В августе церковный календарь предлагает нам среди прочих две знаменательные даты — дни памяти святителей Митрофания Воронежского и Тихона Задонского. Многие читатели библиотеки Центра семьи и молодежи придерживаются доброй традиции в памятные дни прославленных Русской Православной Церковью святых, перечитывать книги, содержащие жития и труды этих великих подвижников. Предлагаем вашему вниманию обзор таких книг и приглашаем за ними в нашу библиотеку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Ангел земный и человек небесный был еси, святителю отче Митрофане: вперив бо ум в Божественная, временная и земная пренебрегл еси, темже и вселися в тя Пресвятый Дух, Егоже благодатию светло украшен еси» — строки из акафиста святителю Митрофанию Воронежскому. На 300-летии со дня прославления святителя Митрофания Патриарх Алексей II-й сказал о нем: Стоя на высоте своего пастырского служения Святитель оказал великую пользу и Церкви, и государству. Много трудов пришлось положить святому архипастырю по благоустройству своей новоучрежденной Воронежской епархии. Он строил и украшал храмы,  заботился о просвещении пастырей и паствы, открывал при храмах школы, вел борьбу с возникшим расколом, который колебал умы его паствы. Особое дерзновение перед Богом он имел о детях, заботился о том, чтобы они возрастали в страхе Божием, любви и преданности Отечеству…»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Очень жаль, что московскими издательствами житие святителя выходило за 300 лет всего лишь в этом веке дважды.  Остальные были выпущены в Воронеже и на территории других епархий попадали случайно. В нашей библиотеке таких книг — спасибо паломникам! — несколько.

Житие его не велико по объему, не изобилует подробностями. Но безусловно поучительно. В роду его были священники. И сам Михаил Васильев (имя в миру) от юности избрал пастырский путь служения Богу, как и его отец. В 40 лет, ровно на половине жизненного пути, овдовел. Сын к тому времени избрал иноческое послушание. И отец Михаил принял монашеский постриг с именем Митрофаний. Господь ссудил будущему святому   жребий духовного водительства другими. Очень скоро он стал пользоваться уважением братии, стал игуменом Унженского Троицкого монастыря, которому покровительствовал царствующий дом Романовых.

В 1681 году решением Московского Собора была учреждена Воронежская кафедра. И игумен Митрофаний, по желанию царя российского, стал первым ее архипастырем.  В то время многие местные жители не были, как сейчас бы сказали, воцерковленными, уважения к отеческой религии не испытывали. И не удивительно. Воронежские земли были окраинными в империи. Сюда бежали от гонений старообрядцы. Много было и тех беглых, которые привыкли жить неподвластно, по своей воле. Немало здесь было людей, которые не просто носили языческие имена, но и жили язычниками, Уровень же пастырей, по мнению святителя был низок. Монастырская жизнь находилась в упадке, во внутреннюю жизнь монастырей часто вмешивались жертвователи-миряне. Неуважение к храму и духовенству даже среди высшего слоя населения доходило до того, что были случаи, когда служба прерывалась непристойной перебранкой, а храм Божий делался местом избиения священника. Чтобы исправить ситуацию, от святителя Митрофания требовалось не только желание, не только силы — духовные и физические, но и способность самому быть примером духовной нравственной жизни, устремленности к Богу, ежеминутном памятовании о Нем, умение сочетать требовательность к пастве с истиной христианской любовью.

Пламеневший духом пастырской ревности, он стремился зажечь ее огонь прежде всего  в сердцах подчиненных ему пастырей, говоря, что «простец согрешивший за свою едину душу ответ дает Богу, а иерей — за многих паствы своея».

Бывая, по словам апостола, всем вся, он для всех был доступен, и нужды каждого почитал своими. Нищие и богатые, знатные и простые, старые и юные одинаково обретали в нем чадолюбивейшего отца и бдительного попечителя о душах.

Среди тех знатных, которые прибегали к святителю Митрофанию за помощью и советом, был и император российский Петр I-й.  Нрав у императора был крут. К священническим чинам он относился без пиетета, много стороже, чем его предшественники на престоле. «Хотящу некогда благоверному императору Петру беседовати с тобою, призван был еси во двор царский» — читаем мы в акафисте святому. Петр пригласил святителя в свой дворец в Воронеже. Тот приходит и еще при входе видит «украшения» — статуи Меркурия, Аполлона, Венеры, которые в России 17 века воспринимались как идолы языческих богов. Митрофаний разворачивается и уезжает. Страшно даже представить себе реакцию вспыльчивого Петра, который в сердцах велел передать святителю Митрофану, что в случае неявки, за непослушание своё он будет казнен. Что же отвечает святитель? «В жизни моей государь властен; но неприлично христианскому государю ставить языческих идолов и тем соблазнять простые сердца» Просто и предельно точно. Никаких раболепства или дерзости. Ответил и стал готовиться к последнему богослужению, молиться за вечерним богослужении о прощении своих грехов перед смертью. Царь, узнав, по какому поводу служба, был сражен смирением и мужеством епископа, проникся к нему еще большим уважением. Он приказал снести статую и оповестить об этом старца. На следующий день состоялось примирение.

Перед уходом из жизни земной, святитель Митрофаний успел написать свое знаменитое «Духовное завещание». В нём много пишет Митрофаний о смирении, умеренности, сотворении добрых дел. Практически в любом варианте жития можно познакомиться с этим завещанием.

На похоронах царь Петр лично нес гроб святителя, может быть единственного пастыря Церкви, который покорил Великого царя своей великой любовью. «Не осталось у меня такого святого старца». — сказал Петр, когда гроб опускали в землю.

Память о святителе Митрофании Воронежском живет в наших сердцах. Более 200 храмов в России освящены в его честь. До революции была и в Таганроге Митрофаниевская церковь. Закрыта она была в 1933 году. Почитать об этом красивейшем храме можно в книгах:

  • Филевский П.П. История города Таганрога
  • Гаврюшкин О. Отблески золотых куполов
  • Сирота Е., Юрченко А. От ангела к ангелу: путеводитель по утраченным храмам Таганрога

 

 

 

 

 

 

 

 

 

26 августа чествуется память святителя Тихона Задонского.  В энциклопедии читаем о нем»: «епископ Воронежский и Елецкий, богослов, крупнейший православный религиозный просветитель XVIII века. Канонизирован Русской церковью в лике святителей, почитается как чудотворец».

Не много случаев в нашей Церкви, когда за одним и тем же святым отмечаются такие дары – талант богослова (о нем часто говорят «русский Златоуст») и дар чудотворения. Знакомство с жизнеописанием святителя Тихона Задонского – это событие в жизни православного читателя. Они разными авторами писались с неизмеенным вдохновением и любовью к подвижнику. И эти вдохновение и любовь безусловно передаются читателю.

 

 

 

 

 

Постараемся отметить характерные черты каждой из них.

  • Святитель Тихон Задонский /Составитель А. Маркова.

Образ святости и подвижничества святителя Тихона Задонского особенно близок идеалу русского человека, всегда почитавшего в своих архипастырях искреннюю веру, смирение, открытую для мира простоту и сердечное попечение о людях.

«Я никогда и не мыслил о важном сане… У меня были мысли непременно куда-нибудь удалиться в пустынный монастырь, постричься в монахи и проводить уединенную жизнь…» – говорил святитель Тихон. Промысел Божий судил иначе.

Как и воронежский святитель Митрофаний, святитель Тихон Задонский родился в семье духовного сословия. Был в семье младшим, шестым ребенком. Вскоре после его рождения отец умер. Семья бедствовала так сильно, что мама его готова была отдать маленького Тиму бездетному односельчанину-ямщику в сыновья. Старший брат Ефим на коленях умолил мать оставить Тиму в семье. «Куда вы ведете брата? Ведь ямщику дадите, ямщиком и он будет. Я лучше с сумой по миру пойду, а брата не отдам ямщику. Постараемся обучить его грамоте, то он, может, в церкви какой в дьячки или пономари определится». Тимофей остался в семье. В свое время он окончил церковное училище, семинарию. Учился увлеченно. Половину казенного хлеба продавал, чтобы купить свечи. А свечи нужны были для ночных бдений за книгами. Еще на последних курсах семинарист Тимофей привлекался к преподаванию риторики и греческого языка. Монашество принял в 34 года. Меньше чем через год уже был архимандритом и ректором семинарии! И еще через два года он — епископ!

В главе «Епископство» мы читаем о том, что избрание святого на это служение произошло столь замечательным образом, что ни у кого не оставалось сомнение — это явно выражение Воли Божией. Когда потребовалось назначить викария в Новгородскую епархию, архиепископ Новгородский Димитрий (Сеченов) предложил семь кандидатов. В первый день Пасхи должны были метать о них жребий.  Во время Херувимской песни архиерей, стоя у жертвенника, вынимал частицы о здравии. В числе прочих сослужащих к нему подошёл и архимандрит Тихон с обычным прошением: «Помяни мя, владыко святый». — «Епископство твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем», — отвечал владыка Афанасий, и тут только, заметив свою обмолвку, с улыбкой прибавил: «Дай вам Бог быть епископом». В тот же день в Санкт-Петербурге трижды метали жребий, и трижды выпадал жребий Тихона. Новгородским викарным епископом владыка Тихон пробыл меньше двух лет. И следующее назначение – Воронежско-Елецкая кафедра.

Воронежская епархия, в состав которой в те времена помимо Воронежской губернии входили некоторые города Тамбовской, Орловской и Курской губерний, а также Область Войска Донского, нуждалась тогда в преобразованиях.  Четыре года святитель Тихон возглавлял Воронежскую кафедру. И во славу Божию трудился здесь не жалея сил и здоровья.

Всего четыре года и семь месяцев суждено было преосвященному Тихону возглавлять Воронежскую кафедру, но сколько пользы успел он принести епархии за это короткое время! Сознавая, что духовное и нравственное состояние народа в значительной степени зависит от правильного понимания своих обязанностей духовенством, основное внимание он уделял состоянию и образованию клира. Стремясь поднять духовный уровень священников на подобающую высоту, святитель Тихон возродил Духовную Семинарию в Воронеже, много сил и времени посвятил устроению двух основанных им Духовных училищ; ввел строго уставное богослужение и требоисполнение; им было написано множество книг в помощь преподавателям, семинаристам и служащему духовенству, поучений монашествующим, окружных посланий, направленных на упорядочение церковной жизни и просвещение паствы. В своих поучениях он особенно обличал сребролюбие, воровство, безнравственные увеселения, пристрастие к роскоши, скупость, недостаток любви к ближним. Он первый из архипастырей запретил в своей епархии телесные наказания священнослужителей, защищал своих подчинённых и от светских властей. Святитель не забывал и о церковном благолепии, ремонте храмов и монастырей. Известна ревность Святителя в увещевании раскольников. Наделенный от Бога высоким даром убеждения, он, подобно святителю Иоанну Златоусту, бесстрашными обличительными проповедями сумел искоренить языческие обычаи, дотоле распространенные в народе… – словом, всего себя святитель Тихон отдавал исполнению архипастырских обязанностей, движимый послушанием Церкви и заботой о спасении вверенной ему паствы.

Конечно же, не за архиерейские труды прославлен святитель Тихон Задонский.  Какие же качества его личности Церковь ставит нам в пример? В представляемом сборнике есть примечательный раздел «Воспоминания». В нем размещены свидетельства его келейников Василия Чеботарева и Ивана Ефимова. В них, главным образом, приведены описания отдельных событий из жизни преосвященного Тихона, о которых они слышали из его уст или свидетелями которых были сами. Это драгоценные для нас черты земной жизни Преосвященного — описание благодатных видений Святителя и таинственных предзнаменований его будущей славы. «Цельное впечатление записок много говорит в их пользу: под их влиянием читатель отрешается от своего времени, чувствует себя на другой почве, отдаленной от него и временем, и целым складом жизни, и остается зрителем живых образов и действительных картин»…

 

 

 

 

 

 

 

  • Морев Л.А. Святитель Тихон Задонский. Житие. Акафист.
  • Морев Л.А. Задонский патерик

Книга Л.А. Морева предваряется эпиграфом из «Дневника писателя» Ф.М. Достоевского: «А, кстати, многие ли знают про Тихона Задонского? Зачем это так совсем не знать и совсем дать себе слово не читать? Некогда что ли? Поверьте, господа, что вы, к удивлению вашему, узнали бы прекрасные вещи…» И автор жития делает акценты именно на «прекрасном» в святом угоднике — на его устремленности к Богу, на его милосердие, его духовных дарах, на тех чудесах, которые свершались по молитвам святителя.

Написаны книга замечательным языком. Её хочется не только читать, но и перечитывать. Чуть позже в Задонске вышла еще одна книга этого писателя – «Задонский патерик», в состав которой автор так же включил житие святителя.

  • Круглянская Н.А. Святитель Тихон Задонский (Серия «Православие. Традиции. Люди»)

Обращу Ваше внимание на раздел данной книги, посвященный пребыванию святителя Тихона в Задонском Рождество-Богородицком монастыре. Пошатнувшееся здоровье, постоянное стремление к уединению и безмолвию привели к тому, что владыка проявил настойчивость в своих прошениях уйти за штат. Он трижды обращался к руководству с просьбой об освобождении от управления епархией. Ему отказывали, и он вынужден был обратиться к императрице. Императрица ходатайство удовлетворила. Ему была назначена пенсия и дозволено жить там, где он пожелает. Последние 14 лет своей жизни святитель провел в Задонске.

Здесь он раздал свое скудное имущество, оставив лишь самое необходимое, и зажил простой монашеской жизнью: регулярно участвовал в богослужении, регулярно молился келейно, занимался монастырскими хозяйственными делами. Нередко он выходил к людям под видом обыкновенного инока, желая узнать об их трудностях, а потом помогал из своей пенсии, тем из них, кому считал нужным. Привыкший с детства к бедности, каждый раз, садясь за скудную трапезу, он думал о бедняках, у которых сейчас вовсе нет еды, и начинал упрекать себя за то, что мало трудов, как он считал, посвятил Церкви и всегда при этом плакал.  Свой немалый по тем временам пенсион – 500 р. (За эти деньги можно было в течение года снимать трехкомнатную квартиру в каменном доме в Петербурге) — святитель полностью тратил на милостыню. Порой на ту же милостыню занимал у своих келейников. В оказании помощи особое внимание оказывал заключенным в острогах. Не только отсылал туда необходимое – продукты, одежду, но и нанимал врачей, сам приходил поговорить с сидельцами, вёл с ними душеспасительные беседы, располагая к покаянию.

«Ночи он имел привычку провождать без сна, а ложился на рассвете. Упражнением его были в ночное время молитвы с поклонами, но притом не хладные его молитвы были, но самые горячие, от сокрушенного сердца происходили, так что иногда и гласно вопил он: «Господи, помилуй! Господи, пощади!» И присовокуплял еще: «Кормилец, помилуй!» Сам же главою ударял об пол». – вспоминал келейник. В Задонске о святителе за глаза говорили – кто с иронией, кто с благоговением – «наш плачущий епископ».

Характер у святителя был непростым. Он был горяч, часто раздражался, корил сам себя за высокоумие.  Эти качества вызывали в нем искреннее сокрушение, он старался их изжить. Святитель просил помощи у Господа и постепенно, неустанно трудясь над собой, стал кротким и незлобивым. Иногда доводилось ему слышать критику и откровенные насмешки в свой адрес, однако он всегда в таких случаях говорил себе: «Так Богу угодно, а я достоин этого за грехи мои». Однажды свт. Тихон сидел на крыльце своей кельи и его одолели высокоумные помыслы. Мимо проходил юродивый Каменев, который подбежав к святителю, вдруг ударил его по щеке, прошептав на ухо: «Не высокоумь»! И святитель сразу же почувствовал, что «бес высокоумия оставил его». Другой раз пришлось ему беседовать с богатым дворянином, поклонником Вольтера. В разговоре он сумел кротко, но уверенно опровергнуть все безбожные доводы собеседника, а тот, в гневе, ударил святителя по щеке. А святитель, упав на колени, стал просить прощение у дворянина за то, что вызвал в нём гнев. Это произвело на гордеца такое сильное впечатление, что впоследствии он вернулся к Православию.

… Последний год жизни святитель Тихон жил с частичной парализацией. «Смерть его была столь спокойна, что как бы заснул» — свидетельствовал келейник.

Память святителя Тихона, со времени блаженной кончины его, благоговейно чтили, как в обители Задонской, так и вне ее – все те, которые лично знали его или читали и слышали о святой и богоугодной его жизни.

Еще до обретения мощей святого, были попытки увековечивания его памяти. Его биограф Н.В. Елагин пишет: «В подмосковном имении действительного тайного советника Ивана Владимировича Лопухина, в селе Савинском, рассматривая грот, я нашел там великолепный памятник Преосвященному Тихону, епископу Воронежскому, коего память величается ежедневным стечением народа в Задонский монастырь. На памятнике изображена на высоте горящая свеча. Достойна она памятника…» В Задонской обители вели подробную запись всем чудотворениям, по благодати Божией совершавшимся при гробе святителя. Чудесные исцеления, во множестве совершавшиеся по молитвенному обращению к святителю, не могли оставаться тайной, распространялись повсеместно и влекли верующих, страдавших разными недугами, к угоднику Божию. Больные исцелялись иногда при одном обещании поклониться святителю Тихону, или во время служения панихиды при его гробе; иные избавлялись от непредвиденной смертной опасности одним молитвенным призванием святителя на помощь. Многие до исцеления страдали столь тяжкими болезнями, что врачи, самые искусные, признавали их безнадежными к выздоровлению. Видя своих больных потом здоровыми, они письменно объявляли, что исцеление их могло последовать только по благодати Божией, свыше всех пособий медицинских. В записях обители сотни чудес, совершенных по молитвенному ходатайству святителя Тихона, засвидетельствованных самими исцеленными и очевидцами. Но сколько опытов благодатной немощи святителя ведомы только тем, кому они явлены!

Убеждение, что его тело сохраняется нетленным, было всеобщим. В 1845 году начата была в Задонском монастыре кладка нового каменного обширного собора. В связи с предстоящими работами, было принято решение перенести без оповещения паствы гроб святителя Тихона временно в другой храм. Гроб с останками святителя Тихона от сырости практически не сохранился. А тело святителя   найдено нетленным; архиерейское облачение, в котором он был погребен, найдено неповрежденным и целым. Подложив под нижнюю доску три чистые полотна, трудившиеся в открытии гроба благоговейно подняли мощи святителя из склепа на поверхность земли. По всей усыпальнице распространилось неизъяснимое благоухание. Это было первое обретение честных, нетленных мощей святителя Тихона, Задонского и всея России чудотворца, на прославление которого приехали в Задонский монастырь более 300 000 человек!

  • Великий задонский светильник (Чудесные исцеления и благодатная помощь) /Сост. иеродиакон Стефан (Киселев)

Последняя книга в нашем обзоре посвящена чудесам, свершившимся по молитвам святителя Тихона Задонского. Они свершались и ранее, не прекращаются и сегодня.

Ежегодно таганрожцы совершают паломничество в Задонский Рождества-Богородицкий монастырь. И многие на себе испытали благодатную помощь по его молитвам и при желании могли бы поделиться информацией об этом. Для тех, кто только намеревается поехать по местам, связанных с пребыванием там святителя Тихона Задонского, наша библиотека может предложить следующие книги:

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Морев Л. История Задонского мужского монастыря
  • Задонские святыни: православный путеводитель
  • Клоков А.Ю. и др. Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Задонский район.
  • История Задонского Богородице-Тихоновского Тюненского женского монастыря

При жизни своей святитель Тихон не печатал своих сочинений. Он раздавал их в списках своим знакомым и давал читать рукописные. В духовном завещании своем он поручил своему келейнику Иоанну представить их на рассмотрение Святейшего Синода. С 1784 года постепенно выходят в печати его наставления, проповеди, труд «Плоть и дух» («Собрание неких нравоучений из Святого Писания Нового Завета и Псалмов и толкователя Святого Писания Златоустого, Великого вселенныя Учителя, с приложением рассуждений, в пользу духовную сочиненно»), письма, книга «Об истинном христианстве», представляющая собой  полную систему нравственного богословия и пр.  Святитель Тихон хотел быть не ученым толкователем истин веры христианской, а простым проповедником Евангелия для душ, ищущих спасения. Для пробуждения чувства благочестия, для постоянного возбуждения мысли к небесному памятованию о Боге Тихон старается, чтобы все предметы, окружающие простого человека в его быту, служили для него памятником духовного мира.

«Видишь в жене, матери или в птице к птенцам горячую любовь, – от сей любви перенесись мыслью к той божественной любви, которой возлюбил Бог свое разумное создание. Видишь ветвь, отсеченную от дерева и иссохшую, которая никуда негодна, как только на сожжение. Разумей от сего, что таковое состояние всякого, кто нерадением и злым житием отсечется от Христа, иже есть лоза истинная. Видишь овцу, отлучившуюся от стада своего, которая дотоле бегает, кричит и ищет стада, доколе паки сыщет его. Так подобает и христианину делать, который нерадением отлучился от стада овец Христовых и молит Бога с Давидом: заблудих яко овча погибшее, взыщи раба твоего (Пс. 118:176)61. Видишь, что дитя во всех нуждах к матери своей прибегает; так и христианин всего должен со смирением и верой от Бога Отца своего просить. Видишь, что вода с высоких гор на низкие места стекает. От сего научись, что Бог с высоты своей на смиренных призирает и реки дарований своих на сердца их и изливает. Видишь, что свеча горит и далее сгорает. Знай, что и наше житие, как свеча, горит и потом угасает, и помни кончину. Чувствуешь жар или видишь огнь; от сего огня прейди умом к огню геенскому. Видишь человека в темнице заключена, окована; прейди умом к вечной темнице; адской, и кайся за грехи твои, чтобы и тебе не прийти в место мучения. Видишь чертоги царские украшенные. Тут да восхитит вера сердце твое к вечным чертогам небесным, праведным уготованным. Видишь, что люди, по общему обычаю, в праздничные дни одеваются в одежды светлые и веселятся. От сего временного и земного празднования, возведи ум твой верой к празднику избранных Божиих, которые вечно имеют праздновать и веселитися». Так все земное святитель Тихон делает. образом небесного. Простой человек, без книг и наставлений, при руководстве свт. Тихона, может поучаться высшим истинам, и те обыденные занятия, которые сами по себе привязывают к земному, получают значение уроков о небесном.

Желающим включить в душеполезное чтение своё труды святителя Тихон Задонского, библиотека Центра семьи и молодежи предлагает следующие издания:

 

 

 

 

 

 

 

  • Святитель Тихон Задонский. Собрание сочинений в 5 томах
  • Святитель Тихон Задонский. Духовный посох
  • Святитель Тихон Задонский. Сокровище духовное, от мира собираемое
  • Святитель Тихон Задонский. Молитвослов святителя Тихона Задонского
  • Святитель Тихон Задонский. Плоть и дух
  • Святитель Тихон Задонский. О личных обязанностях каждого христианина
  • Святитель Тихон Задонский. Что есть покаяние
  • Святитель Тихон Задонский. Свет душевный. О любви и милости к ближнему
  • Святитель Тихон Задонский. Слава Богу за всё!

 

 

 

 

 

 

 

Наш обзор хочется завершить словами святителя Тихона: «Бог душе говорит: веруй, люби, надейся, молись, призывай Меня, почитай отца и мать, не убивай, не прелюбодействуй, не кради, и прочее, – душа и должна делать это. Тело не будет делать ничего дурного, если душа не захочет, ибо тело есть орудие души. Будь же душою добрым, тогда и телом всегда будешь добро делать».

Ирина Чекушина

Библиотека духовно-просветительского Центра семьи и молодежи работает с 12.00 до 20.00 в будние дни. ДО ВСТРЕЧ!