Послание к Евреям сразу было признано боговдохновенным выражением веры Церкви. Уже в конце I века Св. Климент Римский пользовался им как священной книгой. Для Св. Поликарпа Смирнского и Св. Иустина (II в.) авторитет послания был неоспорим. В IV веке оно окончательно было включено в канон Св. Писания.

Известно, что данное послание написано очень необычным языком, и не всегда легко понимается при изучении Нового Завета. Чтобы глубоко понять это важное послание, необходимо хотя бы поверхностно быть знакомым с Ветхозаветной традицией, а также исторической обстановкой и поводом, вызвавшим его написание.

Действительно, послание к Евреям было обращено к христианам из иудейской среды, хорошо знакомым со всей Ветхозаветной традицией, которые, возможно, опять решили вернуться в иудаизм. Известно, что после мученической кончины Св.Апостола Иакова, брата Господня, в Палестине начались жестокие гонения на христиан от неверующих во Христа иудеев. Гонители пытались вернуть новоиспечённых христиан-евреев в иудаизм. Как результат этого гонения, а также вследствие убеждений неверующих иудеев, многие из палестинских христиан-евреев готовы были покориться гонителям, возвратиться в иудейство, или, по меньшей мере оставить христианское собрание и Церковь. Апостол Павел узнал этот факт, когда находился в Италии, после освобождения из первых уз, и в 62-63 году в Риме им было написано (а с большей вероятностью его учениками) послание, главной мыслью которого является превосходство Иисуса Христа и христианской жизни над иудаизмом и всей Ветхозаветной традицией.

Большинство исследователей склонны ко мнению, что Послание к Евреям не написано рукою апостола Павла. Язык, стиль и манера изложения Послания лишены черт, характерных для ап.Павла. Написавший послание гораздо в большей степени, чем апостол, воспитан на эллинистической культуре. Некоторые раннехристианские учители считали, что Послание к Евреям, в том виде, как мы его видим в Новом Завете, есть перевод, сделанный Св. Апостолом Лукой того послания, которое было написано Св.Апостолом Павлом по-еврейски. Такой взгляд мы находим у Евсевия в его «Церковной истории» (6,14). Тертуллиан приписывал авторство Послания к Евреям ап.Варнаве. Ориген же, как читаем в той же «Церковной истории» Евсевия, склонялся в пользу авторства ап.Павла (6,25), тем не менее, по его словам, «один Бог знает», кто написал Послание.

Большинство современных исследователей придерживается взгляда, что Послание к Евреям – «Павлово» по духу, появилось в среде, близкой к апостолу, но, фактически, написано другим лицом. Возможно, автором послания был Аполлос. Действительно, Аполлос бы единственным очень близким ап.Павлу человеком, глубоко усвоившим иудейскую образованность Александрии. Согласно Деян. 18,24 Аполлос был мужем «красноречивым и сведующим в Писаниях», именно таким и представляется автор Послания к Евреям. Однако, всё это – лишь косвенные аргументы, и вопрос об авторстве послания остаётся до сих пор открытым. Но, обратимся к разбору Послания к Евреям.

AP_72

Апостолы Сосфен, Аполлос, Кифа, Кесарь и Епафродит

Как мы уже отметили, главная мысль – это превосходство Иисуса Христа, самого бытия во Христе, над всем, что было в прошлой Ветхозаветной традиции. В других религиях, возможно, есть и свои ценности, они, естественно, были и в ветхозаветной религии, но их нет смысла и сравнивать с тем, что Бог сделал для людей в Господе Иисусе Христе.

Автор послания утверждает, что в соблюдении ветхозаветных иудейских обрядов, в старой жизни и старых традициях после пришествия Христа уже нет никакого смысла. Доказывается, что путь к Богу, открытый в Иисусе Христе, гораздо лучше. Господь Иисус Христос стоит выше Моисея, ангелов, и тем более священников Ветхого Завета. Ветхозаветные жертвы должны были очистить людей, приобщая их к Богу, но эти жертвы были только прообразом единой Жертвы Сына Божия, и они потому имеют преходящее значение. Иисус Христос принёс в жертву Самого Себя, и эта жертва несоизмеримо превыше всех жертвоприношений, которых требовала ветхозаветная религия.

Принадлежа одновременно миру божественному и земному, Христос – истинный Первосвященник и Жертва, соединивший человека с Богом. Чтобы пребывать в Новом Завете, установленном Христом – Первосвященником, люди должны жить в вере, любви и терпении, как истинный новый народ Господень.

Послание может быть разделено на две большие части. Чтобы удержать палестинских христиан-евреев от возвращения в иудейство и утвердить в христианстве, апостол Павел в первой части послания (Гл.гл.1,1-10,18) раскрывает превосходство Нового Завета перед Ветхим. Вторая же часть послания (Гл.гл.10,19-13) посвящена вытекающим из первой части нравственным наставлениям.

i400

Заставка к Посланию к Евреям из рукописи «Деяние и Послания апостолов». 1072 г.

Бог, говоривший издревле отцам в пророках, начинает апостол, в последние дни говорил нам в Сыне. Причём Ветхозаветное Откровение не было полным, Новозаветное дано во всей своей полноте. В древности Бог открывал Свою волю избранному народу в ключевые моменты его истории в той мере, в какой это было необходимо, при посредничестве своих служебных духов, ангелов, устами избранных людей, пророков. Ныне же Он дал миру полноту Откровения в сошедшем с небес, в вочеловечившемся ради нашего спасения Сыне, Которого и поставил наследником всего. Сын есть Слово Божие, Которым все сотворенное было вызвано к бытию и в бытие пребывает. Он – свет от Света Отчего, единосущный Отцу Бог итсинный, рожденный от Бога истинного прежде сотворения мира (Евр.1,1-4). В отличие от Сына, ангелы суть слуги Божии, которые посылаются на помощь людям, наследникам спасения (Евр.1,14).

Отсюда автором послания делается очень важное заключение: если непослушание слову Божию, возвещённому через ангелов (т.е. в ветхозаветный период) получало наказание, то как мы избежим наказания, не послушав возвещенного Господом Иисусом Христом (Евр.2,1-4)? Поскольку люди имеют плоть и кровь, Сын Божий тоже воспринял эту природу, чтобы разделить с братьями Своими всё, вплоть до смерти, и тем самым вторгнуться божественной властью в царство гибели и разрушения, туда, где властвует диавол. Это вторжение нанесло удар «державе смерти» и освободило людей от рабства «страха смерти». Христос разделил участь смертных, умер, чтобы и они воскресли с Ним. Причём Бог не соединился с ангельской природой, а воплотился на земле среди потомков Авраама. Как Первосвященник стоял между Славой Божией и молящимися, так и Христос стоит между Небом и землёю. Он дарует братиям Своим милость Божию и прощение грехов. В Его лице Сам Бог стал причастен страданию (искупил) и дарует помощь страждующим (см.Евр.2,14-18).

Христос в Своём божественном посланничестве был верен Отцу, как Моисей был верен Господу в доме Его. Но разница между ними в том, что дом, управляемый Христом, построен Им Самим, и Он правит им не как слуга-домоблюститель, но как Сын и наследник Домовладыки (см. Евр.3,1-6). При Моисее израильтяне за ропот против него, непокорность и неверие не вошли в землю обетованную. Зная это, автор призывает – не впадём в непокорность Господу, чтобы войти в покой Божий (Евр.гл.3 и 4,1-13).

Завершение замысла Божия послание символически связывает с «космической субботой», концом миротворения. Это есть «покой» Царства Божия, войти в которое смогут только сохранившие веру. «Покой» божественного седьмого дня есть не бездействие, а совершенство; оно вожделенно для человека, и войти в этот «покой» люди смогут лишь в будущем. «Субботство» для народа Божьего «остаётся» как ожидаемое благо: его можно лишиться, если не прилагать усилий как его преобретению (Евр.4,3-9).

Поэтому автор настоятельно рекомендует, будем твёрдо держаться нашего исповедания, потому что мы имеем Первосвященника великого, прошедшего Небеса, Иисуса, Сына Божия (Евр.4,14-5,10).

В доказательство превосходства первосвященства Иисуса Христа перед ветхозаветным первосвященством, апостолом указано, что Бог дал Ему первосвященство вечное «по чину Мелхиседека». Здесь следует строгая и достаточно сложная система доказательств, призванная указать Евреям, что это первосвященство и величественнее и лучше, оно не от колена Левия, родоначальника ветхозаветных первосвященников, и не по закону наследства, а по «силе жизни, неперестающей». Вследствие чего прежний закон, как несовершенный, отменяется, а вводится лучший завет, и вместо прежних первосвященников смертных является Первосвященник вечный, имеющий священство непреходящее, безгрешный. Но главное в том, что новый Первосвященник воссел одесную Престола величия на небесах, и священнодействует в святилище и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не в скинии земной, устроенной по образу небесной, и Первосвященник этот получил служение тем превосходнейшее, чем лучшего завета Он ходатай (Евр.5,11-8,6).

Далее автором доказывается превосходство Нового Завета перед Ветхим словами Бога, сказанными через пророка Иеремию (Иерем.31,31-34). Если бы, утверждает автор послания, первый завет был без недостатка, то не было бы нужды в другом завете. Но Господь через пророка Иеремию говорит: «Я совершу с домом Израилевым и Иудиным новый завет, не такой, какой Я совершил с отцами их, когда выводил их из земли Египетской. Я вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом. Я буду милостив к неправдам их и грехов их и беззаконий их не вспомяну более» (Евр.8,7-13).

Первосвященническое служение Иисуса Христа ещё тем превосходнее пред ветхозаветным, т.к. в ветхозаветном богослужении Первосвященник входил в рукотворное святилище каждый год с кровью животных, а Христос вошёл не в рукотворное святилище, но в самое Небо с кровью Своею, чтобы предстать за нас пред Лицом Божиим, и не многократно, а единожды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею (Евр.гл.9). Многочисленные жертвы ветхозаветного культа не могли очистить людских грехов. Здесь же вместо всесожжений и жертв, Христос принимает тело и одним приношением его в Жертву навсегда делает совершенными освящаемых. Заменившая все ветхозаветные жертвы, единая жертва Христа, оправдавшая и освятившая человека, таинственно продолжается и непрерывно возобновляется в Таинстве Св.Евхаристии, совершаемом Церковью на Божественной Литургии (Евр.10,14-18). Свидетельство пророка, а, следовательно, и Святого Духа: «И грехов и беззаконий их не вспомяну более». А где прощение грехов, там уже не нужно приношение за них (Евр.10,1-18).

И далее во второй, нравоучительной части послания, автор на основании выдвинутого им догматического учения, делает нравственные наставления для палестинских христиан, многое из этого имеет непреходящую ценность и для всех христиан.

Если раньше вход во святилище был закрыт для всех (кроме священников), знаменуя тем самым отделённость Бога от человека, отныне, благодаря Христу – эта преграда пала, и через таинство Евхаристии. «Завеса», скрывающая от людей тайну Божию, разодрана в момент смерти Иисуса Христа на Голгофе (Мф.27,51).

Имея же дерзновение входить во святилище посредством крови Иисуса Христа, да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, будем держаться неуклонно исповедания нашего, не будем оставлять собрания своего. Итак, не оставляйте упования вашего, терпите, стойте в вере ко спасению души (Евр.10,19-39).

Вера необходима, она осуществляет ожидаемое и делает невидимое как бы видимым (Евр.11,1). Посредством веры мы узнаем, что мир – Божие устроение, верою угодили Богу, совершали подвиги и переносили великие лишения все ветхозаветные праведники (Евр.гл.11). Поэтому и мы должны мужественно переносить страдания и гонения, имея столько примеров веры и терпения. Христианам не следует малодушно избегать предстоящих им испытаний; даже самые тяжёлые из них не могут сравниться с тем, что претерпел Господь для нашего спасения. Посылаемое нам испытание – свидетельство отеческой любви к нам Господа: «Кого любит Господь, того наказывает» (Прем.3,12). Аргументация автора послания опирается на Ветхозаветное понимание наказания как научения, вразумления (Иов.5,17;33,19; Сир.1,27;23,2 и т.д.). Если израильтяне, не послушавшие пророков на земле, наказывались, то, тем более, не избегут кары те, которые отвратятся от Говорящего с небес.

В заключении автор Послания научает христиан помнить основные нравственные нормы. Он призывает «поминать наставников ваших», здесь речь идёт о предстоятелях христианских общин, возвещавших слово Божие, и «неусыпно пекущихся о душах» верных (Евр.13 гл.) «Взирая на кончину» – автор, вероятно, имеет ввиду апостола Иакова старшего, принявшего мученическую кончину в начале 40-х гг., и апостола Иакова Младшего, именуемого братом Господним, умерщвлённого в 62-63 г. (Деян.12,1-3). Также видим наставление – не увлекаться чуждыми учениями, а приносить Богу жертву хвалы. Автор призывает «повиноваться наставникам» и быть покорными (Евр.13,17). По этому поводу читаем у Иоанна Златоуста: «У нас есть ещё и иное начальство, горазо высшее начальства гражданского. Какое же? Начальство в Церкви, о котором также упомянул Павел, сказав: повинуйтесь наставникам вашим… Это начальство настолько превосходнее гражданского, насколько небо выше земли, и даже гораздо более» (Творения, т.10).

Итак, мы имеем удивительное послание, которое отражает преемственную связь всей Ветхозаветной традиции с традицией христианской. Действительно, перейти от Ветхого Завета к Новому – это совсем не значит заменить одну книгу другой, закрыть одну, чтобы затем открыть другую, в корне новую. В плане развития религиозного мышления Новый Завет представляет в значительной степени продолжение Ветхого. Не сказал ли прямо Господь, что Он пришёл «не разрушить, а исполнить Закон»? Его учение связано с древней традицией Его народа. Обещание спасения, величественное видение грядущего Царства Божия, возвещаемые Христом, несомненно имеют древнееврейские источники. Мессианские упования Израильского народа и его богослужение, традицию ожидания Спасителя Господь Иисус Христос делает Своими, одухотворяя их и очищая от националистичесих и слишком земных черт, дабы сообщить им сверхприродное значение. Эту преемственную связь всей Ветхозаветной традиции с традицией бытия во Христе, если говорить о посланиях, с наибольшей силой мы наблюдаем в Послании к Евреям,  которое,  как и все прочие «отмечено печатью Божией» и вручает нас Христу.

Протоиерей Александр Камышников

протоиерей Александр Камышников