Существуют разные способы отпугнуть стужу и приблизить лучистое весеннее тепло: мы традиционно затеваем масленичные гуляния, европейцы устраивают карнавалы. Эта весна пришла в Таганрог не без участия чудесного музейного «обряда» — в художественном музее открылась теплая выставка-бабочка «Русский Сезанн», на которой представлены живописные полотна Петра Кончаловского.

Как нам рассказала научный сотрудник Таганрогского художественного музея Татьяна Рябинская, выставка, составленная из пяти работ из музейного собрания, открылась накануне Дня влюбленных, и первыми её посетителями стали гости Таганрога – организованная группа туристов из Ростова и области.

Татьяна Рябинская и выставка-бабочка «Русский Сезанн»

Выставка приурочена к 145-летию художника-живописца, авангардиста Петра Петровича Кончаловского, который родился 21 (9 по старому стилю) февраля 1876 года в соседнем с нами Донбассе, в городе Славянск.

— Мы в конце зимы заманили весну – яркими красками картин Кончаловского, — делится Татьяна Рябинская.

— Причем полотна как будто сами собой сложились в одну трепетную бабочку. На одном её жанровом крыле — два прекрасных натюрморта, на другом — пара ярких пейзажей. Центральное же полотно показывает Кончаловского-портретиста — на выставке представлен портрет художника Германа Васильевича Федорова, сотоварища Петра Петровича Кончаловского по объединению авангардистов «Бубновый валет». На выставке представлено творчество раннего Кончаловского – счастливого, влюбленного, надеющегося на то, что французская эстетика приживется на русской почве.

Петр Кончаловский. Автопортрет.

Официальное название выставки – «Русский Сезанн». Оно – не случайно. Поль Сезанн — французский художник-постимпрессионист XIX – начала XX веков, творивший одновременно с импрессионистами. Живописные поиски и находки Поля Сезанна не позволяют вписывать его творчество в рамки одного художественного направления.

Сергей Прокофьев. Портрет кисти Петра Кончаловского.

— Кончаловский обожал Европу, особенно Францию, — продолжает куратор выставки. – Часто ездил в творческие командировки и неустанно следил за новыми направлениями в европейской живописи. Его мечта сблизить французскую эстетику с русской культурой находит отчетливое выражение, например, в работе «Натюрморт с красным подносом». На заднем плане – жостовский поднос. Наши посетители, особенно дети, видят в Кончаловском иллюзиониста: кажется, что букет не нарисован на подносе, а парит рядом с ним. Этот поднос – отсылка к ярмарочной вывеске, к лубку, к примитиву; и одновременно – к влечению русского человека к сказке, к чуду. Все «бубнововалетцы» стремились «вытащить» это исконно русское, и подать его по-новому, свежо, необычно. Кончаловский это делает на европейский лад, очень утонченно: он «приглашает» на свое полотно фарфоровые предметы, которые обожал Поль Сезанн — признанный мастер натюрморта, и выстраивает их в одну линию — как Анри Матисс… В результате русский дух и французский шарм, утонченность складываются в один из фирменных сюжетов, мотивов Петра Кончаловского: его красные подносы широко известны; это – своего рода визитная карточка творчества художника.

Обращает на себя внимание и нежный натюрморт «Букет. Тюльпаны», написанный в 1908 году.

— Кончаловский считал, что настоящим художником – не стать, пока не выучишься писать цветы, — рассказывает наш экскурсовод. – При взгляде на картину с разных ракурсов тюльпаны будто бы меняют цвет. Кому-то они кажутся почти белыми, кому-то – розовыми или желтыми, некоторые находят лиловые искорки… Полотно удивительно сочетанием несочетаемых, казалось бы, вещей. С одной стороны, — любимые Кончаловским шероховатая фактура, крупный мазок, с другой стороны – нежнейшая игра цвета и света, их переливов.

Одно из полотен «пейзажного» крыла выставки-бабочки — и вовсе волшебное. Такова работа «Пейзаж. Кассис», написанная художником во Франции в 1913 году. Кассис – город, расположенный на юго-востоке Франции, на Лазурном берегу, знаменитый прибрежными скалами и производящимися в окрестности винами.

— Кончаловский много путешествовал, — продолжает рассказ Татьяна Рябинская. – От его картины веет настоящим счастьем! Поэтому, если встать рядом с этим полотном, хорошенько сосредоточиться и загадать свое туристическое желание, то чудесный свет искусства и счастья, которым дышит полотно, этому желанию поможет исполниться. Мы в это и сами верим, и говорим об этом посетителям.

Вниманию организованных групп, желающих познакомиться с выставкой, предлагается художественно-поэтическая программа «Ольга, любовь моя…», в ходе которой гостей знакомят с удивительной историей любви Петра Кончаловского и его супруги Ольги Суриковой — его музы и главного критика.

Впрочем, и одинокому посетителю выставка подарит огонёк поэзии — в выставочном зале звучат записи стихов Вероники Тушновой, Беллы Ахмадулиной, Ларисы Миллер, Осипа Мандельштама, Иосифа Бродского. Все они — о бабочках, о красоте… Поэтические строки «приправлены» музыкой из балета Сергея Прокофьева «Ромео и Джульетта». Петр Петрович Кончаловский и Сергей Сергеевич Прокофьев были друзьями и, кроме того, — земляками: Прокофьев тоже из Донбасса, он родился в селе Сонцовка 23 (11 по старому стилю) апреля 1891 года, так что выставка в какой-то степени приурочена и к его грядущему 130-летию.

Желающим познакомиться с волшебной выставкой не стоит медлить: первоначально планировалось, что выставка будет экспонироваться до 14 марта; её работу продлили на две недели. Но уже в конце марта художественная бабочка все же упорхнет в фонды музея, богатейшая коллекция которого обещает таганрожцам и гостям города ещё множество сюрпризов.

Хештег выставки: #бабочкалетит

Антон САХНОВСКИЙ

Фото автора и из сети Интернет.