Воскресенье за неделю до начала Великого поста называют Неделей о Страшном Суде. Если мы внимательно посмотрим на Церковный календарь, на недели, которые предваряют Великий пост, то увидим, что Церковь как мудрый педагог  постепенно готовит человека к настоящему подвигу.

Первая подготовительная неделя — это размышления о мытаре и фарисее. Пред нами фарисей, который кичился, тщеславился своими добродетелями и не видел в себе ни единого изъяна, и мытарь, который из чувства глубокой вины пришел в храм, чтобы испросить у Бога прощения. Господь сказал о них, что мытарь вышел из храма более оправданным, чем фарисей.

Неделя о блудном сыне – это неделя, когда мы вспоминаем о человеке, который расточил все богатство, которое не сам приобрел, а получил в наследство от своего отца. И не по времени отшествия отца в мир иной, а истребовав, можно сказать, выкрав это наследство, ушел в другую страну и там все расточил и пришел в крайнюю бедность. Именно размышления о том, что отец милосерд, побудило его прийти и попросить у своего отца прощения.

Сегодняшняя неделя о Страшном суде заставляет нас задуматься о том, что каждый человек, желает он этого или нет, верит он в это или нет, все равно предстанет пред Богом и даст отчет за свою жизнь. Мы каждый день даем отчет перед своей совестью, которая неумолимо свидетельствует о том, что мы делаем правильно или неправильно. Хотим мы этого или нет, но совесть вступает с нами в диалог. Но когда человек начинает лукавить, он учится побеждать голос совести, приглушать ее и вовсе не слышать. И в какой-то момент он начинает себя обманывать, думать о том, что нет смерти, что он не несет ответственности ни перед собой, ни перед другими людьми, находит благовидные причины, чтобы объяснить свои поступки. Это лукавство очень глубоко входит в  душу человека, в его сознание, и он полностью извращает свое мировоззрение. Извращает так, что внешне исполняя заповеди Божии, на самом деле совершает множество злостных грехов так, как будто ему никогда не придется отвечать за них.

Неделя о Страшном Суде возвращает нас к реальности, к размышлению о том, что каждый из нас вынужденно предстанет пред Богом и будет давать отчет. Страшный Суд называется так не по причине того, что Господь как жестокий судия будет мерить  наши поступки, а потому, что даже добродетели будут испытываться на предмет их искренности.

Святые отцы учат о том, что на Страшном Суде будут испытаны даже дела ангелов, а не только дела людей.  И тогда, осознав всю Правду Божию, всю реальность того, что человек дает отчет пред Богом, мы начинаем понимать, сколько в нас изъянов, насколько много в нас недостатков, и как много требуется усилий, для того, чтобы по благодати Своей Господь помог нам справиться с ними.

Неделя о Страшном Суде заставляет нас задуматься еще об одном, о том, что любой из нас грешен, как говорит псалмопевец Давид, «всяк человек ложь», ни в одном из нас нет правды, в каждом есть изъян. У одного старца спросили: «Если на страшном суде мы будем видеть грехи других людей, то как же нам будет стыдно друг перед  другом!»  Но старец ответил так: «Поверьте, когда мы будем видеть свои грехи, нам не будет дела до грехов других». Когда мы увидим себя обнаженными пред Богом, мы будем думать только о себе, о том, что с нами будет дальше.

Действительно, когда мы предстанем на Страшном Суде, пред нами обнаружатся все дела и поступки других людей. Бывает так, что мотивы некоторых поступков людей неразрешимы для нас, происходят ссоры, какие-то недомолвки, мы порой неспособны договориться и убедить друг друга в той или иной истине. Иногда клевета, возведенная на человека, бывает ничем неизгладима. И только на Страшном Суде мы можем узнать правду о том, был ли этот человек чист или действительно его обвиняли за дело. На Страшном Суде как говорят святые отцы, мы будем судиться не только пред Правдой Божией, но еще и друг с другом.

Митрополит Антоний Сурожский говорит о том, что человек, когда размышляет о Страшном Суде, должен помнить, что если он не сумеет простить другого человека, то и сам не сможет быть прощен. Неделя о Страшном Суде — неделя, когда мы должны осознать  неизбежность того, что мы предстанем пред Богом, и думать о том, с каким сердцем, с каким чувством приготовимся к этой встрече. Все  богослужение Церкви устроено так, чтобы мы с вами размышляли об этой встрече с Богом. Каждый раз на литургии мы просим у Бога мирной кончины и доброго ответа на страшном суде, каждый раз в своих молитвах – утренних и вечерних – обращаемся к Богу о том, чтобы Господь дал нам добрый ответ. Но этот добрый ответ дается через сознание своих грехов, через обращение к Богу и желание исправиться.

Нам предстоит следующее воскресенье, именуемое Прощеным, когда мы будем просить друг у друга прощения. Невозможно попросить друг у друга прощения, не осознав своей вины. Именно поэтому Церковь предваряет эту неделю, этот день всепрощения, неделей о Страшном Суде, потому что каждый из нас имеет недостатки и каждый нуждается в прощении.