Премьера названного так спектакля по одноименной пьесе Виктора Ольшанского в субботу, 3 декабря, состоялась в Чеховском театре.

— Виктор Иосифович Ольшанский, на мой взгляд, — замечательный автор, — отметил художественный руководитель Таганрогского Чеховского театра Сергей Герт. – Он прислал мне эту пьесу еще 2019 году. Мне она очень понравилась. Но потом у нас наступила пандемия… Это – комедия в 2-х действиях по мотивам удивительной истории, рассказанной дипломатом, послом Франции в Российской империи графом Луи Филиппом де Сегюром в книге «Записки о пребывании в России в царствование Екатерины Второй».

«Приказано мне: из Клостермана в скорейшем порядке изготовить чучело для Кунсткамеры, где оно, то есть чучело, и будет выставлено для всеобщего обозрения!» — сообщает придворному банкиру Ивану Иоганновичу Клостерману его давний приятель — обер-полицмейстер Тарбеев.

Ничего себе юмор! Чернее не придумаешь! Однако это – не шутка. Именно такой приказ отдала матушка императрица.

Жизнь, между тем, в доме Клостермана бьёт ключом; домашние приготовили несчастному ещё и другие душевные испытания…

Режиссер-постановщик спектакля – Алексей Матвеев. Замыслы драматурга и режиссера блестяще реализовал прекрасный актерский ансамбль. В главных ролях — Александр Коваль (Клостерман) и Татьяна Алексеева (его жена).

Алексей Матвеев – режиссер Астраханского драматического театра. Так Екатерина II снова связала воедино два наших южных города, Таганрог и Астрахань. Когда-то в письме Вольтеру она назвала их вместе; к слову, это письмо послужило основанием легенды о том, что Петр I хотел сделать наш город столицей Российской империи.

И Алексей Павлович Матвеев, и Сергей Давыдович Герт родились в конце декабря – в ту пору, когда человеку и всему живому особенно не хватает света и тепла. Благо – Бог им обоим дал недюжинный талант, и каждый из них свет и тепло приумножает в мире всей силой своего таланта.

В Таганрогском Чеховском театре даже комедии положений не только позволяют зрителям насмеяться вволю, но и дают пищу – и для ума, и для сердца. Всё это в полной мере относится и к спектаклю «Как живой», который на поверку оказывается наполненным добрым юмором, самоиронией, оптимизмом и другими самыми светлыми чувствами.

Самые проникновенные произведения поэтов, прозаиков и драматургов рассказывают о смерти или о любви. Или – без «или». «Как живой» — о любви.

Антон Сахновский.

Фото Андрея Лызь.