Всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры!

Приветствую вас долгожданными словами непреходящей христианской радости:

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Буквально недавно мы находились в сумрачных тяжелых днях Страстной Седмицы, когда наблюдали за бессилием униженного людьми Богочеловека, за тем, как Он, оставленный всеми, преданный, поруганный, изъязвленный и окровавленный, шел на позорную смерть. Страшными и великими были те дни. Свинцовую их тяжесть не вынесла даже природа: «И земля потряслась; и камни расселись» (Мф.27:51), «и сделалась тьма по всей земле до часа девятого» (Мк.23:44). Так завершилась Великая Пятница — неутешная, скорбная, темная. Многие тогда думали, что на этом завершилась и сама история Христа, и траурные одежды навсегда останутся основным облачением христианской веры…

Всё изменилось «на рассвете первого дня недели» (Мф.28:1). Тихие и смиренные, верные и преданные – жёны мироносицы – первыми услышали у пустого гроба громогласные слова великого благовестника: «Его нет здесь — Он воскрес» (Мф.28:3). И вновь было трясение земли, и вновь природа встрепенулась. Но на этот раз не от мировой скорби, а от вселенской радости.

Христос Воскрес – и жизнь победила смерть! Христос Воскрес – и тьму сменил свет! Христос Воскрес – и всё, что было в этом мире, перестало быть прежним! По сей день в каждом символе, в каждом знаке, в каждом движении православного богослужения Церковь являет нам образы этой новой реальности Воскресшего Спасителя: и уже нет преграды между святилищем и народом, нет более средостения между миром горним и миром дольним. Открыты царские и дьяконские, «великия и малые» врата. По уставу так бывает только раз в году и только на Пасху. Потому что с первохристианских времен Воскресение Христово – это праздник полноты жизни, войти в которую Бог приглашает каждого, отверзая двери Своей любви.

К сожалению, в повседневной жизни вне ограды Церкви нередко бывает совсем иной опыт. Мы встречаемся не только с закрытыми, но и с наглухо заколоченными дверьми, за которыми вместо чаемых перспектив нас нередко ждет опасность или погибель.

В духовной жизни такое тоже встречается. Непросвещенный Духом Святым человек нередко ищет то, чего нет, стремится туда, где его ждет разочарование, верит тому, что является плодом его греховной фантазии.

В этой связи как символично всё то, что мы видим в наших храмах в период Пасхи, когда отверстые врата в иконостасах наглядно указывают на единственно правильное направление, приводящее нас не к эфемерной, а к подлинной жизни – Богу и Спасителю нашему! Ибо через Воскресение Христово человеку открывается и радость мира небесного, и полнота жизни мира здешнего.

Господь открывает человеку врата Своего Царствия, ожидая, что и врата нашего сердца будут открыты. Христос говорит: «Се, стою у двери, и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр.3:20). Одни слышат голос Божий и отзываются на Него, другие нет. Когда преподобного Серафима Саровского спросили, чем первые отличаются от вторых, святой старец ответил – решимостью. Решимость! Вот тот ответ, который ждет от нас

смиренный и терпеливый Бог. Вот то движение сердца, к которому призывают нас сегодня открытые церковные врата.

«Снизшел еси в преисподняя земли и сокрушил еси вереи вечные, содержащия связанные, Христе», — поется в Пасхальном каноне. Мы верим, что восстанием Спасителя из мертвых ад был повержен. Несокрушимая древняя твердыня рухнула. «Вереи вечныя» – эти адские цепи и засовы – пали под действием сокрушительной Божественной силы. Это наглядно изображается на иконе «Сошествие Христа во ад». Однако даже поверженный дьявол продолжает вести свою гибридную войну против нашего спасения. Не сумев убить Сына Человеческого, враг пытается убить Его в людях. И речь идет не только о прямых гонениях, масштабы которых весьма велики.

Страшнее смерти физической смерть духовная. Повсеместно в мире идут мощнейшие антихристианские кампании. Традиционные духовные ценности высмеиваются. Евангельская свобода от греха подвергается глумлению. Божественное достоинство человека попирается. Священные христианские образы втаптываются в грязь. Колоссальные силы и средства направлены на антицерковные информационные кампании, общественные провокации, богопротивные идеологии. Но жизнь сильнее смерти, и Бог всегда выходит из гроба, какими бы камнями не был завален вход в него.

Мы верим во Христа Воскресшего, мы верим в торжество Его Правды, в силу Его Истины и в подлинность Его любви. Ибо «по-настоящему подлинна лишь та любовь, в сердце которой был опыт смерти», говорил замечательный проповедник XX века митрополит Сурожский Антоний. Именно такой любовью любит нас Бог. И сегодня радость этой Божественной любви отверзает в наших храмах все врата, наполняет восторгом наши сердца и просветляет лица: «Ибо приблизилось Царство Небесное!» (Мф.4:17). Ибо Воскрес Христос!

Пусть в этот светлый день Пасхи Господней всякая нерешительность и сомнение покинут нас! Пусть Воскресший Спаситель наполнит нашу жизнь подлинной евангельской радостью. И пусть Его Воскресение станет и нашим личным воскресением, разрушающим «вереи вечныя» и открывающим нам врата навстречу Христу, Который есть Путь, Истина и самая Жизнь наша (Ин.14:6).

С праздником Пасхи Господней, дорогие мои!

ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ ХРИСТОС!

+ М Е Р К У Р И Й

митрополит Ростовский и Новочеркасский

Пасха Христова, 2021 год,

г. Ростов-на-Дону