Всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры!

 В этот великий и преисполненный Благодатного Света день обращаюсь к вам с пасхальным приветствием:

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Всего два слова, но сколько в них крепости, сколько силы, сколько дерзновения! Они отображают не только факт истории, не только радость нашей веры – в них итог древнейшего противостояния между Жизнью и смертью.

Смерть в этот мир вошла вместе с грехом. Когда Адам и Ева вкусили горький плод непослушания, они неминуемо отпали от Бога, Источника Жизни. Однако надежда на то, что смерть не вечна, что её власть не безгранична, что когда-нибудь «придет конец и ей самой» – встречается уже в ветхозаветных пророчествах. Царь Давид, за тысячу лет предвидя Победу грядущего Мессии, в радости восклицает: «Да воскреснет Бог, и расточатся враги Его!» (Пс.67:2) В откровении Давида Сын Божий предстает настолько могущественным, что всякий противящийся Ему подобен воску, который пытается бороться с огнем. «Как тает воск от огня, так нечестивые да погибнут от лица Божия», – говорит пророк, «как исчезает дым да исчезнут» (Пс.67:3). Какой наглядный образ! Смерть – крепчайший враг, но она исчезает пред Ним с такой же легкостью, как тает воск и как рассеивается дым.

Во всей полноте истина о торжестве Жизни над смертью открывается в Евангелии. Священное Писание свидетельствует, что подлинное чудо Воскресения заключается не только в способности Бога победить смерть, а в том, что верующие в Него становятся наследниками этой Победы и сопричастниками Самого Победителя. «Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть», – говорит апостол Павел, – дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения» (Рим.6:3-5).

Христово восстание из мертвых — это не просто великое торжество или важнейший догмат веры, это постоянно действующая сила, которая соединяет нас с Богом в вечности и обновляет нашу жизнь земную. Ибо «Пасха наша, Христос, – утверждает апостол (1Кор.5:7) и добавляет, – кто во Христе, тот новое творение» (2Кор.5:17).

Весь предыдущий опыт общения человека с Богом кардинально меняется во Христе Воскресшем. Если на заре человеческой истории, совершив первый грех, Адам говорит Богу: «Голос Твой я услышал в раю, и убоялся» (Быт.3:9), то первыми словами, которые услышали Жены Мироносицы у пустого Гроба, стали слова: «Не бойтесь… Он воскрес» (Мф.28:5-6). Между этим Адамовым «убоялся» и Евангельским «не бойтесь» – пролегают тысячелетия взаимоотношений Бога и человека, долгие века Божественного домостроительства. И вот, на смену древнему страху смерти пришла новая уверенность в Жизни – Пасха Христова.

В наши дни мы, словно древнее человечество, порой подвержены определенным страхам и переживаниям. Что с нами будет завтра, что нам есть, что пить, во что одеться? Эти повседневные вопросы часто порождают неуверенность в завтрашнем дне, провоцируют чувства бессилия и тревоги. Христос предлагает нам по-другому взглянуть на них. «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф.6:33).

Да, нам «не дано предугадать, что день грядущий нам готовит», но мы имеем дерзновение не страшиться этой безвестности. От нас сокрыто будущее, но открыта вечность. Жизнь наша принадлежит уже иному Царству, на пути к которому любящий Бог не оставляет нас. Преподобный Симеон Новый Богослов пишет: «Бог – начало нашего земного пути и желанная его цель. Но Он же и Тот, Кто шествует с нами по нему на всём его протяжении». Посему не будем уподобляться неразумным народам, про которых пророк Давид сказал: «Они убоялись страха, где страха нет» (Пс.13:5). Для новозаветной перспективы гораздо более важен иной вопрос: чему нас учит жизненный опыт – любви или ненависти?

В последнее время на нашу долю выпало много испытаний. Каждый оказался перед духовным выбором между любовью и ненавистью. Кто-то выбрал путь громкого диссидентства, кто-то – крест тихого служения. Я хотел бы искренне поблагодарить наше духовенство, монашествующих и мирян, врачей, медсестер и волонтеров, которые с терпением и любовью выполняют свой христианский и гражданский долг, выбирая благоразумие и служение ближним. Также хочу поблагодарить тех, кто сегодня перед лицом новой беды продолжает оказывать помощь раненным и обездоленным, беженцам и переселенцам, кто во дни Великого поста не только воздерживался от скоромной пищи, но и нёс чужие скорби, делился куском хлеба, согревал людей своим теплом. «Истинно говорю вам, – учит Господь в Евангелии, – так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф.25:40). Любовь к ближнему – вот то мерило, по которому Бог будет судить нас. Не по критерию наших «горячих слов, твердых убеждений и бескомпромиссных мнений», а по закону любви; любви ко всем, особенно к тем, кого любить непросто, кто с нами в чем-то несогласен. Это хорошая проверка нашей вере и нашим человеческим качествам. «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою», – учит Евангелие (Ин.13:35). Жизнь во Христе – это путь любви, и «под солнцем ничего нет больше, чем любовь»!

Блаженный Августин в одном из своих писем пишет: «Ужасные времена, ужасные времена – не устаем мы повторять. Но мы и есть времена. Каковы мы – таково и время». Пасха Христова не только возвещает нам Истину о Победе Жизни над смертью, о жертвенной любви Бога к человеку, Она вместе с этим наполняет нашу жизнь той силой, которая меняет времена и делает нас несокрушимо крепкими перед лицом любого испытания.

«Не бойтесь! Он воскрес!» Пусть эти первые слова о Воскресшем Господе будут главными словами нашей веры!

«Не бойтесь! Он воскрес!» Пусть этот факт истории будет непреложным основанием нашей надежды!

«Не бойтесь! Он воскрес!» Пусть этот гимн победившей Жизни будет призывом к нашей любви!

И пусть Благодатный Свет Христова Воскресения воссияет в каждом доме, в каждой семье, в каждом сердце, поддерживая нас во дни немощи нашей и укрепляя на протяжении всего земного пути.

 

ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ ХРИСТОС!

 

+ М Е Р К У Р И Й

митрополит Ростовский и Новочеркасский

Пасха Христова, 2022 год,

г. Ростов-на-Дону