стал праведным не из-за обрезания. Скорее, обрезание есть внешняя печать праведности, которую он получил на основании веры. Т.е. без веры и обрезание бесполезно.

Протоиерей Александр Камышников

протоиерей Александр Камышников