В выставочном зале Таганрогского отделения Союза художников России – первая персональная выставка Софии Гетман «Объяснение в любви». В любви художница объясняется всему миру, а в первую очередь – городу, в котором живет и творит, — нашему Таганрогу.

По образованию София – инженер-программист, а это – тоже творческая профессия. Но пробудившаяся неутолимая жажда творчества заставила её оставить прежнюю работу…

Все дети любят рисовать. Будучи девочкой, София сама для себя была и кистью, и красками: она занималась хореографией. Но профессиональной балериной не стала. Однако ничто на земле не проходит бесследно: выработанные классической хореографией стремление к совершенству, способность к творческому, но при этом скрупулёзному труду не только пригодились ей в дальнейшем, но и повели её по жизни.

Будучи девушкой, София стала рисовать карандашами: это входило в учебную программу, а училась она на архитектора. Правда, не доучилась, архитектором, как и балериной, не стала. А стала дипломированным инженером-программистом. И была им до 36-и лет. А в 36 взяла в руки кисть и краски и стала расписывать керамику. Становилось всё теплее. И не только на душе. Поменяв место жительство, переехав из Казахстана в Таганрог, она обрела любимый край. И стала его писать: на её работах – Таганрог и Вареновка…

Именно в Таганроге она стала профессиональным художником, членом Союза художников России.

Персональная выставка явно и ярко показывает, что художница мастерски владеет различными техниками, ей удаются и натюрморты, и портреты, и жанровые композиции. И все же София Гетман прежде всего – пейзажист.

Выступая на открытии выставки, председатель Таганрогского отделения Союза художников России Александр Щенников обратил внимание на одухотворенность и поэтичность работ этой художницы, на её умение тонко подмечать, казалось бы, второстепенное.

— Это – художник, выросший не в мастерской, копируя фотографии, а в степи, вдыхая запах полыни, и это чувствуется, — сказала о коллеге таганрогская художница, кандидат искусствоведения Тамара Земляная. – Каждая её картина ею прожита, пропущена через душу…

Софию с её первой большой авторской выставкой, с её дебютом поздравил и Виктор Хлопецкий, представитель старшего поколения художников нашего города, который покровительствует Софии Гетман и её подругам Людмиле Казарян и Ольге Кириленко: они вчетвером выезжают на пленэры в пригороды Таганрога; «Мержановские бугры» – так они назвали свою арт-группу.

Виктор Леонидович Хлопецкий сравнил художников со скакунами и подчеркнул, что София Гетман – непохожий на других «иноходец».

— Выставка оказалась большой заявкой: из неё может получиться очень значимый и знаменитый художник, – отметил, характеризуя Софию Гетман, патриарх таганрогского художественного цеха Николай Николаевич Ливада. – Её работы – скромные, но в них – столько человеческих планов… Считаю, сейчас она посмотрит на себя со стороны, — и поставит себе новую планку, задачи другого уровня. Пора из этого поуэтюдного состояния выходить и замахиваться на полноценный пейзаж. Надо делать следующий шаг: все предпосылки к этому есть.

София Гетман чаще всего пишет осень или зиму – засыпающую или уже уснувшую природу. И даже свою дочь она изобразила спящей. И это, конечно, — не случайно.

Общество потребления огрубило нас. Мы стараемся быть передовыми потребителями, а то, что не можем вместить во чрево, в жильё и в гараж, стремимся сожрать глазами. Мы хватаем всё красивое и яркое и спешим за новыми впечатлениями. Однако работы Софии Гетман в глаза не бросаются. Но при этом каким-то чудесным образом побуждают перед ними остановиться…

Сам я – не художник, не искусствовед. Но запомнил первое знакомство с творчеством этой художницы. Это была масштабная коллективная выставка. А на ней, в углу – небольшая работа — простой куст. На нем не было ни цветов, ни листьев, ни даже шипов. Но чем-то он меня зацепил…

Общество потребления призывает нас взять от жизни всё уже сегодня. Картины Софии Гетман, каждая из которых наполнена светом души создавшей её художницы, говорят совершенно о другом. Они говорят о том, что после зимы приходит весна, и на месте засохшей травы начинает зеленеть новая. О том, что природе и человеку нужен и отдых. О том, что нужно жить любовью ко всему сущему. О том, что ожидание радости – тоже радость.

Выставка продолжит работу до 19 ноября по адресу: ул. Греческая, 48 (пересечение Греческой и Добролюбовского, вход со стороны переулка). Ежедневно, кроме воскресенья и понедельника, с 12-00 до 18-00. Вход свободный.

Антон Сахновский.

Фото автора.

 На фото: София Гетман и председатель Таганрогского отделения Союза художников России Александр Щенников – на открытии выставки.