Вопросом «кем я хочу стать?» не поздно задаться в любом возрасте. Уверен — если сделать это всерьёз — растерянность и сутулого подростка, и наученного держать спину взрослого, окажется практически одинаковой. Разве что у второго найдётся больше шансов отмахнуться от «пустой траты времени», ибо — некогда. А первому, ежесекундно проваливающемуся в болото своей неуверенности; ни разу в жизни не получавшему СМС о зачислении зарплаты; не слышавшему, как к нему на работе начинают обращаться на «вы», а иногда — и по отчеству; не принимавшему искренней благодарности за какой-нибудь (пусть и кажущийся тебе полной ерундой) результат своей работы; так вот, первому — отмахнуться если и удастся, то только ударившись во что-то, что окажется пострашнее неуютного зуда сомнения и тревоги.

Fizr8_29_1

Для иллюстрации приведу анимационное отступление про три состояния вещества (зависящие, как известно, лишь от загадочного понятия «температура»). Пусть, маленький ребёнок — это газ. Он заполняет собой любое пространство — кричит, задаёт вопросы, интересуется именем дедушки пришедшего дяди, блюдом, что съела на завтрак его бабушка, причинами, по которым автор неба выбрал для него именно такой цвет и прочими значительными и не очень вещами. Холод же взрослого мира ставит его «на место»: «мне некогда», «руки сюда не суй», — за примерами далеко ходить не надо. Ребёнок послушно остывает и где-то к первому классу (плюс-минус несколько лет) смиренно становится жидкостью, принимающей форму сосуда, в котором располагается. Если у него в семье (во дворе, в школе, да где-нибудь) найдутся люди, хоть чем-нибудь интересующиеся, по соответствующему предмету в его дневнике появятся хорошие отметки, а если — нет, то энергия направится на что-нибудь попритягательнее школьной программы. К 9-11 классу человечек затвердеет. Его примут в институт (или — куда ещё), где «заточат» уже окончательно. Защита диплома — необходимая финальная «обжарка», и — наконец — деталька готова к службе в Механизме, главное свойство которого — Абстракция.

Мировая революция, счастье отдельно взятого народа (или — всего человечества), благополучие чьих-то внуков, да что угодно. Чтобы вопрос «так кем же?..» появился, из этой Абстракции нужно выпасть — что «по несчастью или счастью», совершенно не понятно почему, пока случается.

И тогда в голове бубнится написанная 25-летним предтечей декадентства строчка: «А годы проходят — все лучшие годы!»… А сколько ты (это я себе), собственно говоря, прожить хочешь? 70 — как завещали древние греки? 26 — как Лермонтов? 37 — как Пушкин? 44 — как Чехов? 55 — как Бродский? Всё-таки 70 — как Пастернак? Или как Толстой — 82?

Я понимаю, что располагает — конечно же — Бог, но человек-то на то и человек, чтобы хотя бы предположить.

Психолог удивится — так в чём же дело? Открой типологию профессий Климова (что составлена по объектам труда: «Человек — человек», «Человек — техника», «Человек — художественный образ», «Человек — природа», «Человек — знак») или — Голланда (опирающуюся на деление по «типам личности»: «Реалистический», «Исследовательский», «Артистический», «Социальный», «Предпринимательский», «Конвенциональный»), и — тёмное прояснится. Не понял? Тест на проф.ориентацию пройди, на сайт с гороскопами сгоняй, древнегреческую мифологию проанализируй, кто ты из богов Олимпа? К психологу в конце концов сходи. За «денюжку».

Так в том-то и дело, что типологии я и сам грех как люблю, но в данном случае они работают скорее с частями того самого Механизма, куда детальки вставляются, а человеку-то что делать?

214217

Философ Мераб Мамардашвили говорил: «Дьявол играет нами, когда мы не мыслим точно». В фильме же «В поисках Бобби Фишера» есть — на мой взгляд — потрясающая картинка, помогающая эту мысль освоить. Учитель с учеником возле шахматной доски. Трогать фигуры запрещено. Мальчик решает задачку (мат в 4 хода), всматривается в расположение фигур, просчитывает возможные комбинации, и — вдруг — педагог сметает всех ферзей, королей и прочих боевиков на пол. Остаётся клетчатая деревяшка. 8 на 8. Ученик, включая воображение, восстанавливает на доске расположение фигур, после чего — наконец-то — находит правильное решение.

А ну-ка. Тряхнём воображением. Что будет, скажем, лет через 5? Сходу не получается. Зайдём с края. Что там окажется наверняка? Люди, наверное. А что за люди?

Папа одного моего приятеля, будучи инженером, всегда спрашивал у девочек, которых его сын приводил домой, что больше: tg45° или ctg(П/4)? Правильно отвечали немногие.

Одна филологическая барышня призналась мне в том, что если раньше она соглашалась на внимание со стороны любого симпатичного представителя противоположного пола, то недавно стала спрашивать у новых претендентов — а «Божественную комедию» они вообще читали?
А в некоторой поэтической тусовке кодовым словом, паролем, без которого попасть в этот круг не представлялось возможным, служило отчество поэта Ходасевича (и имя-то которого не каждый так сходу вспомнит, а — зря).

Какие же в твоём будущем люди? Дома, на работе, в пабе? Ведь, как замечательно заметил актёр, режиссёр и клоун Вячеслав Полунин: «Работай только с теми, кого хочешь обнять. С теми, кого обнять не хочется, ничего не получится». Так а с какими хочется? С умными? С красивыми? Уверен, что вероятность встречи с ними прямо пропорциональна точности формулировки.

KMO_085979_06375_1_t218_234704

В доказательство приведу кинематографическое отступление. Августовский лес. Группа туристов бредёт по тропинке. Лица измучены и недовольны. Вдруг кто-то бросает вскользь слово «грибы». Оглянувшись по сторонам и всмотревшись в окрестности,  кто-то замечает внимательную белку, кто-то — спелую голубику, кто-то — дупло, напоминающее человеческое ухо, после чего взгляд каждого ложится на грибы. Грибы повсюду — знатоки с выражением уточняют — «вот это — «Белый», а это…». Заинтересовавшись, туристы останавливаются и достают своё — кто фотоаппарат, кто — смартфон, кто — ножичек и пакетик…

Увидеть мы можем только названное, имеющее своё имя.

Так почему бы уже не ответить на самые простые вопросы. Что ты час за часом хочешь делать по будням? А — по выходным? В какой стране жить? В каком городе? В каком доме? Как будет выглядеть твой рабочий кабинет? Из кого будет состоять твоя семья? Сколько ты хочешь зарабатывать в неделю? А сколько будет длиться рабочий день? Как будут проходить твои выходные? А отпуск?

Отвечая на конкретные вопросы, восстановив на шахматной доске фигуры и просчитывая возможные комбинации, многие сюжеты отпадут сами собой, а другие, наоборот, возникнут — одни специальности не совместимы с длительными путешествиями, для других нужно мастерски владеть иностранным языком и вообще — по ним лучше учиться в специализированных учебных заведениях. О третьих придётся узнать что-то новое — например, залезть на сайт по поиску работы и посмотреть, чего требуют от тех, кого возьмут на должность, тебя завораживающую.

f8ab29d019f69c4bfe34dc1115b3db5c_0900_0600

Также помогает идеальное расписание: во сколько ты встанешь, что будешь делать, какие задачки решать, где побываешь, с кем встретишься, как проведёшь вечер… Только хорошо бы прописать всё максимально подробно и не выдумывать, не заполнять недостающие данные фантазиями, а найти их в ответах занятых твоим делом людей, в биографических книгах, фильмах (благо, интернет пестрит подборками «фильмы о журналистах», «фильмы о художниках», «фильмы о врачах»). Главное — настроится на то, чтобы искать ответы на конкретные вопросы, увидеть, из чего состоит жизнь человека, выбравшему тот или иной путь и тогда конкретика победит растерянность, а там — глядишь — захочется уже выстроить и свою собственную Систему. Мне кажется, что только её и возможно противопоставить Абстрактному Механизму. Что же в ней расположить во главе угла, в каких турнирах и за что сражаться, чему посвящать свою жизнь и смерть — придёт время — ответишь. Сам. Но сказать себе «я хочу, чтобы было так и — стало быть — будет так» лучше уже сейчас. И шагнуть — как в прохладное море. Раз, два, три!

Кирилл Сафронов

Автор Кирилл Сафронов