Примета века – жажда чуда. А чудо – рядом. Причем чудо из чудес. Таинство таинств. Мы в большинстве своем обязаны не только помнить о нем, но и быть его соучастниками. Мы же, между тем, делаем вид, что о нем и не знаем…

Разговор о нем ведут клирик таганрогского Свято-Никольского храма иерей Георгий Канча и наш корреспондент Антон Сахновский.

– Отец Георгий! 7 апреля, на Благовещение Пресвятой Богородицы, мы вспоминаем, что Младенец Христос, как всякий младенец, до Своего Рождества в течение 9-и месяцев рос и развивался внутри Своей Мамы. В чем человек, причащаясь, уподобляется Пресвятой Богородице, а в чем различия?

– Благовещение – очень важный праздник. И мы в этот праздник вспоминаем об очень многом и очень значимом. Благовещение – момент, когда совершается зачатие Спасителя. Его зачатие совершается не обычным путем, который состоит в супружеском общении мужчины и женщины. Его зачатие совершается чудом. Сила Святого Духа совершает невозможное. Без участия мужчины у женщины образуется зародыш мужского пола. Но при этом ни Святой Дух, ни Бог-Отец, как иногда думают, не становятся мужьями Богородицы: Она навсегда остается Приснодевой – Пресвятой Девой; и это тоже – чудо. Бог-Отец рождает Сына еще до сотворения мира, пространства и времени. Но Младенец Христос – извечный Бог-Сын, обретающий плоть через Мать, однако не имеющий отца по плоти. С момента Воплощения Бог начинает жить полностью человеческой жизнью: это – внутриутробное развитие, рождение, жизнь и смерть. Мне кажется, важное благовестие для современного мира состоит в том, что в момент зачатия Богочеловек, Христос, уже существует. И это для нас является вестью о том, что всякий человек тоже существует уже с момента зачатия.

Благовещение нам также напоминает о мужестве и о доверии к Богу Девы Марии, которые нам трудно вообразить. Господь не совершает насилия: Он посылает Ангела, который ведет с ней диалог и спрашивает её согласия. Когда она приняла Волю Божью, то поставила себя этим в очень сложное положение. Все люди знали, что дети с неба не падают. Когда она забеременела, – для неё это была не просто репутационная потеря. По законам того времени женщину, совершившую прелюбодеяние, забивали насмерть камнями. Когда Иосиф Обручник узнал о её беременности, – он был смущен. Для него это было моментом испытания. Будучи милосердным человеком, он хотел её тайно отпустить, чтобы спасти жизнь – ей и ребенку. И его остановило только заверение посланного Богом Ангела: случилось чудо, «ребенок упал с неба»; и в глазах окружающих именно праведный Иосиф стал отцом Иисуса.

– Праведному Иосифу Ангел объяснил его ошибку, а нашим читателям объясните, пожалуйста, вы: зачем христиане причащаются? И, вообще, что такое Причастие?

– Причастие – это главное действие в жизни христианина, в котором он может выразить свою любовь к Богу. По-гречески причастие – «евхаристия», в переводе на русский – «благодарение». Человек благодарит Бога за Его дар. А Бог дарит человеку Высшее Благо – Самого Себя.

Смысл Причастия – в том, что Иисус Христос совершил наше спасение через Свою жертву – взойдя на Крест, взяв наши грехи на Себя. Спасение Он

преподнес всем людям доброй воли – всем, кто этого хочет. Спасение – это дар. Это – дар для всех людей – и хороших, и плохих; Сам Христос постоянно подчеркивает это. А дар имеет еще одну важную сторону: когда нам что-то дарят, чтобы дар получить, – его надо принять. Причастие – это как раз и есть принятие Дара. Чтобы быть христианином, нужно состоять в общине учеников Христа. Вступление в эту общину совершается через Таинство Крещения. А, если выражаться светским языком, – членство в общине учеников Христа подтверждается через Причастие. Это – внешняя сторона. Есть и внутренняя. С богословской точки зрения, через Причастие происходит соединение человека со Христом – через хлеб и вино, которые становятся Его Телом и Кровью. Причащаясь, мы соединяемся и с Богом, и со всеми христианами, которые становятся для нас духовными родственниками – братьями и сестрами. Если человек никогда не причащается, и не чувствует потребности в этом, и не побуждает себя к этому, – его невозможно назвать христианином. Даже если он крещен.

– То есть между христианами и всеми остальными водоразделом является участие не в Таинстве Крещения, а в Таинстве Причастия?

– Многие наши соотечественники считают себя христианами уже только потому, что их когда-то крестили. Но если человек согрешает, – он перестает быть христианином. Если человек, будучи христианином, совершает какой-то грех, – он фактически отправляет Христа на Крест. Может ли человек после этого считать себя Его учеником? Только учеником-предателем. А наше возвращение к Нему может состояться только через покаяние в этом грехе, через Исповедь и через Причастие.

– А как часто христианин должен причащаться? Каковы пределы нормы?

– Здесь не может быть общих норм. Определить можно только верхнюю планку. В идеале человек должен так стремиться жить, чтобы каждый день для него был день Причастия. Но мы понимаем, что в реальной жизни это практически невозможно. Если человек хочет ревностно проводить свою христианскую жизнь, – ему ничто не мешает причащаться каждую неделю и каждый праздник. Все зависит от внутреннего состояния человека. Кто-то причащается раз в год, в Чистый Четверг, – и ему этого пока что достаточно. Но для христианина важно знать и помнить про Причастие; про то, что это – самое главное, самое великое Таинство, «Таинство Таинств». Церковь призывает причащаться как можно чаще.

– Но Причастие может быть и в осуждение? Как и почему?

– Если человек, не раскаявшись, приступает к Причастию, – это действие подобно поцелую Иуды, который приближается к Спасителю и выражает свою любовь через поцелуй, но при этом отправляет Его на Крест.

– Бывают ли другие ошибки у тех, кто причащается?

– Люди очень часто воспринимают Причастие как пилюлю, которая их исцелит, поможет их духовности, какому-то возрастанию. Но это все – ложные цели. Потому что истинная цель Причастия – соединение со Христом и со всеми остальными христианами, составляющими Тело Христа. То, что христиане – братья и сестры друг другу – это не просто слова. Когда мы причащаемся, – мы должны ощутить, что те люди, которые пришли в храм одновременно с нами, не обязательно должны нам нравиться. Они пришли, не спросив нас: их призвал Господь. И это – не обязательно наши друзья. Друзья – это те, кого мы выбрали сами, и позвали к себе. А братья и сестры – это не те, кого мы выбираем: их нам преподносят родители, а посылает Господь. И мы не обязаны дружить с братьями и сестрами. Но мы должны их любить. Мы можем расстаться с другом, хотя это и печально; но мы не можем расстаться с братом и сестрой: они всегда останутся нам братом и сестрой. И каждое Причастие для нас – это соединение и с Богом, и с окружающими нас людьми. Соединение в любви.

– А как же Церковь мирится с тем, что это понимают не все приходящие в храм и подходящие к Чаше со Святыми Дарами?..

– Что греха таить? Многие люди, находящиеся в Церкви, не являются совершенными христианами. Это – верующие люди, но, наверное, во многом – язычники. Но Церковь не гонит их: она ждет, когда в них пробудится какое-то евангельское ощущение.

– Часто гадалки своих клиентов посылают на Причастие. Как вы это прокомментируете?

– Если человек идет причащаться по требованию гадалки, то это – как раз тот случай, когда человек причащается в суд и в осуждение. Потому что Бог ему дарит Самого Себя, а человек Его использует как припарку.

– Чтобы стать достойным Причастия, нужно прочитать специальные молитвы и, кроме того, три дня поститься. А Церковь, оказывается, призывает христиан в Светлую Седмицу (в Пасхальную неделю) причащаться по возможности даже ежедневно. А, с другой стороны, раньше тех, кто в Пасхальные дни постился, за это – ни много, ни мало – отлучали от Церкви. Неразбериха какая-то получается, неразрешимое противоречие…

– Начнем с того, что никакой человек своими силами достойным Причастия стать не может в принципе. Но Церковь установила определенный минимум требований к действиям, которые человеку необходимо предпринять при подготовке ко Причастию. Эта подготовка состоит из трех дней поста и последования ко причащению, включающего определенные молитвы. Наши пост и молитвы подготавливают нас ко Причастию. Но это – не чекпоинт (промежуточная фиксация на дистанции). В некоторых случаях человек может быть готовым ко Причастию и без такой подготовки. А, с другой стороны, человек может очень много поститься и молиться, но душа его не готова раскрыться перед Христом. Так что это – только средство подготовки ко Причастию – для людей, которые не живут регулярной церковной жизнью, не соблюдают постов, редко причащаются и молятся. Если человек соблюдает многодневные посты, постится в среду и пятницу, – ему дополнительного поста для Причастия не нужно. Ему нужен только евхаристический пост – накануне Причастия ничего не есть и не пить после полуночи.

– В Чистый Четверг с утра каждому нужно выкупаться. Если в семье – несколько человек, – бабушка-христианка пропустит сначала детей и внуков: им – на работу, на учебу. А потом сама не успеет в храм. Как быть в этой ситуации?

– Мыться в Чистый Четверг – народная традиция. С христианством она связана тем, что в день, когда Иисус готовился совершить Евхаристию, Он перед этим омыл ноги учеников. Заходя в дом, омывали ноги. Потому что это было ритуальное омовение от скверны. Христос, омыв ноги учеников, нарушил иерархический порядок. Во всех традиционных обществах всегда ученик служит учителю, ученик моет ноги учителю, а не наоборот. Иисус эту традицию сломал. И показал, что ученики, которые станут руководителями Церкви, должны тоже воспринимать себя как тех, кто служит, а не тех, кому служат. Так что это действие было символическим. Но в народной культуре оно сохранилось: люди стали стремиться уподобиться апостолам. В этом, то есть в телесной чистоте, конечно, нет ничего плохого. Но это – не духовная практика. Так что христианину в Чистый Четверг нужно причаститься. Если есть возможность. Если нет возможности, – нестрашно: можно причаститься в другой день.

– Некоторые люди, привыкшие причащаться часто, если не причащаются по каким-то причинам больше недели, – уже себя плохо чувствуют. Может сложиться впечатление, что это – зависимость…

– Одна из книг Ветхого Завета – «Песнь песней». Она часто смущает людей. В ней изображена история эротических любовных отношений царя Соломона с его возлюбленной. Церковь понимает это как образ отношений души и Бога. Любовная страсть – очень сильное чувство. Во имя любви человек совершает подвиги. Стремление к Богу у человека должно быть подобной интенсивности. Если человек любит, – он всеми силами стремится к объекту своей любви. И если человеку плохо без объекта любви, – в этом ничего плохого нет; это – нормально.

Но важно помнить, что любовь – не только радость, но еще и труд, и какие-то жертвы. Если мужчина любит женщину, – он говорит ей: «ДА!» А всем остальным – однозначное: «Нет!» Если он говорит еще кому-то: «Может быть,» – значит, он никого из них не любит. Любить женщину – значит, любить одну только её.

Любить родителей – значит, заботиться о них. А забота достигает своего пика, когда они стареют, болеют и умирают. И в это время наша забота не доставляет нам никакого удовольствия. Никому не радостно ухаживать за больным, который плохо себя ведет, страдает и мучается. Но если мы бросим в этот момент родителей, – мы проявим предельную нелюбовь. То есть любовь – это не только ахи и охи; иногда это – сжатые зубы и выполнение долга. Так же – и в духовной жизни: ты не всегда взлетаешь на небеса в своей молитве, но порой и принуждаешь себя, и терпишь искушения, испытания веры, и все это – нормально.

– Что касается любви к родителям. Вы однажды говорили на проповеди, что лучшее поминовение усопших нами, высшее проявление нашей к ним любви – это именно наше причастие. Объясните, почему?

– Самое страшное в смерти – то, что она нас разлучает с любимыми. Но мертвые по-христиански называются усопшими, а смерть – успением. То есть мертвые – это спящие, а смерть – это сон. Потому что христиане верят в то, что, как Воскрес Христос, воскреснут и все люди. И это будет моментом пробуждения и встречи. Но этот момент готовится Причастием.

Причастие нельзя сводить лишь к тому, что мы видим в храме. Причастие – это духовная реальность. Святые отцы говорили, что Причастие совершается не только для людей, в том числе для душ усопших, но и для ангелов: когда хлеб и вино превращаются в Тело и Кровь Христовы, – ангелы приникают к Богу через это действие. Души усопших не причащаются телесно, как мы, но причащаются духовно, как ангелы. Так что, выполняя Божью заповедь и причащаясь, мы не только соединяемся с Ним и с другими причастниками, – мы помогаем душам усопших и самим ангелам соединиться и с Богом, и друг с другом, и с нами.

Антон Сахновский

беседовал Антон Сахновский

Иерей Георгий Канча

иерей Георгий Канча