15 февраля – Сретение Господне

На 40-й день от Рождества Христова Пресвятая Богородица и праведный Иосиф Обручник, исполняя ветхозаветное предписание, приносят Младенца Иисуса в Храм…

У иудеев того времени было две традиции, связанных с рождением в семье первенца. Женщина после родов не могла появляться в Иерусалимском храме сорок дней, по истечении которых она должна была принести в Храм очистительную жертву. Самого же младенца родители посвящали Богу. Иисус появляется на свет в результате непорочного зачатия; Богородица остается Пречистой Девой, но проявляет смирение и из уважения к иудейским законам приносит очистительную жертву.

А за два с половиной века до этого в столице Египта, в культурной столице тогдашнего мира, в Александрии, сын соратника Александра Македонского Птолемея, Птолемей II Филадельф, повелевает перевести Священное Писание с еврейского на греческий. Выполнением его приказа – переводом Септуагинты — занимаются 70 человек из числа ученых евреев, среди них – Симеон, который переводит книгу пророка Исаи. В переводе с древнееврейского «šim’on» значит «слышание». Дойдя до слов «Се Дева во чреве приимет и родит Сына», он задумывается. Ведь в девнееврейском языке переводимое слово имеет сразу два значения – «дева» и «молодая женщина». Впрочем, раздумья – совсем недолгие: всем известно, что девы детей не рожают. Но написать «жена» он все же не успевает: перед ним предстает Ангел и обещает, что Симеон будет жить, пока лично не увидит Спасителя, рожденного Девой.

И вот проходят год за годом, век за веком. Симеону уже – свыше трехсот лет. И когда, ведомый Духом Святым в день появления в Храме долгожданного Мессии, придя в Храм, видит Младенца Христа, — берет Его из рук Богородицы и говорит: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему, с миром…» В память об этом и установлен праздник Сретения Господня.

Святитель Феофан Затворник пишет: «В лице Симеона весь Ветхий Завет, неискупленное человечество, с миром отходит в вечность, уступая место христианству…» Воспоминание об этой евангельской истории в православном богослужении звучит не раз в год, а каждый день. Это Песнь Симеона Богоприимца, или иначе — «Ныне отпущаеши».

Приняв из рук Пречистой Девы Младенца, старец Симеон обращается к Ней со словами: «Вот, из-за Него будут спорить в народе: одни спасутся, а другие погибнут. А Тебе Самой оружие пройдёт душу, — да откроются помышления многих сердец». Споры в народе — это преследования, которые были уготованы Спасителю. Открытие помышлений — Суд Божий. Что же за оружие пронзит сердце Богородицы? Это было пророчеством о Распятии, которое ждало Её Сына. Ведь гвозди и копье, от которых принял смерть Спаситель, пройдут нестерпимой болью через Её материнское сердце.

Симеон – счастливейший из людей. Не потому что так долго жил. А потому что встретил Христа. После этого Симеон с радостью встречает и смерть. Ведь что такое теперь смерть? – Временное, недолгое расставание с Ним! Симеон, как и все до него, попадает в шеол, то есть в ад – место без Бога. Но Симеон Богоприимец – первый человек, идущий в шеол с доподлинным знанием Христа; и что теперь для него еще одно ожидание встречи с Ним?..

В день Сретения в Иерусалимском храме произошла еще одна встреча. К Богоматери подошла 84-летняя вдова, которую называли Анна-пророчица — за её вдохновенные речи о Боге. Она поклонилась новорожденному Христу и вышла из Храма, неся горожанам новость о пришествии Мессии, избавителя Израиля.

А что же очистительная жертва? Этой жертвой были два голубя: священник одного лишал головы, переворачивал, и его кровь стекала в чашу, куда погружались крылья второго, живого, которого после этого священник отпускал на волю. Пресвятая Богородица принесла эту жертву. Интересно: догадывалась ли Она, что жертвенный голубь и жертвенный агнец (ягненок) – лишь прообразы Её Сына, Который пришел в наш мир, чтобы принести Себя в жертву за грехи всех нас, всех людей из прошлого, настоящего и будущего; чтобы Своей Кровью смыть рабство греху и смерти со всего человечества и со всякого человека, который согласится на это?..

Само слово «сретение» со старославянского языка переводится как встреча. Это – и встреча Ветхого и Нового Заветов. Богослужение в этот праздник наполнено образами из Ветхого Завета, которые по-новому раскрываются в Новом Завете. Например, переход народа Израиля через Красное море, когда море раздвинуло свои воды по велению Божью, и Израиль прошел, избавившись от египетского рабства. Это символизирует собой Крещение, когда человек проходит через воду, избавляясь от рабства греху. Например, терновый куст, который горел и не сгорал, в котором Бог явился Моисею. Это был образ Богородицы, которая приняла в Себя Иисуса Христа: Невместимого Бога вместила в Себя Девица и не опалилась Этим Божеством. Праздник Сретения Господня очень много говорит о таких образах из Ветхого Завета, преобразившихся в Новом Завете.

Ветхозаветный человек был рабом Божьим. Бог и тогда любил человека, заботился о нем. Сам Бог и Его отношение к человеку неизменны. Но меняется сам человек. Придя в этот мир во плоти, Бог устанавливает с человеком родственные отношения: Господь усыновляет человека. Поэтому Христос дает молитву «Отче наш…» И человек начинает молиться Богу не только как Творцу, но и как Отцу Небесному.

Недаром, неслучайно по народным поверьям в Праздник Встречи Бога и человека встречаются и зима с весною. Бессмертная душа человека без Бога подобна зимнему дереву: глядя на него, не поймешь, мертвое оно или живое.

Вечером 14 февраля очень многие люди, особенно молодые, будут стоять, словно часовые на посту. Одни, на улицах, – с цветами, предназначенными для любимых. (Ведь 14 февраля с недавних пор празднуется многими как День влюбленных.) Другие, в храмах, с горящими свечами, сами – словно свечи. И за все – Слава Богу! Ибо для всякого человека высшей потребностью является потребность в том, чтобы любить. Сретение – это праздник встречи человека с Любовью. Ибо Бог есть Любовь. А любовь к Богу на этом свете проявляется прежде всего в любви к ближним.

15 февраля – это еще и Всемирный День православной молодежи. И это символично и закономерно: ребенок остро нуждается в том, чтобы его любили; имеет привязанность к любящим его; но сам любить пока еще не умеет. Молодость – это пора, когда человек должен и может научиться любить.

Антон САХНОВСКИЙ