14 октября Русская Православная Церковь празднует Покров Пресвятой Богородицы. Этот праздник издавна особенно любим на Руси.

На начало церковного года приходится Рождество Пресвятой Богородицы, празднуемое 21 сентября. И это символично. Потому что с появления на свет Святой Девы Марии началось осуществление Богом Его плана спасения человека и человечества от порабощения грехом и смертью. Последний великий праздник церковного года – 28 августа, это — Успение Пресвятой Богородицы. Но Царица Небесная активно действует и на нашей земле, об этом как раз и напоминает Покров Пресвятой Богородицы.

Праздник Покрова Богородицы обязан своим появлениям чудесному событию, которое произошло в Константинополе еще до Крещения Руси.

История самого события, послужившего поводом к установлению праздника, известна достаточно хорошо. К столице православной Византии городу Константинополю подступили войска варваров. В те годы подобные набеги нередко заканчивались кровавой резней, и местные жители оправданно ждали, что уже к утру они могут проститься с жизнью.

Священники города и горожане-миряне молились об избавлении от врагов, и вот в четвертом часу ночи юродивому Андрею Константинопольскому во Влахернском храме явилось видение. На небе он увидел идущую по воздуху Богородицу, озаренную небесным светом, окруженную ангелами и сонмом святых. Как описывает это видение святой Димитрий Ростовский, Богородица «сняла с Себя блиставшее наподобие молнии великое и страшное покрывало, которое носила на Пречистой главе Своей и, держа его с великою торжественностью Своими Пречистыми руками, распростерла над всем стоящим народом.» Тогда святой Андрей спросил у своего ученика Епифания: «Видишь ли, брате, Царицу и Госпожу всех, молящуюся о всем мире?». «Вижу, святой отче, и ужасаюся,» – отвечал ему Епифаний.

покров00

Чудесный покров защитил город. Поднявшаяся буря разметала корабли варваров, словно скорлупки, избавив жителей Константинополя от лютой смерти.

Конечно, факт чуда невозможно доказать научно, однако о самом факте осады и спасительной бури есть немало исторических сведений. Вопрос вызывает лишь то, кем были кровожадные покорители византийской столицы? Зачастую этот праздник неверно связывается с нападением сарацинов на Константинополь, хотя византийские летописи ни словом не подтверждают этой версии.

Как полагает ряд ученых, события праздника описывают произошедшее с дружинами русских князей-варягов Аскольда и Дира. Известный историк Церкви Антон Карташов приводит текст патриарха Фотия, который хронологически подтверждает, что нападающими были именно русы, а не сарацины, поскольку сарацинские нашествия начались позднее.

Несмотря на то, что событие это произошло на Византийской земле, в греческий календарь этот праздник не вошел, но зато был принят и утвержден на Руси — благодаря святому князю Андрею Боголюбскому.

Так почему же именно на Руси эти события в памяти верующего народа остались глубже, чем даже в памяти потомков чудесно спасшихся византийцев? О князьях Аскольде и Дире известно не только как о жестоких воинах и разорителях чужих земель. Известно также и то, что после неудачного похода в Константинополь русы прислали императору Византии посла с просьбой направить в Киев христианского миссионера.

аскольд и дир

«Аскольд и Дир отправляются на юг». Миниатюра Радзивилловской летописи. Кон. 15 в. Библиотека Российской Академии наук (С.-Петербург).

Мужественные, храбрые, свирепые русы уважали грубую силу. И греческий Бог эту силу явил им. Те воинственные язычники-варвары, которые остались живы после страшной бури, были потрясены и покорены Богом греков. За много веков до этого Бог Саваоф являл Свою силу и другим язычникам, например, египтянам. Дикие северяне оказались гораздо восприимчивее цивилизованных жителей Верхнего и Нижнего Нила.

Киевские князья Аскольд и Дир со временем приняли крещение; крестились и многие из их дружинников. Так что моментальное поражение в не самой славной военной кампании лишило русов материальных трофеев, но принесло им нечто несравненно большее. Недаром события времен Аскольда и Дира порой называют «первым крещением русов».

Получается, в праздник Покрова Русская Православная Церковь празднует среди прочего и поражение славянского языческого оружия, оружия наших предков, силою Божьей и предстательством Пресвятой Богородицы. Поэтому этот праздник имеет столь большое миссионерское значение. Он говорит о том, что единство в вере стоит выше любых человеческих конфликтов, любых национальных стереотипов и антипатий. Именно понимание этой истины позволило русскому народу впоследствии воспринять этот праздник и сделать его частью своей православной традиции.

Наши древние предки-язычники не сомневались в бессмертии человеческой души; этим объясняется то, с какой легкостью они лишали жизни других и сами шли на смерть. Именно этим, а также их свободолюбием и нежеланием погрязать в коммерции, в том числе в работорговле, объясняется то, что пленных они не обращали в рабство, а просто-напросто убивали.

Также язычники-русы твердо знали и ощущали свое единство с душами оставивших этот мир предков. Но это не помешало им оставить прежних богов, принять Христа и христианство. Никакого предательства здесь не было. Язычники по-разному пытались угодить своим богам, приносили им разные жертвы, в том числе – человеческие. Но при знакомстве с Богом Истинным их ждало потрясение. Оказалось, их ждет Единый Всемогущий Бог, Создатель видимого и невидимого миров, и это — Бог-Любовь, Который ради них стал Человеком; Который Себя Сам принес в жертву; Который усыновил их; Который желает им, Своим приемным детям, счастья и единства с Ним. И они предали (передали) – не в негативном, а в лучшем смысле этого слова – и себя, и своих предков – под Власть Христа и под Покров Его Матери.

Как греки в свое время переняли христианскую веру у евреев (апостолы, как и сама Пресвятая Богородица, были именно евреями), а православный Константинополь стал «вторым Римом», так русские приняли веру от греков, а Москва стала «третьим Римом» — по слову Филофея: «Два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не бывать». Таганрогу же принадлежит особая роль в истории распространения православия в целом и почитания праздника Покрова Пресвятой Богородицы, в частности. Этот приморский город не зря называли «греческим царством». Именно наш город стал центром расселения в России бежавших от мусульманского владычества и притеснения греков. Покров Пресвятой Богородицы почитался всем русским народом, но казаками – в особенности. Понятно, что в златоглавом граде Петра, окруженном землями Области Войска Донского, это был особый день, и не только для живших тут великоросов и малоросов, но и для греков – тоже. Здесь проживало и множество евреев, причем в многонациональном южном богатом купеческом городе взаимоотношения между христианами и иудеями были близкими к идеальным, так что таганрогские евреи к своей соплеменнице Мариам относились более чем лояльно.

Кто увидел Её?..

Андрей Юродивый (Андрей Константинопольский) – известный христианский святой.

Блаженный Андрей, Христа ради юродивый, был славянин, родом из Скифии. Жил в Х веке в Константинополе, куда попал в результате пленения в детстве. Был рабом богатого сановника, который отдал Андрея, отличавшегося прекрасной внешностью, добрым нравом и незаурядными способностями, обучаться Священному Писанию.

андрей юродивый

Блаженный Андрей Цареградский. Икона с клеймами

С юных лет он полюбил храм Божий и Священные книги. Однажды в сонном видении перед Андреем предстал Ангел Божий. «Иди на добрый подвиг, – передал Божий Вестник, – будь юродив ради Меня и много получишь в день Царства Моего». Понял блаженный, что Сам Господь призывает его на подвиг. С этого времени Андрей начал ходить по улицам города в рубище, как будто разум его помутился. Хозяин с позором выгнал своего вчерашнего любимца из дома. Многие годы терпел святой насмешки, оскорбления. Благодушно сносил он побои, голод и жажду, стужу и зной, прося милостыню и отдавая её другим нищим. За свое великое терпение и смирение святой получил от Господа дар пророчества и прозорливости, спас многих от душевной погибели и обличил многих нечестивцев.

Во время молитвы во Влахернском храме святой Андрей сподобился узреть Пресвятую Богородицу, покрывающую молящихся Своим омофором.

Пространное греческое Житие Андрея Юродивого было переведено на древнерусский язык в XII веке и стало очень популярно на Руси. Память совершается Русской Православной Церковью 15 октября.

Наша земля – под Её Покровом.

В Донском краю праздник Покрова Пресвятой Богородицы особенно любим и почитаем. В Таганрогском благочинии – два храма, в которых это – престольный праздник. Оба эти храма Покрова Пресвятой Богородицы – в Неклиновском районе: в селе Покровское, являющемся районным центром, и в селе Натальевка. Омофор Матери Божьей венчает гербы села Покровское и всего Неклиновского района.

Антон Сахновский

Антон Сахновский