370 лет назад, 19 февраля 1651 года, началась церковная реформа патриарха Никона: такую информацию можно почерпнуть в интернете. В действительности в 1651 году митрополита Новгородского Никона призвал в Москву царь Алексей Михайлович, получивший прозвище «Тишайший». Патриархом при поддержке государя Никон был избран в 1652 году, после смерти патриарха Иосифа.

Церковная реформа привела к расколу, который стал самой страшной трагедией, самой большой и глубокой, незаживающей раной дореволюционной России за всю ее многовековую историю.

Свою реформу патриарх Никон провозгласил 365 лет назад – на торжественной службе в московском Успенском соборе в Неделю православия (первое воскресенье Великого поста) 1656 года: тем, кто крестится двумя перстами, была объявлена анафема (они отлучались от Церкви).

Между тем, веком ранее, 470 лет назад, в 1551 году, Стоглавым собором Русской православной церкви было канонизировано именно двоеперстие.

Хотя и Стоглавый собор, и Никон спустя столетие единодушно ратовали за унификацию церковных текстов в богослужении: в церковных книгах были значительные разночтения, произошедшие зачастую из-за ошибок переписчиков. Но, поскольку между двумя и тремя пальцами разница наиболее очевидна, — она и сыграла главную и роковую роль в расколе Церкви. В богоборческом советском государстве граждане об этом расколе знали преимущественно по роману Алексея Толстого «Петр Первый», в котором писатель живописует, как старообрядцы, запершись в церквях, сжигали себя заживо, предпочитая мученическую смерть богохульству: они считали, что троеперстие – это кукиш Богу…

История вопроса с перстами такова. Когда у греков появилась ересь монофизитов, то, крестясь двумя перстами, христианин этим самым выражал свою веру в то, что Иисус Христос по Своей природе в полной мере является Богом и в столь же полной мере – Человеком. Но, когда монофизиты с их заблуждением остались в прошлом, — греки стали креститься тремя перстами, выражая этим самым свою веру в Святую Троицу. Русь, перенявшая христианскую веру у Византии, подобных масштабных ересей не знала. Но зато, меняя персты вслед за греками, узнала раскол.

Однако историки считают, что унификация церковной жизни, в том числе ее чисто внешней, обрядовой стороны, была оправданна. По общему мнению тогдашних светской и церковной властей (царя и патриарха), установление такого единообразия являлось важным инструментом поддержания национального единства в стране, которая еще недавно пришла в себя после смутного времени и иностранной интервенции. Кроме того, в 1654 году по решению Переяславской рады произошло воссоединение Украины с Россией, а в Украине православная литургия проводилась по греческим канонам, и крестились там тремя перстами.

Патриарх Никон всячески, в том числе посредством церковной реформы, боролся за укрепление дисциплины, единоначалия и авторитета Церкви и священнослужителей, которые порой – увы – уважения к себе на заслуживали. Патриарх Никон выжигает поповское пьянство, старается не допускать к иерейскому званию непригодных людей. Историк Русской Церкви Николай Тальберг пишет о нем: «Никон обязывал духовенство читать в церквах поучения, сам усиливая свою ревность в проповедывании. Он требовал от духовенства должного знания св. Писания и церковной службы, христианской жизни, дабы служить примером для пасомых». Патриарх поднимал иноческую жизнь — им основаны Иверская обитель на Валдае, Воскресенский Новоиерусалимский монастырь под Москвой и Кийский Крестный — в Прионежье.

Церковная реформа объективно назрела. Было много какой-то неупорядоченности: многогласие; люди приносили в храм свои иконы, в том числе неканонические, ставили перед ними свечи; стояли в шапках; вели какие-то посторонние разговоры; и все это — на фоне длинной, непонятной большинству продолжительной службы.

Нужно учитывать и то, что и русский царь, и русский патриарх, каждый по-своему, хотя во многом схожими, насильственными методами, добивались определенной цели. Каждый из них стремился к тому, чтобы стать покровителем и владыкой для всего православного мира. И ради достижения этой цели они готовы были пойти на жертвы – за счет своего народа.

Отказавшиеся креститься тремя перстами ревнители старого благочестия преследовались. Так, согласно указу царевны Софьи, были уничтожены тысячи из них.

Петр Алексеевич, будучи единомышленником отца, Алексея Михайловича, продолжая его курс на усиление, расширение и ускоренное развитие технологически отсталой страны, остался верен реформам патриарха Никона. Благодаря этому по сути не Украина присоединилась к России, а Великороссия – к Малороссии. А это было крайне необходимо великой державе, которую строил Петр Великий: привлекаемых из-за рубежа образованных европейцев было недостаточно, нужны были образованные русские люди. Но, помня противостояние между своим отцом и властолюбивым патриархом Никоном, Петр Великий упразднил патриаршество, установив таким образом в Российской империи абсолютную власть монарха. А вот открытые гонения на старообрядцев при Петре Первом прекратились. Ведь он смотрел на все с точки зрения государственной пользы. Хотя реабилитировал ревнителей старого благочестия лишь Николай Второй. А в XVII веке, спасаясь от преследований со стороны государства, старообрядцы стали активно осваивать Сибирь. И это вполне устраивало прагматичного Петра Первого. Если староверы не упрямились в сотрудничестве с государством, Петр говорил: «Пусть хоть одним перстом крестятся, лишь бы польза была».

Кстати, первые христиане крестились одним перстом. А в 1990-е вчерашние руководители КПСС крестились пятерней – и никто их за это от Церкви не отлучал. И слава Богу: для Него-то главное — не наши пальцы, а наши души.

Антон САХНОВСКИЙ

На иллюстрациях:

— Патриарх Никон (1605 – 1681)

— Петр Первый (1672 – 1725)